О проблеме афганских беженцев после захвата власти талибами

Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ) призвало страны не высылать находящихся на их территории граждан Афганистана на родину, включая тех, кому ранее власти отказали в предоставлении убежища. Об этом заявила 17 августа  на брифинге в Женеве официальный представитель ведомства Шабия Манту.   «С учетом быстрого ухудшения обстановки в сфере безопасности и прав человека на значительной территории страны и ввиду нынешней чрезвычайной гуманитарной ситуации УВКБ призывает государства прекратить принудительное возвращение афганцев, в отношении которых ранее было установлено, что они не нуждаются в международной защите», — сказала Манту. Речь идет, в частности, о тех просителях убежища, чьи просьбы были отклонены ранее. УВКБ ожидает также, что государства не будут закрывать доступ на свою территорию афганцам из числа мирных жителей. «На странах лежит юридическая и моральная ответственность предоставлять бегущим афганцам возможность поиска безопасности и не возвращать беженцев путем принуждения», — констатировала Манту.  Как отметила официальный представитель, УВКБ обеспокоено «риском нарушений прав человека» в отношении «гражданских лиц, включая женщин и девочек» в Афганистане. Она сообщила, что с начала года «более 550 тысяч афганцев стали внутренне перемещенными лицами вследствие конфликта и отсутствия безопасности». При этом очевидны две вещи.

  1. Далеко не все пытающиеся покинуть сейчас Кабул афганцы являются чисто политическими беженцами. Таковые уже выехали в своей массе, причем не только через столичный аэропорт.
  2. Таким образом, бОльшая часть штурмующих ныне аэропорт в Кабуле (до 100 тыс. человек)– это те, кто собственно просто бежит «под шумок» за лучшей жизнью в США и Европу. Что опять же всегда было без связи с политическим режимом в самом Афганистане и видимо еще долго будет. По оценкам американских экспертов,  нынешний кризис в Афганистане  подстегнет новые волны миграции в ближайшие недели, добавив значительное число лиц к 2,6 млн афганских беженцев, уже проживающих в разных частях мира в условиях многолетней войны в их родной стране. С учетом этого, несмотря на все  риски, тысячи афганцев, скорее всего, все равно попытаются бежать, опасаясь грядущего возвращения к социально и политически ограничительному правлению талибов. Опять же поправим американских экспертов – дело совсем не в талибах, если, конечно не иметь в виду  тот факт, что исчезает огромная финансовая кормушка от США и ЕС, с которой кормилось приличное количество афганцев, а значит, есть прямой смысл перебраться под благовидным гуманитарным предлогом   непосредственно к местоположению самой кормушки. Это по-человечески понятно, но причем здесь права женщин (большинство из них даже в самолетах коалиции сидят в парандже и есть все основания полагать, что они ее будут носить и Париже или Берлине) и демократические свободы?  Вопрос идет, прежде всего, об экономической миграции.

В свете надвигающегося притока мигрантов генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш 16 августа призвал все страны принимать беженцев и воздерживаться от депортаций. Однако готовность каждой страны сделать это будет варьироваться в зависимости от их индивидуальных социальных, политических соображений, вопросов безопасности и экономической ситуации. Что это значит практически для каждого региона по оценке американских аналитиков?

Ближний и Средний Восток

Власти Турции сообщили об увеличении числа афганских мигрантов, которые пытаются проникнуть на турецкую территорию из Ирана и развернули дополнительные силы на восточной границе, чтобы остановить этот наплыв. В Турции уже проживает одно из крупнейших в мире число беженцев: в настоящее время их в стране проживает 4 млн, 120 000 из которых — выходцы из Афганистана. В этом контексте многие турецкие политики по всему политическому спектру предостерегли правительство от приема бОльшего числа афганцев, что может произойти в рамках соглашения Анкары о мигрантах с Европейским союзом.

