О кризисе власти в Судане

Судан переживает самый крупный политический кризис за два года перехода к гражданскому правлению. На массовой демонстрации, которая прошла 16 октября  в центе Хартума тысячи протестующих, выступающие за переход власти в руки военных, потребовали роспуска правительства. До этого так массово митинговали только сторонники гражданского правительства. Этот кризис власти был предопределен изначально: власть в стране не может по определению принадлежать сразу двум центрам силы.   Военные и гражданские группировки делят власть в восточноафриканской стране в непростом союзе с момента свержения давнего президента Омара аль-Башира, который был свергнут армией в апреле 2019 года после нескольких недель массовых протестов. Субботний протест был организован отколовшейся фракцией «Сил за свободу и перемены» (FFC), гражданского альянса, который возглавил протесты против аль-Башира и стал ключевым элементом переходного периода. У президентского дворца протестующие скандировали: «Мы останемся на своих местах… мы хотим роспуска этого правительства», «Одна армия, один народ» и «Армия принесет нам хлеб». Этот протест начался после того, как премьер-министр Абдалла Хамдок 14 октября обнародовал «дорожную карту», направленную на прекращение того, что он назвал «наихудшим и самым опасным» политическим кризисом в стране за два года переходного периода и призвал к проведению в том числе и военной реформы. То есть, замахнулся на святое и реакция суданских военных не заставила себя долго ждать. Группы, выступающие за гражданское правление, призвали к протестам   21 октября. Поддержка переходного правительства ослабла в последние месяцы в связи с его жесткими экономическими реформами, которые включали сокращение субсидий на топливо и управляемое падение суданского фунта. Инфляция резко возросла, достигнув 422% в июле, а затем немного снизилась в августе и сентябре. Хамдок, бывший экономист ООН, столкнулся с призывами распустить свое правительство после того, как Международный валютный фонд(МВФ) одобрил соглашение о кредите и облегчении долгового бремени на 2,5 млрд долларов, в результате которого внешний долг Судана сократится примерно на 50 млрд долларов. Однако жесткие реформы ударили по карманам многих суданцев, которые сейчас борются с нищетой, нехваткой лекарств и отключением электроэнергии. Реформы, санкционированные МВФ, до сих пор приводили к резкому росту расходов на продовольствие и транспорт, вынуждая суданский народ идти на жертвы. С сентября демонстранты в Восточном Судане заблокировали торговлю через ключевой морской порт Порт-Судан. 21 сентября правительство заявило, что сорвало попытку государственного переворота, и возложило вину на сторонников режима аль-Башира, в котором доминировали исламисты и военные. После попытки государственного переворота в сентябре военные и гражданские партнеры по разделению власти оказались втянутыми в словесную войну, когда военные лидеры потребовали реформы кабинета министров и правящей коалиции. Гражданские политики обвинили военных в стремлении к захвату власти. «Попытка государственного переворота открыла дверь для разногласий и для всех скрытых споров и обвинений со всех сторон, и таким образом мы бросаем будущее нашей страны, народа и революции на ветер», — сказал Хамдок в своем выступлении 15 октября. Он описал нынешний конфликт не между военными и гражданскими лицами, а между теми, кто верит в переход к демократии и гражданскому руководству, и теми, кто этого не делает. «Я не являюсь нейтральным или посредником в этом конфликте. Моя четкая и твердая позиция заключается в полном соответствии гражданскому демократическому переходу», — сказал он. До этого Служба безопасности Судана 13 октября ограничила поездки 11 гражданских лиц, связанных с правительственными органами, большинство из которых входят в состав целевой группы, которая наблюдает за переходом страны к демократии, согласно высокопоставленным источникам в гражданском правительстве. Большинство должностных лиц, на которых направлен запрет, входят в целевую группу, ответственную за ликвидацию финансового и политического наследия аль-Башира, официально известную как Комитет по ликвидации режима 30 июня 1989 года и возвращению государственных средств. Одной из целей запрета на поездки является Мухаммед аль-Факи, член правящего переходного Суверенного совета, который в прошлом месяце обвинил военных в том, что они воспользовались переворотом для захвата власти. Салах Манаа, бизнесмен, также подвергшийся запрету на поездки, сумел сесть на рейс и бежать в Каир. После попытки государственного переворота в сентябре суданская армия прекратила обеспечивать безопасность членов целевой группы и потребовала изменений в гражданской коалиции, с которой она возглавляет страну. Выступая перед агентством Рейтер, высокопоставленный суданский военный опроверг утверждения о том, что армия участвовала в организации запрета на поездки, добавив, что эти меры не входят в ее мандат. Местные источники, тем не менее, четко указывают на Генеральную разведывательную службу Судана (GIS) и утверждают что именно она стоит за запретом на поездки, отметив, что ответственность за эти меры лежит на прокуратуре, а не на Службе безопасности. Кабинет министров, подчиняющийся Суверенному совету, настаивает на проведении расследования. Немедленных комментариев от GIS не последовало. Запрет на поездки был введен после общенациональных протестов в Хартуме, Мадани, Атбаре и других городах, призывающих прекратить участие военных в переходном правительстве. Хамдок в этой связи сигнализировал, что он готов на компромисс. Он сказал, что поговорил с обеими сторонами и представил им «дорожную карту», в которой содержится призыв к прекращению эскалации и одностороннего принятия решений и возвращению к функционирующему правительству. Хамдок подчеркнул важность формирования переходного законодательного органа, реформы вооруженных сил и расширения базы для участия в политической жизни. Ссылаясь на продолжающуюся блокаду главного порта Судана на востоке страны протестующими племенами, Хамдок назвал их жалобы законными, попросив их возобновить торговый поток.  Он также сообщил, что в настоящее время организуется международная конференция доноров в интересах региона. Сторонники местного племенного лидера Сайеда Тирика блокируют дороги, связывающие главный порт Судана с Хартумом, что позволило ему в полной мере продемонстрировать свой вес в национальной политике. С 17 сентября несколько блокпостов не позволяют грузовикам проехать по дороге из Порт-Судана, главного пункта снабжения страны, в Хартум. Это создает угрозу дефицита в стране, которая уже переживает экономический спад. Основная точка блокады находится в Агабе, оплоте лидера племени хадендоа Сайеда Тирика. Тирик, бывший член Партии национального конгресса (ПНК) свергнутого президента Омара аль-Башира (1989-2019), протестует против той части соглашений в Джубе, которая касается его региона. Местные лидеры считают, что «Восточный путь», согласованный между переходным правительством, президентом оппозиционного Конгресса беджа Усамой Саидом и вице-президентом Объединенного народного фронта за освобождение и справедливость Халедом Мухаммедом Идрисом, не учитывает интересы их маргинализованного региона.   Однако требования Тирика на этом не заканчиваются. Недавно он призвал к отстранению политических партий от власти и возвращению к правительству технократов. Он считает, что только военные офицеры должны занимать должности в министерствах внутренних дел и обороны. После попытки государственного переворота 21 сентября соглашение о разделе власти между армией и гражданскими лицами было шатким, и Тирик использует политический кризис, чтобы его голос был услышан. Он также призвал приостановить деятельность комитета, отвечающего за ликвидацию ПНК. Тирик сам является бывшим представителем партии аль-Башира в местном парламенте штата Кассала, и любое расследование в отношении ПНК может в конечном итоге привести к его компрометации и уголовному преследованию. Нападая таким образом на комитет по демонтажу бывшей властной архитектуры, Тирик разыгрывает выигрышную карту. Его просьба прозвучала в то время, когда военные и гражданские лидеры борются за надзор за комитетом до такой степени, что это его работу фактически парализует.   Играя на этих противоречиях, Тирик играет на руку военным, находящимся у власти в Хартуме, которые также с подозрением относятся к деятельности комитета по демонтажу. У Тирика давние связи с некоторыми из них. Если говорить еще предметнее, то со «вторым номером» в    Суверенном совете и главой Сил быстрой поддержки Хемити, который вошел с ним в тесный контакт еще в июле. И теперь он использует это знакомство в полной мере для компрометации правительства Хамдока с точки зрения его неспособности восполнить дефицит топлива и продовольствия.  Отметим, что боевики Тирика получили полную свободу действий от суданских сил безопасности с начала блокаду вокруг Порт-Судана. В 1998 году, когда умер его отец, он унаследовал титул назира, или вождя племени. Это дает ему местную власть и позволяет ему взимать налоги с фермеров, которые обрабатывают землю, которую он контролирует. Но именно его сотрудничество в 2000-х годах с основателем повстанческой коалиции «Восточного фронта» Мусой Мухаммедом Ахмедом продвинуло его в верхние эшелоны власти. «Восточный фронт» подписал мирное соглашение в Асмэре в 2006 году с правительством Судана под эгидой президента Эритреи Исайяса Афеворки. Затем Муса стал одним из помощников Омара аль-Башира, занимая должность чуть ниже должности вице-президента. Соглашение в Асмэре также предусматривает создание фонда реконструкции и развития, в который Кувейт — в настоящее время один из крупнейших кредиторов Судана  заложил 500 млн долл. США в 2010 году. Муса был одним из администраторов этого фонда. Но за десять лет было построено слишком мало инфраструктуры. Активисты и политические оппоненты поспешили обвинить Мусу в монополизации ресурсов фонда и в том, что он позволил Тирику также извлечь из этого личную выгоду. Муса установил связи с военными режима за годы, проведенные на стороне аль-Башира. Некоторые из офицеров, которых он тогда часто посещал, такие как Ген Шамселдин Каббаши, теперь заседают в Суверенном совете. Их роли поменялись местами после падения аль-Башира, и именно Муса теперь находится под защитой Тирика, в обмен на что тот дает ему преимущества в рамках развития своих политических и военных связей.

