Обострение ирано-азербайджанских отношений: взгляд из Тегерана

Последний месяц продемонстрировал значительное ухудшение ирано-азербайджанских отношений и рост конфликтного потенциала между Баку и Тегераном. Три фактора вызвали обеспокоенность и чрезвычайно негативную реакцию со стороны руководства ИРИ. Во-первых, проведение 12-17 сентября на каспийском побережье Азербайджанской Республики совместных маневров Турции, Азербайджана и Пакистана под названием «Три брата». Во-вторых, задержание азербайджанскими пограничниками двух водителей иранских грузовиков в столице непризнанной Нагорно-Карабахской Республики (НКР) Ханкенди (Степанакерте). Машины направлялись транзитом в Ереван. В Иране эту акцию восприняли как намерение азербайджанской стороны препятствовать торговле ИРИ с Арменией. В-третьих, усиление стратегического партнерства Азербайджана с Израилем. Масла в огонь подлило и провокационное интервью депутата азербайджанского парламента Расула Гаджиева турецкой проправительственной газете «Ени шафак» под названием «Иран будет стерт с лица земли».

В ответ на маневры трех исламских государств (два из них суннитской направленности) Иран провел 1-7 октября в непосредственной близости от азербайджанской границы собственные военные учения «Фатехан-э-Хайбар» («Победители Хайбара») с применением современных видов вооружений, в том числе беспилотников и боевых вертолетов. Название маневров является аллюзией на битву при Хайбаре 628 года, в котором Пророк Мухаммед и его сторонники разгромили своих врагов из числа бедуинов и представителей еврейской общины Мекки, препятствовавших пропаганде ислама.

Негативная реакция на военные маневры в Азербайджане вызвала недоумение со стороны президента АР Ильхама Алиева. Он также осудил проведение иранских военных учений. Алиев заявил: «Каждое государство может проводить военные учения на своей территории. Это его суверенное право. Но почему сейчас и почему на нашей границе?». В свою очередь министр иностранных дел ИРИ Хосейн Амир Абдоллахиян сказал о том, что Иран имеет полное право проводить маневры на своей земле и подчеркнул важность сотрудничества ИРИ и Азербайджана, разделяющих 700-километровую границу. До этого, во время встречи с новым послом Азербайджана 30 сентября с.г. Абдоллахиян отметил: «Мы не потерпим присутствия сионистского режима на наших границах и его деятельности против нашей национальной безопасности. Если будет надо, мы предпримем необходимые действия в этом отношении». В то же время иранский посол в Баку Аббас Мусави заявил 8 октября, что проведенные Ираном маневры не являлись угрозой  для Азербайджана. Во время проведения иранских учений командующий Сухопутными войсками ИРИ генерал Киомарс Хейдари также упомянул «сионистский режим». Он констатировал: «С момента появления этого режима на наших северных границах, наша чувствительность возросла и любая деятельность на этих границах на этой границе находится под нашим полным наблюдением».

Во время пятничной молитвы 17 сентября представитель верховного лидера ИРИ  в провинции Ардебиль Хасан Амоли отметил, что государства могут проводить маневры на своей территории, но, тем не менее, учения, проведенные Баку совместно с Анкарой и Исламабадом – это «инцидент, который нельзя спускать с рук». Он добавил: «Так как Турция и Иран не уважают права своего соседа Ирана, мы просим Высший совет национальной безопасности и Корпус стражей исламской революции продемонстрировать только половину нашей мощи на этой стороне границы, чтобы сказать: «Не играйте с хвостом льва!»».

Внешнеполитическое поведение Азербайджана не могли пройти мимо внимания иранских экспертов. Профессор экономики и международных отношений Тегеранского университета Фардин Эфтехари опубликовал статью под названием «Ирано-азербайджанская напряженность: это по поводу Израиля и геополитики». По мнению автора, триггером подозрительности Тегерана по поводу северного соседа стала война в Нагорном Карабахе осенью 2020 года. Несмотря на то, что Иран был наиболее заинтересованной стороной, которой карабахский конфликт непосредственно касался (он имеет общую границу с Арменией и Азербайджаном), усилиями Турции и России ИРИ оказалась оттесненной от решения карабахской проблемы (1). Тегеран вынужден был присоединиться к Анкаре и Москве в поддержке территориальных завоеваний Азербайджана, несмотря на его традиционный альянс с Арменией. По информации иранских официальных источников, азербайджанское руководство также отвергло предложения иранской стороны по восстановлению Нагорного Карабаха, предпочтя предложения Турции, арабских государств и Евросоюза.