Иран, тем временем, создал временные лагеря вдоль своей восточной границы, чтобы разместить ожидаемый приток афганских беженцев. Согласно официальным правительственным данным, в настоящее время в Иране проживает 780 000 афганских беженцев. Но реальное число, как ожидается, приблизится к 2 млн, причем многие из них проживают в стране нелегально. Многие афганцы, проживающие в Иране, являются шиитами-хазарейцами, которые искали безопасное убежище в Иране с шиитским большинством — фактор, который может побудить большее число афганцев-шиитов попытаться переехать в Иран, поскольку меньшинства опасаются преследований на фоне консолидации власти суннитских талибов. В других частях региона Катар, как сообщается, временно примет афганских мигрантов и поможет им в транзите в Соединенные Штаты и другие места. Но остается неясным, окажут ли другие богатые арабские государства Персидского залива помощь в транзите и переселении беженцев из Афганистана .

Экономическое и социальное негативное беспокойство местного населения по поводу увеличения числа беженцев будет подпитывать критическую политическую риторику и может спровоцировать демонстрации как в Иране, так и в Турции. Правительства этих стран могли бы использовать свою роль в качестве основных страновых «якорей» принимающих беженцев и мигрантов, чтобы запросить помощь у более богатых западных правительств, особенно у Европейского союза. Однако, в частности, в Турции политические дебаты между правящими и оппозиционными партиями по этому вопросу, вероятно, ускорятся, учитывая предстоящие выборы 2023 года. Борьба за сохранение своей популярности окажет давление на турецкое правительство  и правящую ПСР в рамках жесткого ограничения  притока мигрантов. Это отличается от миграционного кризиса 2015-2016 годов, во время которого Турция приняла миллионы мигрантов и заключила сделку с ЕС в то время, когда ПСР недавно укрепила свою власть и ее популярность не была поставлена на карту.

Южная Азия

Несмотря на ухудшение ситуации в Афганистане, Пакистан сохраняет свои границы закрытыми для афганских мигрантов в соответствии со своим заявлением в июле о том, что страна не может принимать дополнительных беженцев. 17 августа пакистанские официальные лица опубликовали заявление, в котором говорится, что они продолжат принимать граждан Афганистана, имеющих действительную визу или карту резидента, в результате чего тысячи беженцев застряли у недавно возведенных пограничных заграждений вдоль пяти основных пунктов пересечения границы между двумя странами. По сравнению с Пакистаном, афганская миграция в Индию является менее серьезной проблемой из-за отсутствия прямого наземного маршрута. Хотя существует небольшая возможность передвижения через Пакистан, хорошо защищенная индийско-пакистанская граница, вероятно, предотвратит значительную эскалацию миграционных потоков. Индия недавно ввела чрезвычайные электронные визы для граждан Афганистана, ищущих временного убежища в стране. Отказ Пакистана принять афганских беженцев ляжет дополнительным бременем на другие соседние страны Центральной Азии, поскольку на их границах появятся большие группы людей. Однако опасения по поводу резкого роста афганской миграции окажут дополнительное давление на Пакистан в рамках  использования свои своих отношений с «Талибаном» для содействия политическому соглашению о формировании нового афганского правительства, которое могло бы предотвратить массовый исход. Хотя поток афганских мигрантов в Индию, вероятно, будет ограниченным, афганский кризис все еще может повлиять на отношения между талибами и Индией в будущем. Талибы негативно относятся к Индии за ее военную поддержку афганскому правительству в последние десятилетия. И Индия только недавно обратилась к талибам с просьбой установить контакт в качестве участника нынешнего кризиса в Афганистане.

Европа
Главная цель Европейского союза — не допустить повторения событий 2015-2016 годов, когда более миллиона сирийских граждан побежали в Европу, спасаясь от войны в своей стране. Этот кризис привел к спорам между государствами-членами ЕС о том, как обращаться с ними, оказал необычно высокое миграционное давление на такие страны, как Греция, и способствовал росту антииммиграционных политических групп по всему блоку. В начале августа группа правительств ЕС, включая Грецию и Германию, направил письмо в Европейский союз с просьбой продолжить депортацию нелегальных афганских мигрантов, несмотря на ухудшение ситуации в Афганистане. Затем 16 августа, на следующий день после того, как талибы объявили о контроле над Кабулом, президент Франции Эммануэль Макрон призвал к «надежному» иммиграционному плану ЕС и подчеркнул необходимость предвидения и защиты от «крупных нерегулярных миграционных потоков, которые могут поставить под угрозу тех, кто их использует и подпитывает торговлю людьми всех видов». В ближайшие недели ЕС, вероятно, расширит сотрудничество, включая предоставление финансовой помощи, с такими странами, как Турция, Иран и Пакистан, в целях удержания граждан Афганистана на их территориях и предотвращения их попадания в Европу. Правительства отдельных стран ЕС также будут выдавать визы и предоставлять убежище избранной группе афганских граждан, которые работали с ними в Афганистане. Наконец, ЕС, вероятно, также усилит сигнал о том, что незаконные мигранты будут высланы, надеясь отговорить афганцев от миграции в Европу. Но ЕС будет бороться за депортацию афганцев, как только они проникнут в европейские страны. Значительное увеличение числа прибывающих мигрантов, вероятно, возродит политические споры 2015-2016 годов, когда правительства стран-членов ЕС не смогли договориться о механизме распределения мигрантов по всему блоку.

