Как полагают некоторые иранские аналитики, отношения между Ираном и Азербайджаном в последние годы претерпели серьезные изменения, что особенно проявляется после Второй Нагорно-Карабахской войны. После ее окончания процесс восстановления освобожденных районов Нагорного Карабаха ускорился, и была надежда, что иранские компании смогут принять участие в некоторых важных проектах в этих областях. Из-за общих этнических и религиозных корней Азербайджана с Ираном в Тегеране придают особое значение своей политике в отношении Баку. Государственный таможенный комитет Ирана сообщил, что, согласно расчетам APA-Economics, в период с января по август 2021 года стоимость торгового обмена между Ираном и Азербайджаном была на 25,4% выше, чем за аналогичный период прошлого года. Стоимость экспорта Азербайджана в Иран была на 14,6% меньше, чем в предыдущем году. Импорт Азербайджана из Ирана увеличился на 30,3%. Недавняя напряженность в отношениях между Ираном и Азербайджаном началась прошлым летом и достигла своего пика в последние дни сентября. В августе, после того как иранские грузовики покинули территорию Азербайджана и направились в Нагорно-Карабахский регион, где доминирует Армения, Баку выразил свое недовольство этим фактом. 11 августа Министерство иностранных дел АР сообщило, что Баку направил Тегерану ноту протеста в связи с «незаконными грузовиками», отправленными Ираном в Карабахский регион Азербайджана. Послу Ирана, приглашенному в МИД АР, была предоставлена информация о незаконном въезде в Карабах иранских грузовых автомобилей. Министерство заявило, что нота протеста была выражением несогласия с тем фактом, когда транспортные средства Ирана постоянно въезжали и выезжали из Карабахского региона Азербайджана без официального одобрения Баку. То есть, здесь вопрос в первую голову о соблюдении Тегераном «нового юридического статуса» НКР. Несмотря на официальный протест Азербайджана, поставка товаров в контролируемый Арменией район Карабаха (Ханкенди) продолжалась, что вынудило азербайджанскую полицию останавливать и задерживать иранские грузовики. 12 сентября Служба национальной безопасности Армении сообщила, что иранские транспортные средства были остановлены и проверены азербайджанской полицией недалеко от села Эйвазли. По мере обострения разногласий с Арменией по поводу «сухопутных коридоров» Азербайджан препятствует проезду иранских грузовиков через свою территорию с целью доставки товаров в Армению и части Нагорного Карабаха, где проживают армяне. 15 сентября этот спор усилился, когда МВД Азербайджана подтвердило, что они задержало два иранских грузовика. Проверка иранских грузовиков, перевозящих товары в Ханкенди привела к официальному протесту иранского правительства, и этот вопрос неоднократно поднимался в социальных сетях.
Некоторые иранские военные эксперты считают, что любая эскалация напряженности в ирано-азербайджанских отношениях, которая может привести к войне, нанесет ущерб экономике Азербайджана. Независимо от того, препятствует ли Азербайджан въезду иранских грузовиков или освободит задержанных иранских водителей, в настоящий момент Вооруженные силы Ирана и Азербайджана находятся на самом высоком уровне военной напряженности, которая, даже если и не приведет к полномасштабной войне (а в ее возможность никто в Иране всерьез не верит), может нанести экономический ущерб Азербайджану. Некоторые иранские официальные лица считают, что хорошее сотрудничество и отношения между Израилем и Азербайджаном противоречат национальным интересам и национальной безопасности Ирана. Иран провел военные учения армии и КСИР на ирано-азербайджанской границе в качестве предупреждения Азербайджану о возможном присутствии Израиля в стране. Мэтью Брайз, бывший посол США в Азербайджане считает, что после победы в 44-дневной войне оппозиция среди иранских «азербайджанских турок» (а именно так они практически официально называются и так они назывались и в Азербайджане до 1940-х годов) политике, проводимой Тегераном, усилилась. Иран осознает это. Военные учения Турция-Азербайджан-Пакистан также приветствовались азербайджанцами в Иране на бытовом уроне, даже были проведены демонстрации в поддержку Азербайджана. Именно поэтому Иран пытается показать проведением своих военных учений местным азербайджанцам, чтобы они излишне не вдохновлялись. Израильско-азербайджанские отношения в данном случае стали лишь поводом и формальным оправданием политики Ирана в отношении Азербайджана. В соответствии со своими национальными интересами Азербайджан установил хорошие военные и экономические отношения с Израилем, и обе стороны намерены повышать уровень отношений во всех областях. Это похоже на то, как Иран укрепляет свои отношения с Арменией, со времени получения ей независимости.
Президент АР Ильхам Алиев заявил, что, несмотря на предупреждения его страны Ирану прекратить перевозку грузов в Нагорный Карабах, который является этническим армянским анклавом, но международно-признанным в качестве территории Азербайджана, Тегеран не принял их во внимание. Между тем заявления представителя верховного лидера ИРИ в провинции Ардебиль Хасана Амели и некоторых членов парламента против правительства Азербайджана усилили уровень напряженности между двумя странами. Проведение совместных турецко-азербайджано-пакистанских военных учений спецназа также было одной из причин проведения военных маневров армии и КСИР на ирано-азербайджанской границе.
Иран заявил о различных причинах проведения военных учений, включая военную подготовку и охрану границ. Однако он без колебаний подчеркнул, что целью маневров и военного присутствия на северо-западной границе является Израиль. Общие религиозные и этнические корни Ирана и Азербайджана всегда должны учитываться как Вооруженными силами Ирана, так и правительством. Внешняя политика — это арена, на которой реализуются национальные интересы каждой страны в отношении множества разнообразных и противоречивых субъектов, от которых каждая страна стремится получить наибольшую выгоду. При этом лейтмотивом тона аналитики в иранских СМИ остается тезис о том, что снижение напряженности в регионе и поддержание стабильности и безопасности отвечают интересам обеих стран. С возможным снятием санкций две страны могут сотрудничать в общей области на Каспии.
Для снижения напряженности в регионе Иран может сыграть активную роль в обеспечении региональной стабильности и безопасности, приняв новую геополитику в регионе после Второй Нагорно-Карабахской войны и улучшив отношения с Азербайджаном. Сотрудничество Ирана и Азербайджана с другими странами региона является необходимым условием для создания стабильности и безопасности в регионе.