О ситуации вокруг афганских беженцев в Германии

В четверг глава федерального внешнеполитического ведомства Х.Маас, ранее отказавшийся от участия в первых дебатах, посвященных оценке миссии Бундесвера в Афганистане, выступил с заявлением по поводу эвакуаций из данной страны. По словам министра: «мы (ФРГ – авт.) не прекращаем наших усилий по вывозу людей из Афганистана в безопасное место… Сегодня еще 217 афганских мужчин и женщин должны прибыть в Германию чартерным рейсом из Пакистана, более 20 из которых затем отправятся в другие страны ЕС. С помощью Катара в течение последних нескольких дней также стали возможны вылеты других, в основном граждан Германии, прочие варианты находятся в стадии разработки. Тем, кто имеет разрешения от правительства Германии на въезд в Германию и прибывает автомобильным транспортом в соседние государства, наши посольства незамедлительно предоставляют визу… Такую помощь уже получили более 760 человек…. Мы уже смогли помочь почти 900 людям покинуть Афганистан с момента заверения эвакуации военных».

Если верить словам политика, то Берлин весьма эффективно работает над проблемой вывоза собственных граждан и афганского населения, сотрудничавшего с Бундесвером. Однако у правозащитных организаций, СМИ и экспертов сформировалось другое, более скептическое мнение в отношении сложившейся ситуации. Первая проблема, к которой приковано внимание, состоит в международном сотрудничестве, недостаточная эффективность которого рискует привести к тому, что именно на ФРГ ляжет львиная доля ответственности за прибывающих афганцев. С одной стороны, глава МИД Люксембурга еще в августе на министерском саммите ЕС призывал расширить программы поддержки Евросоюза, направленные именно на прием беженцев. Аналогичные мысли он высказал в общении с официальными представителями Германии, а затем и немецкими СМИ.

Уже в сентябре внешнеполитическое ведомство Люксембурга стало оказывать воздействие на суды с тем, чтобы они приостановили рассмотрение обращений находящихся на территории государства афганцев о предоставлении убежища до конца января 2022 г., а сам министр стал более активно выступать не за прием населения, бегущего от группировки «Талибан» (запрещена в РФ), а на том, чтобы оказывать Афганистану поддержку удаленно и без приема его граждан у себя. Стоит отметить, что смена курса в отношении обратившегося ранее за статусом беженца афганского населения обусловлена тем, что Люксембург хочет регулярно проводить мониторинги ситуации в Афганистане, чтобы иметь возможность быстро инициировать возвращение местного населения на родину. Разумеется, Люксембург не является локомотивом европейской политики, но в сочетании с антиммигрантской риторикой других государств дополняет этот фронт, потенциально нарушая тем самым планы Германии по  хотя бы относительно справедливому распределению беженцев. Кроме того, такие идеи явно найдут поддержку среди сторонников депортаций афганцев из Германии.

Параллельно с этим более 9 тыс. беженцев, которые должны были отправиться в США через перевалочные пункты в Германии – Рамштайн и Кайзерслаутерн застряли там в связи со вспышкой кори. Ссылаясь на нее, американские власти заморозили полеты еще в сентябре. Германия провела среди находящихся на базах вакцинацию, причем не только от кори, но на всякий случай еще от краснухи и оспы, заявив о готовности к эвакуации более 8 тыс. человек. По состоянию на конец текущей недели, Вашингтон в целом признал меры, предпринятые Берлином, эффективными и достаточными, для возобновления полетов, что, по сообщениям немецких СМИ, прогнозируется в ближайшие дни. Вместе с тем, подобная заминка рискует стать дополнительным фактором, побуждающим афганцев, пытаться остаться в ФРГ, а не дожидаться отправки в США.

Потенциально может вырасти и список лиц, которым Германия предоставит убежище. Во-первых, Немецкая ассоциация женщин-юристов призывает забрать в ФРГ их афганских коллег. Они столкнулись с угрозой для жизни после того, как пришедшие к власти талибы освободили тех, кого местные женщины судьи отправили за решетку. По подсчетам организации, вывозу из Афганистана должны подлежать порядка 300 местных женщин судей и адвокатов, не считая членов их семей, которым также грозит опасность.

Родственники беженцев представляют собой отдельное направление, также заслуживающее внимания. Претендент на пост канцлера от победившей на федеральных выборах СДПГ О.Шольц выступил с предложением расширить программы воссоединения семей для просителей убежища. Данная инициатива должна охватить все треки, в том числе и афганский. Впрочем, именно последний, как кажется, в текущих условиях создает для партии противоречивую ситуацию. С одной стороны, так она находит поддержку среди потенциальных союзников для создания коалиции. С другой стороны, основной критике за бюрократические барьеры и отсутствие отлаженных механизмов подобных эвакуаций, особенно в Афганистане, больше всего критикуется МИД Германии, который возглавляет член СДПГ Х.Маас.

Не спокойно и на уровне федеральных земель. Дискуссии по поводу судьбы афганских беженцев  начались в Гессене, где «Левые» и СвДП выдвинули свои инициативы по улучшению, как им кажется, ситуации. Первые предлагают сосредоточить внимание на афганцах, которые ранее прибыли в страну, и через их улученную интеграцию помочь новым просителям убежища. Свободные демократы, претендующие на попадание в правительство, состав которого может быть объявлен уже в ближайшее время, настаивает на том, что федеральные земли, в том числе Гессен, должны сконцентрироваться на размещении тех, кто больше всего рискует, оставаясь в Афганистане, а именно местном персонале завершившейся миссии Бундесвера, а также правозащитниках, журналистах. По их проекту, население региона должно пополниться афганскими переводчиками и представителями тамошних оппозиционных СМИ.

Против, разумеется, выступила «Альтернатива для Германии», призывающая сделать акцент на ограниченных программах поддержки для Афганистана и соседних с ним стран, вместо того, чтобы размещать беженцев у себя, увеличивая социальную нагрузку и рискуя «импортировать» радикалов. Также партия на земельном уровне призывает к реформированию законодательства с тем, чтобы сократить процедуру предоставления убежища, а также расширить программу реинтеграции, включив в нее дополнительные возможности не только по возвращению в страну рождения тех, кто не имеет права на убежище в ФРГ, но и третьи страны.

В целом Германия, намеревавшаяся частично снять с себя миграционную нагрузку путем проведений депортационных рейсов в Афганистан, наоборот, столкнулась с ее увеличением именно из-за притока просителей убежища из данной страны, после ее захвата талибами. Пока на уровне как продолжающего исполнять обязанности правительства ФРГ, так и претендентов на вхождение в новую коалицию наблюдается стремление расширить программы поддержки афганцев, в том числе их приема в федеральной республике. Особое положение здесь занимает партия СДПГ, которая с одной стороны, входя в правительство А.Меркель и отвечая там за внешнюю политику, не хочет показать, что курс властей был ошибочным. С другой стороны, стремится таким образом найти точки соприкосновения с наиболее вероятными союзниками – СвДП и «Зелеными».

Любопытно, но в случае успеха вероятной «альтернативной» правительственной коалиции без ХДС, не исключено, что в дальнейшем партия, некогда возглавлявшаяся А.Меркель, получит шанс на восстановление своего влияния именно за счет мигрантской тематики, поскольку уже имеет негативный опыт агитации за прием беженцев. Впрочем, потенциал этой возможности ограничен тем, что более активно на поприще борьбы с засильем мигрантов проявляет себя АдГ, взаимодействия с которой основные политические силы ФРГ старательно избегают.

52.21MB | MySQL:103 | 0,535sec