О сближении между Израилем и Египтом. Часть 2

13 сентября 2021 г. в Шарм-эш-Шейхе на Синайском полуострове новый премьер-министр Израиля Нафтали Беннет провел свою первую встречу с президентом АРЕ Абдель Фаттахом ас-Сиси. Она состоялась через год после подписания «Авраамовых соглашений» о нормализации отношений между Израилем и четырьмя арабскими странами.

По результатам переговоров в Каире израильские официальные лица выразили большое удовлетворение и оптимизм по поводу того, что установившийся в 1979 г. «холодный мир» между Израилем и Египтом вот-вот начнет «теплеть». Аналитики, оценивая состояние и перспективы израильско-египетских отношений, также в основном сходятся во мнении, что встреча Беннета с ас-Сиси свидетельствует об их потеплении. Они усматривают признаки того, что Египет готов к осторожному развитию всесторонних связей с еврейским государством. В качестве доказательства приводится публичный характер этой встречи. В прошлом Египет стремился свести к минимуму демонстрацию своих контактов с Израилем, чтобы избежать негативной реакции в обществе.

Некоторые аналитики рассматривают встречу Беннета с ас-Сиси как важное событие, которое вывело двусторонние отношения за рамки формата ас-Сиси-Нетаньяху, а значит, гарантирует, что они станут системными, не зависящими от отдельных политиков. Тем более это важно, учитывая нестабильность израильской избирательной системы[i].

Офир Винтер, научный сотрудник Института исследований национальной безопасности (Institute for National Security Studies, INSS), надеется, что «встреча [двух лидеров] заложила некий фундамент для дальнейшего улучшения отношений, а также их присутствия в публичной сфере».

По словам Эрана Лермана, вице-президента Иерусалимского института стратегии и безопасности (Jerusalem Institute for Strategy and Security, JISS) и бывшего заместителя главы израильского Совет национальной безопасности, «много чего можно сделать, как только политический эшелон в Египте подаст сигнал профессионалам о том, что он не возражает [против сотрудничества с Израилем]». Наблюдается готовность к нормализации отношений с Израилем и со стороны других стран. Если при Хосни Мубараке Египет критиковал любые выявленные им признаки нормализации, желая сохранить свою роль посредника между арабским миром и Израилем, то нынешнее египетское руководство публично поддержало «Авраамовы соглашения», и ас-Сиси позвонил лидеру ОАЭ Мухаммеду бен Заиду, чтобы поздравить его с «историческим шагом… в продвижении мирного процесса».

Э.Лерман считает, что изменение позиции стало возможным благодаря тому, как ас-Сиси видит будущее Египта. По словам эксперта, перемена прослеживается «в культурных символах Египта, с акцентом на египетскую идентичность, средиземноморскую идентичность, определенное дистанцирование от панарабских претензий предыдущих лет [открытого конфликта с Израилем в 1940-1970-х годах], и все это делает связи с Израилем еще более естественными»[ii].

Вопросы безопасности останутся в центре израильско-египетских отношений. Как и Израиль, Каир с тревогой относится к тому, что талибы вновь контролируют Афганистан. Группы джихадистов воодушевлены захватом власти, и Афганистан может снова стать площадкой для подготовки международных террористических организаций, с которыми, в частности, борется Египет.

По словам президента Иерусалимского института стратегии и безопасности (Jerusalem Institute for Strategy and Security, JISS) Эфраима Инбара, «две страны волнуются по поводу ухода США с Ближнего Востока и последствий для их национальной безопасности; их беспокоит радикальный ислам на фоне ситуации в Афганистане; и, конечно же, усиление влияния Ирана в регионе»[iii].

Израиль является незаменимым партнером Каира в его ожесточенном соперничестве с Турцией, которое началось, когда турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган поддержал «Братьев-мусульман» после отстранения движения от власти с победой ас-Сиси в 2013 г.

Египет вел прокси-войну против Турции в Ливии в 2014-2020 гг. и проводит региональный газовый форум с участием Израиля, Греции и Кипра с целью противодействовать действиям Турции в Восточном Средиземноморье. Хотя Анкара предприняла попытки наладить отношения с Каиром, египетские официальные лица ведут себя с турками осторожно.

Израиль и Египет продолжают тесно координировать свои действия, направленные на борьбу с террористическими группировками на севере Синайского полуострова.

Все эти проблемы национальной безопасности связаны с решением экономических задач. Во-первых, стабильность на Синайском полуострове имеет решающее значение для восстановления туризма. Во-вторых, Турция препятствует реализации плана Египта стать ведущим энергетическим хабом в регионе.

С позиции Израиля, Египет играет важную роль во взаимоотношениях с палестинцами на Западном берегу р. Иордан и особенно в секторе Газа.

В начале сентября этого года в израильских СМИ появилась информация о том, что ас-Сиси намерен активизировать израильско-палестинские мирные переговоры, а разведывательная служба Египта должна завершить подготовку мирной инициативы, над которой она работала в сотрудничестве с неназванными арабскими и европейскими представителями. Утверждалось, что с этой целью Египет собирается принять у себя израильских, палестинских, американских, европейских и арабских официальных лиц для обсуждения предложения перед его официальным обнародованием. Премьер-министр Н.Беннет, правда, накануне визита в Каир публично исключил возможность начала дипломатического процесса с ПНА. В канцелярии президента Израиля Ицхака Герцога сообщили о телефонном разговоре с египетским лидером, который поздравил своего коллегу и израильский народ с предстоящими еврейскими праздниками. И.Герцог поблагодарил ас-Сиси за «важную роль, которую он играет в поддержании стабильности и мира в регионе»[iv].

