Ливан: топливный кризис привел к ухудшению ситуации в области здравоохранения

«Хизбалла» объявила о прибытии второй партии иранского топлива в Ливан, поскольку страна находится на грани полного энергетического коллапса. Судно, загруженное дизельным топливом 23 сентября  вечером прибыло из Ирана в Ливан через сирийский порт Банияс. «Хизбалла» заявила, что топливо из Ирана может помочь смягчить затянувшийся энергетический кризис в стране. Государственная электроэнергетическая компания Ливана заявила 23 сентября, что сокращение запасов топлива может привести к полному отключению электроэнергии в стране к концу сентября. Однако поставки иранского топлива вызвали критику некоторых политических партий страны за нарушение санкций, введенных США в отношении Ирана и Сирии, в то время как другие заявили, что они используются в качестве пропагандистского инструмента для укрепления позиций «Хизбаллы». Премьер-министр Ливана Наджиб Микати заявил, что иранские поставки представляют собой нарушение суверенитета Ливана, но в реальности альтернативных поставщиков у него нет. Поставки египетского газа зависят от темпов реконструкции газопровода Сирия-Ливан. К тому же совершенно случайно его на прошлой неделе подорвали некие боевики «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России). То есть, помимо технических проблем есть и еще вопросы с безопасностью. По сути, вышеприведенные заявления Микати надо расценивать прежде всего как попытку не раздражать лишний раз западные страны и по причине внутреннего недовольства ливанского премьера тем фактом, что правительство вообще отстранено от системы распределения иранского топлива.   Есть еще и иракское топливо.  В июле Ирак подписал соглашение, позволяющее правительству Ливана, испытывающему нехватку наличных средств, оплачивать 1 млн тонн мазута в год товарами и услугами. Но «тяжелый» иракский мазут не подходит для использования в Ливане, и  его приходится обменивать в тендерах на подходящий сорт. Этот временной лаг только усиливает дефицит. В своем заявлении от 25 сентября компания  Electricite du Liban (EDL), основной поставщик электроэнергии в стране, заявила, что она может генерировать менее 500 мегаватт из топлива, которое получено в результате сделки с Ираком. EDL заявила, что ее запасы мазута как класса А, так и класса В достигли критической точки и уже закончились на некоторых объектах, которые в настоящее время прекратили производство. «Сеть уже семь раз испытывала полное отключение по всей стране, и если это продолжится, существует высокий риск достижения постоянного и полного отключения к концу сентября», — говорится в заявлении. Обострение нехватки топлива в последние несколько месяцев означало, что государство практически не поставляло электроэнергию. Отключения электроэнергии по всей стране в настоящее время могут длиться до 23 часов в сутки, при этом большинство ливанцев полагаются на дорогостоящие частные генераторы в условиях разрушительного экономического кризиса. Правительство повысило цены на топливо на прошлой неделе во второй раз менее чем за неделю на фоне жесткого нормирования, вызванного крахом системы субсидий. В последние месяцы правительство постепенно повышал цены на топливо, поскольку Центральный банк Ливана, испытывающий нехватку наличных средств, больше не может позволить себе финансировать импорт топлива, в то время как потеря ливанской валютой 90% своей стоимости менее чем за два года привела к тому, что большая часть населения оказалась в нищете. Последнее по времени повышение цен, за которым, как ожидается, последует дальнейший рост в ближайшие недели, широко рассматривается как прелюдия к полной и окончательной отмене правительством субсидий на топливо. В пересмотренном прейскуранте, опубликованном Министерством энергетики в среду, цена на 20 литров бензина с 95-октановым числом установлена на уровне 202 400 ливанских фунтов (13 долларов по курсу черного рынка) по сравнению со 174 000 фунтов на предыдущей неделе (11 долларов на черном рынке). Таким образом, с конца июня цены на бензин выросли более чем втрое на фоне жесткого нормирования, которое превратило целые улицы в хаотичные очереди автомобилей, ожидающих заправки. Чтобы заполнить бак автомобиля среднего размера, большинству ливанцев теперь пришлось бы платить почти ежемесячную минимальную заработную плату в размере 675 000 ливанских фунтов (43 доллара на черном рынке), в то время как, по оценкам, почти 80% населения живет за чертой бедности. Джордж аль-Бракс, член синдиката владельцев АЗС, сообщил местным СМИ в среду, что последнее по времени повышение цен не было «окончательным», предполагая, что цены скоро снова поднимутся. Он также предупредил, что неминуемая отмена субсидий не приведет к прекращению длинных очередей за бензином. Заявление Министерства энергетики  было сделано в связи с тем, что многие бензоколонки по всей стране оставались закрытыми для потребителей. Импортеры топлива и владельцы АЗС говорят, что у них нет бензина на складах, но власти обвинили их в том, что они накапливают запасы для продажи по более высоким ценам, как только субсидии будут официально отменены. Премьер-министр Наджиб Микати, правительство которого было недавно приведено к присяге после 13 месяцев политического паралича после взрыва в порту Бейрута в августе прошлого года, заявил CNN, что 74 % из более чем 10 млрд долларов, потраченных на субсидии, были «неправильно использованы трейдерами». По всей стране усилились отключения электроэнергии, и многие домохозяйства прибегают к покупке дизельного топлива для частных генераторов на черном рынке. Субсидии на пшеницу, топливо и некоторые лекарства ежегодно обходятся правительству примерно в 6 млрд долларов. К концу мая власти согласились частично отменить субсидии, чтобы облегчить доступ, но инициатива уже провалилась. Центральный банк Ливана объявил в  августе, что он будет поставлять импортерам доллары только по рыночному курсу, основанному на ценах, определенных Министерством энергетики, поскольку он уже активно тратит свои резервы, оцениваемые всего в 15 млрд долларов.

На этом фоне  медицинские учреждения предупредили, что нехватка топлива может иметь смертельные последствия для пациентов. Сектор здравоохранения Ливана стал свидетелем «тревожной» утечки мозгов: по меньшей мере треть медицинского персонала покинула страну менее чем за два года, сообщила в воскресенье Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Сектор находится под сильным давлением и уже испытывает трудности из-за массовой нехватки топлива и медикаментов в условиях разрушительного экономического кризиса. Генеральный директор ВОЗ Тедрос Адханом Гебрейесус и региональный директор организации Ахмед аль-Мандхари посетили Бейрут две недели назад и подняли тревогу по поводу последствий продолжающегося кризиса, который считается одним из худших в мире с 1850 — х годов, для здоровья в стране. «Нехватка топлива приводит к тому, что большинство больниц работают только на 50% мощности. Основные и жизненно необходимые лекарства находятся в дефиците, а ограничения в иностранной валюте серьезно ограничивают импорт лекарств и медицинских товаров», — говорится в заявлении ВОЗ, опубликованном 19 сентября.  Международная организация отметила, что также вызывает беспокойство бегство многих медицинских работников из страны, при этом, по оценкам, 40% врачей и 30% медсестер покинули Ливан «либо навсегда, либо временно». «Утечка мозгов происходит с угрожающей скоростью»,-заявила ВОЗ, добавив, что ситуация еще больше ухудшилась из-за пандемии коронавируса и последствий экономического краха страны для психического здоровья ливанцев.

55.53MB | MySQL:113 | 0,531sec