Евразия

Россия и другие страны Евразии внимательно следят за развитием событий в Афганистане, при этом соседние государства Центральной Азии, Узбекистан и Таджикистан, особенно обеспокоены захватом власти движения «Талибан», что приводит к увеличению потоков мигрантов. Таджикистан  заявил, что готов приютить до 100 000 афганских беженцев, предпочтительно этнических таджиков, многие из которых в последние месяцы впервые попали под власть талибов. Узбекистан также готовился к потокам беженцев, но отказался выразить готовность принять беженцев, чтобы не привлекать дополнительные потоки на свою территорию или через нее. За исключением Таджикистана, государства Евразии развивают связи с движением «Талибан» или выразили готовность сделать это в надежде, что диалог и признание могут помочь сократить потоки мигрантов и их дестабилизирующие последствия.

Государства Центральной Азии и Россия обеспокоены тем, что потоки беженцев на их территорию или через их территорию будут истощать государственные ресурсы, провоцируя антииммигрантские социальные волнения. Они также обеспокоены религиозными радикалами, скрывающимися среди беженцев, которые могут затем проникнуть в мусульманские общины в регионе, чтобы распространить более фундаменталистское видение ислама, что увеличит угрозу терроризма и, возможно, дестабилизирует региональные правительства. За исключением Казахстана, государствам Центральной Азии не хватает ресурсов, чтобы справиться с основными потоками беженцев, и им придется обращаться либо к международным организациям, либо к глобальным державам, таким как Россия и Китай, для обеспечения экономической поддержки, необходимой для предотвращения или снижения затрат обустройство беженцев.

Северная Америка

Соединенные Штаты надеются перевезти 3500 афганцев со специальными иммиграционными визами через свои границы в ближайшие недели в рамках операции «Союзники и убежище» 1200 из этих обладателей виз уже были эвакуированы из Афганистана. Сообщается, что Соединенные Штаты стремятся заключить соглашения с третьими странами о размещении некоторых из этих афганцев до тех пор, пока не будут обработаны их документы, но еще не оформили никаких таких сделок. Государственный департамент пообещал, что тысячи перемещенных афганцев могут подать заявление о предоставлении убежища в Соединенных Штатах, но должны сделать это из третьей страны. Тем временем, по словам министра иммиграции Канады, ожидается прием 20 000 афганских беженцев.
Вопрос о том, примут ли Соединенные Штаты больше афганских мигрантов, станет политическим футболом между республиканцами и демократами до промежуточных выборов 2022 года. Более консервативные политики выразят опасения как по поводу предполагаемых экономических ограничений, которые должны помешать Вашингтону тратить деньги на мигрантов, так и по поводу риска религиозных радикалов, скрывающихся среди беженцев, которые затем могут дестабилизировать ситуацию с безопасность в США. При этом правые законодатели США также будут выражать нагативистские политические и социальные настроения  на фоне беспокойства части американского населения по поводу размещения беженцев. Более либеральные политики, тем временем, будут утверждать, что Соединенные Штаты обязаны заботиться не только об афганцах, которые работали вместе с Вооруженными силами США и другими государственными организациями в качестве переводчиков и подрядчиков в течение последних 20 лет, но и о других афганцах, бежавших от правления талибов. В результате дебаты осложнят усилия президента Джо Байдена по поддержанию американцами его решения о выводе американских войск из Афганистана.

52.3MB | MySQL:103 | 0,604sec