По мере роста напряженности ряд международных посланников поспешили посетить страну, чтобы ослабить напряженность в отношениях между военным и гражданским руководством. Ранее в этом месяце источник в Организации Объединенных Наций сообщил, что Фолькер Пертес, специальный представитель генерального секретаря ООН по Судану, находился в Хартуме, чтобы провести ряд встреч с гражданскими и военными должностными лицами переходного правительства. На этом фоне Соединенные Штаты недавно предупредили Судан о том, что неспособность добиться прогресса в переходе к гражданскому правлению может поставить под угрозу политическую и экономическую поддержку со стороны Вашингтона.  Джеффри Фелтман, посланник США на Африканском Роге, в начале октября встретился с главой Суверенного совета Судана генералом Абдель Фаттахом аль-Бурханом, а также гражданским премьер-министром Абдаллой Хамдоком.   Во время поездки на этой неделе Фелтман настаивал на том, чтобы суданские политики добились «быстрого прогресса» в направлении гражданского правления, включая «достижение консенсуса в отношении даты», когда гражданское лицо возглавит Суверенный совет, согласно представителю Госдепартамента США Н.Прайсу. «Отклонение от этого пути и невыполнение ключевых контрольных показателей поставят под угрозу двусторонние отношения Судана с Соединенными Штатами, включая значительную помощь США», — сказал Прайс.

52.26MB | MySQL:103 | 0,676sec