Э.Инбар отмечает, что встреча Н.Беннета и А.Ф.ас-Сиси прошла на фоне насильственных столкновений на границе с сектором Газа и ракетных обстрелов израильской территории, которые привели к росту напряженности между ХАМАСом и Израилем. Еще во время эскалации насилия в мае 2021 г. Египет выразил готовность продолжить способствовать заключению длительного соглашения между двумя враждующими сторонами[v].

Усилия Египта, направленные на посредничество в заключении долгосрочного соглашения между Израилем и сектором Газа израильские эксперты объясняют тем, что Каир рассматривает «Братьев-мусульман», ответвлением которых является правящее в анклаве движение ХАМАС, как реальную угрозу режиму.

По словам Цви Мазаля, бывшего посла Израиля в Египте, Румынии и Швеции, ныне старшего научного сотрудника Иерусалимского центра публичной политики, «Израиль, Египет и ХАМАС находятся в «медвежьих объятиях» не из-за сильной любви друг к другу, а в связи с наличием общих границ и необходимостью каждой стороны защищать свои интересы в условиях террора и насилия»[vi].

Израильский эксперт отмечает, что, несмотря на многочисленные враждебные действия ХАМАСа в отношении Египта и применение последним жестких мер против правящего в Газе движения на протяжении многих лет, включая частичное закрытие границы, египетские президенты воздерживались от вступления с ним в ожесточенную фронтальную конфронтацию. Тогда как ХАМАСу удалось превратить Синай в террористическую базу против Израиля, что ставило под угрозу безопасность Египта. В свое время движение создало обширную систему тоннелей для поставок ракет, взрывчатых веществ и террористов с Синайского полуострова в сектор Газа, с привлечением местных жителей. Без сотрудничества с джихадистскими организациями на Синае, которые объединились в «Ансар Бейт аль-Макдис», а затем присягнули на верность лидеру ИГ Абу Бакру аль-Багдади и стали «Синайской провинцией Исламского государства», было бы невозможно управлять такой разветвленной сетью.

В начале правления ас-Сиси в 2014-15 гг. отношения между Египтом и ХАМАСом ухудшились. После череды столкновений на Синайском полуострове и определенных изменений в политике движения ас-Сиси пришел к выводу, что лобовое столкновение с Газой не будет способствовать продвижению египетских интересов и не позволит ему выступить в качестве посредника в примирении между ПНА и ХАМАСом, а также в установлении спокойствия на границе между Израилем и сектором Газа.

Несмотря на наличие противоречий, ХАМАС и ПНА по-прежнему считают Египет главным посредником в достижении межпалестинского согласия.

По мнению Ц.Мазаля, активное посредничество Египта между Израилем и ХАМАСом во всех случаях эскалации насилия отвечает его основным интересам. Самую большую озабоченность Каира вызывает то, что широкомасштабные военные действия Израиля в секторе Газа приведут к прорыву границы и проникновению на египетскую территорию десятков тысяч палестинцев, которых придется поддерживать. К тому же эти люди могут создать террористические центры и начать сотрудничать с Исламским государством, действующим на Синае. «В то же время Египет не готов платить какую-либо цену за содействие урегулированию конфликта между Израилем и палестинцами. В Каире подтвердили, что не намерены отдавать часть своей суверенной территории на Синайском полуострове для размещения палестинского населения в соответствии с мирным соглашением между Израилем и палестинцами, и даже отвергли идею строительства порта для экспорта из Газы в Аль-Ариш, чтобы способствовать благополучию жителей анклава. Египет рассматривает отношения с ХАМАСом исключительно с точки зрения своей безопасности и статуса в арабском мире».

Ц.Мазаль полагает, что «для Израиля важно посредничество Египта в урегулировании конфликта с сектором Газа, потому что оно придает двустороннему взаимодействию стратегическое значение. Потенциал мирного договора до сих пор реализовывался в основном в решении вопросов в области безопасности, прежде всего в борьбе с исламистским терроризмом на севере Синайского полуострова. Даже экспорт израильского газа в Египет не способствовал нормализации отношений, поскольку это было соглашение между израильскими и египетскими компаниями без какого-либо участия египетского народа»[vii].

[i] Bennett-Sissi meeting shows Egypt wants to expand Israel ties, but up to a point  // The Times of Israel. 15.09.2021 — https://www.timesofisrael.com/bennett-sissi-meeting-shows-egypt-wants-to-expand-israel-ties-but-up-to-a-point/

[ii] Там же.

[iii] Israeli, Egyptian leaders’ rare public meeting signals warming of relations // JISS. 30.09.2021 — https://jiss.org.il/en/inbar-israeli-egyptian-leaders-rare-public-meeting/

[iv] Sissi calls Herzog for New Year, as Cairo said pushing for new Palestinian talks // The Times of Israel. 05.09.2021 https://www.timesofisrael.com/sissi-calls-herzog-as-cairo-said-pushing-for-renewed-israel-palestinian-talks/

[v] Там же.

[vi] 22 מילכוד – וחמאס מצרים ישראל // JCPA. 16.01.2020 — https://jcpa.org.il/article/ישראל-מצרים-וחמאס-מילכוד-22/

[vii] Там же.

52.24MB | MySQL:103 | 0,485sec