О формировании нового правительства Ливана

10 сентября ливанский парламент одобрил внесенный премьер-министром Наджибом Микати состав нового кабинета министров этого арабского государства. Таким образом, закончился очередной правительственный кризис, продолжавшийся в Ливане 13 месяцев. Напомним, что предыдущее правительство во главе с премьером Хасаном Диабом (антикризисный кабинет) подало в отставку после взрыва в бейрутском порту 4 августа 2020 года. С этих пор правительство было временным. Министры продолжали исполнять свои обязанности,  но их полномочия не позволяли договариваться о кредитах с иностранными банками и международными организациями, а также проводить реформы, необходимые для преодоления экономического кризиса. В декабре 2020 года президент Мишель Аун поручил лидеру движения «Мусткабаль» и бывшему премьер-министру Сааду Харири формирование нового правительства. Однако С.Харири не справился со своей задачей. Основной причиной явился его конфликт с президентом, настаивавшим на «блокирующей трети» в новом правительстве (министры, назначенные главой государства и представляющие партию СПД). В итоге 20 июля Харири отказался от формирования кабинета. 27 июля Мишель Аун поручил эту задачу Наджибу Микати. Кандидатура нового премьера была одобрена ливанским парламентом.

Ливанские эксперты и политологи считают, что формирование нового правительства не могло состояться без давления со стороны Франции и США, обусловивших оказание необходимой финансовой помощи Ливану созданием ответственного кабинета. Между Микати и президентом Мишелем Ауном были определенные разногласия по составу нового правительства, но они были преодолены после серии встреч между Джебраном Басилем  и зятем Наджиба Микати.

Перед новым ливанским правительством  стоит невероятно сложная задача преодолеть экономический кризис, погрузивший Ливан в состояние коллапса. В своем докладе от апреля 2021 года Всемирный Банк поместил нынешний ливанский экономический коллапс в список десяти, а, может быть, и трех наиболее суровых кризисов с середины 19 века. ВВП Ливана в 2020 году снизился на 20% и достиг нижней отметки в 33 млрд долларов. Государственный долг приближается к 100 млрд долларам, что стало результатом безответственной кредитной политики правительства, которую Всемирный Банк охарактеризовал как «схему Понци». Курс национальной валюты упал с 2019 года на 90% и в начале июля достиг 18 тысяч лир за доллар. В Ливане возникла реальная перспектива нехватки товаров потребления, а для некоторых категорий населения  и голода, так как страна импортирует 85% товаров первой необходимости. Между тем, Центральный банк страны (Banque du Liban) имеет валютные резервы только на 15 млрд долларов. Бедность в Ливане достигла беспрецедентных масштабов. В настоящее время 45% ливанцев попали в категорию бедных, а 22% населения страны живет ниже уровня бедности. 30% ливанских детей ложатся спать голодными и не получают медицинской помощи. В то же время 77% домохозяйств не хватает денег на продукты питания. Субсидии на продукты питания, горючее и медицинское обслуживание за прошедшие два года были постепенно сняты, что больно ударило не только по бедным слоям населения, но и по среднему классу.

Прежде всего, необходимо сказать несколько слов о личности нового главы ливанского правительства. Наджиб Микати не новичок в политике. В 1998-2004 годах он занимал пост министра транспорта и общественных работ. В 2005 и в 2011-2014 годах был премьер-министром Ливана. Наджиб Микати родился в Триполи в 1955 году. Закончил экономический факультет Американского университета в Бейруте. Микати принадлежит к аристократической суннитской семье, оказывающей влияние на политическую и экономическую жизнь в Триполи с 17 века.  С начала 1980-х годов вместе с братом Тахой активно занялся бизнесом и коммерцией. Главным направлением бизнеса братьев Микати стали телекоммуникации. Их компания М1 первой начала развивать мобильную связь в Сирию (позже продала свои активы в этой стране компании Рами Махлюфа). Затем братья Микати освоили подобный бизнес в Судане, Йемене и Мьянме. В 2006 году они продали компанию М1 южноафриканской телекоммуникационной компании МТN за 5,5 млрд долларов. Помимо мобильной связи братья Микати контролируют строительные компании в ОАЭ, Катаре, Южной Африке и Франции. Н.Микати известен своим пристрастием к роскоши и любит пожить на широкую ногу. Миллиардер обладает 100-метровой яхтой и дворцом в Марокко. Во время своей второй премьерской каденции Наджиб Микати пользовался поддержкой со стороны «Хизбаллы» и движения «Амаль» и поддерживал с этими партиями хорошие партнерские отношения. В то же время он не смог найти взаимопонимания со Свободным патриотическим движением (СПД) Джебрана Басиля. Одновременно Наджиб Микати всегда стремился к расширению партнерских отношений Ливана с Россией. В феврале 2014 года он присутствовал в качестве гостя на зимней Олимпиаде в Сочи.

Новый премьер объявил о том, что его кабинет является правительством технократов, не связанных с политическими партиями. Судя по всему, он лукавит. По крайней мере, несколько министров имеют тесные отношения с политическими партиями и группировками Ливана. Директор Ближневосточного центра Фонда Карнеги Майя Яхья считает, что новое правительство включает в себя несколько «реально компетентных министров». К ним относятся новый министр финансов, бывший вице-президент Центробанка Юсеф Халиль и министр здравоохранения, директор Госпиталя Университета Рафика Харири Фирас Абьяд, получивший известность своей борьбой с эпидемией COVID-19. «Однако в общем правительство не приспособлено к тому, чтобы справиться со столь масштабным кризисом, так как политические разногласия не позволят выработать всеобъемлющую программу реформ», — считает ливанская исследовательница.

Вице-премьером в новом правительстве стал Сааде аш-Шами. Министром по делам общественных работ и транспорта – Али Хамийе. Министром культуры – Мухаммед Муртада. Обоих считают протеже «Хизбаллы». Для шиитского движения особенно важным является пост министра транспорта, так как он облегчает контроль «Хизбаллы» над международным аэропортом и морским портом Бейрута. Пост министра внутренних дел занял Бассам Мавлауи, пост министра экономики – Амин Салам. Министром сельского хозяйства стал Аббас аль-Хадж Хасан, министром по охране окружающей среды – Насер Ясин. Пост министра иностранных дел занял Абдалла Абу Хабиб, министра обороны – Морис Слим. Министерство труда получил Мустафа Байрам, а Министерство образования – Аббас Халаби. Министром по делам телекоммуникаций стал Джонни Корм. Министром по делам беженцев и перемещенных лиц – Иссам Шарафеддин. Министерство по делам туризма получил Валид Нассар, Министерство информации – Жорж Кордахи. Министром юстиции стал Анри Хури. Министерство энергетики получил Валид Файяд. На должность министра по делам социальной защиты назначен Гектор Хаджар. Министром промышленности стал Жорж Боджакиян, а министром по делам молодежи и спорта – Жорж Калас. В новом ливанском правительстве всего одна женщина – министр по делам административного развития Наджла Рияши.

Президент Ливана Мишель Аун высоко оценил создание нового правительства. Он отметил: «Сейчас мы живем в осаде по причине санкций и сирийских беженцев. Но благодаря новому правительству мы выйдем из Ада и поднимемся из бездны». Насколько он прав, покажет время.

62.83MB | MySQL:102 | 0,585sec