Об использовании фактора изменения климата и проблем экологии во внешней политике Израиля

Как полагают американские эксперты, новый виток дипломатической активности Израиля, связанный с изменением климата, откроет ему новые деловые и политические возможности в засушливых арабских государствах Персидского залива, а также может проложить путь к нормализации в таких  странах, как Оман, Саудовская Аравия и Кувейт. Новое правительство премьер-министра Нафтали Беннета проводит новую стратегию «климатической дипломатии», направленную на повышение соответствия международным климатическим соглашениям, одновременно делясь обширным опытом Израиля в области зеленых технологий с дружественными государствами в обмен на новые деловые и улучшенные дипломатические отношения. Министерство иностранных дел Израиля объявило об «экологическом наступлении» в июле после публикации важного доклада ООН о климате, предупреждающего, что мир скоро столкнется с катастрофическими климатическими изменениями. Новая дипломатическая стратегия также осуществляется в то время, когда наиболее экологически ориентированная партия Израиля, МЕРЕЦ, не только находится в правительстве, но и контролирует министерство экологии и окружающей среды страны, что добавляет к обновленному ощущению политической срочности борьбы с глобальным потеплением. Израиль уже давно является технологическим пионером в области зеленых технологий, десятилетиями разрабатывая методы ведения сельского хозяйства в засушливом климате и технологии рекультивации водных ресурсов. Только технологии, связанные с водой, в стране продаются на сумму до 2,2 млрд долларов в год. При правительстве бывшего премьер-министра Биньямина Нетаньяху Израиль не придавал особого значения экологическому аспекту в своих технологических сделках, отчасти потому, что его правящая коалиция исключила партию МЕРЕЦ, выступающую за защиту окружающей среды.

Наиболее экономически и дипломатически прибыльные сделки под новым «зеленым» лозунгом внешней политики  Израиля, скорее всего, появятся из арабских государств Персидского залива, причем страны, подписавшие «Соглашения Авраама», будут лидировать в этом процессе. Объединенные Арабские Эмираты и Бахрейн обязались углубить свое экологическое сотрудничество с Израилем, поскольку они сталкиваются с  проблемами с водой и климатом и, в случае Объединенных Арабских Эмиратов, располагают большими объемами капитала для инвестиций в зеленые технологии. Другие, менее состоятельные участники «Соглашений Авраама» — Судан и Марокко — вероятно, также будут стремиться заключить сделки с Израилем, так как  столкнутся с нарушениями климата и проблемами с обеспечением энергоснабжения и воды. По сравнению с бизнес-ориентированными соглашениями ОАЭ и Бахрейна, сделки с Суданом и Марокко предоставят Израилю больше гуманитарных и дипломатических возможностей. В июне ОАЭ, испытывающие нехватку воды, объявила, что будет сотрудничать с Тель-Авивским университетом в строительстве нового института водных технологий. «Водный проект», некоммерческая организация, базирующаяся в США, оценивает, что ОАЭ истощат свои подземные воды к 2070 году. ОАЭ и Бахрейн уже сильно зависят от опреснения воды, на долю которого приходится подавляющая часть их водоснабжения. Несмотря на высокую стоимость опреснения  воды из океанских источников, обе страны субсидируют цены на воду для поддержания своей экономической привлекательности. Тем временем Израилю удалось сократить свои расходы на опреснение примерно на треть с 1990-х годов. Главный город Судана Хартум, а также крупнейшие города Марокко Марракеш и Рабат также уже сталкиваются с дефицитом воды на фоне продолжительной засухи и более жаркой погоды. Марокко, в частности, все чаще обращается к опреснению в качестве решения своих водных проблем. По мере того, как климат их пустынь становится все более непригодным для жизни, Саудовская Аравия, Оман, Катар и Кувейт будут все больше интересоваться израильскими зелеными технологиями, создавая для Израиля возможности для укрепления каналов неформальной дипломатии. В настоящее время эти арабские государства Персидского залива сталкиваются с серьезными внутренними и/или политическими трудностями, которые не позволяют им открыто нормализовать свои связи с Израилем. Но их правительства сочтут более дешевые водо- и энергосберегающие технологии Израиля все более привлекательными для снижения стоимости жизни в условиях повышения температуры и сокращения запасов воды. Действительно, сотрудничество в области охраны окружающей среды было одним из нескольких направлений,  которое стараются развивать ОАЭ в рамках улучшения своих отношений с Израилем. Если израильские зеленые технологии окажутся эффективными для решения проблем, связанных с климатом в ОАЭ, власти в других странах Персидского залива также могут начать склоняться к идее ведения бизнеса с Израилем в этой сфере, особенно в связи с тем, что последствия изменения климата начинают становиться все более очевидными в их повседневной жизни. Кроме того, Израиль и другие страны могли бы начать налаживать доверительные отношения с Саудовской Аравией, Оманом, Катаром и Кувейтом в рамках конференций по вопросам окружающей среды, проводимых либо ОАЭ, либо Бахрейном. В июле 2019 года министр иностранных дел Израиля посетил ОАЭ публично, чтобы обсудить, среди прочего, вопросы управления водными ресурсами с этой страной. В следующем месяце Израиль и ОАЭ объявили о своем намерении нормализовать отношения. Даже если коалиция Беннета рухнет, следующее израильское правительство, скорее всего, продолжит эту «зеленую дипломатию». Нынешнее израильское правительство политически слабо, и коалиция Беннетта опирается на очень хрупкий партийный баланс в рамках сохранения большинства в Кнессете. Однако, поскольку климатический кризис будет только усугубляться, экологизм, несомненно, останется основным направлением израильской политики на десятилетия, независимо от того, что произойдет с его нынешним правительством.

62.86MB | MySQL:102 | 0,468sec