Упоминает Фардин Эфтехари и проведение военных маневров «Три брата». Он пишет: «Поддерживаемый Турцией, Израилем и Пакистаном, Азербайджан играет мускулами, оспаривая региональное могущество Ирана». Эти совместные маневры противоречат статьям Конвенции о правовом статусе Каспийского моря запрещающей нахождение на берегах Каспия вооруженных сил, не принадлежащих прибрежным государствам (Ирану, Азербайджану, Казахстану, Туркменистану)». Автор упоминает и о том, что азербайджанцы стали устанавливать КПП на территории непризнанной НКР, и без предупреждения Ирану о необходимости платить пошлины задержали два иранских грузовика.

По мнению Эфтехари, Тегеран рассматривает действия азербайджанской стороны в более масштабной картине, в которой Бак играет роль марионетки враждебных ИРИ держав, прежде всего, Израиля. По словам автора, в Тегеране убеждены, что Турция и США вынашивают план отрезать Иран от Армении и Закавказья в целом. Этот зловещий план состоит в том, чтобы отрезать от Армении южную провинцию Сюник (Зангезур), отделяющий Нахичевань от остальной территории АР. Такую версию излагает консервативная газета «Кейхан».  Мирное соглашение 2020 года между Арменией и Азербайджаном предусматривает открытие Сюника для транспортного сообщения между Баку и Нахичеванью. До этого сообщение Азербайджана с этой автономной республикой происходило через территорию Ирана. С иранской точки зрения, именно Израиль провоцирует АР на политику «территориального авантюризма». Эфтехари заключает статью тем, что иранская сторона старается всеми силами избежать военного конфликта с северным соседом. Однако в случае форс-мажора Иран готов ввести свои войска на армянскую территорию и нанести упреждающий удар по Азербайджану. «Интересно как поведет себя Турция, если такой удар будет нанесен по ее союзнику?» — спрашивает Фардин Эфтехари.

На сайте «Дипломасийе ирани» было опубликована статья-интервью с бывшим послом Ирана в ряде исламских государств, а ныне экспертом Садеком Малеки. По мнению Малеки, стратегия панисламизма, выбранная ИРИ, не дала нужных результатов. Несмотря на твердую иранскую поддержку прав палестинского народа на самоопределение, большинство арабских суннитских государств занимают враждебную Ирану позицию. Гораздо более эффективной является поддержка шиитских сил в регионе. Это, по мнению эксперта, показывает пример Ирака, Ливана и Сирии. В этой связи иранскому руководству, по убеждению Малеки, надо обратить внимание на Азербайджан, где шииты составляют 80% населения, и поддерживать там союзные Ирану силы вместо того, чтобы «стучаться в Баку через двери Москвы» (2).

Садек Малеки констатирует, что  Турция проводит на постсоветском пространстве более гибкую и активную политику, чем Иран. Турция оказывает влияние на Азербайджан с помощью политики пантюркизма, на Грузию, используя экономические рычаги, а на государства Центральной Азии, комбинируя панисламизм и экономические средства. Турция, по мнению иранского посла, проводит неидеологическую политику. Она является членом НАТО, но в то же время флиртует с Москвой. Уверяет Россию в своей дружбе, но солидаризируется с Украиной и Западом по вопросу о Крыме. У нее много партнеров, а Иран находится в стратегическом одиночестве. Неожиданным образом Малеки оценивает американскую политику. По его мнению, США действительно много делали и делают для ослабления Ирана, но Вашингтон не вынашивает планы раздела ИРИ. В то же время, среди иранских соседей, по мнению автора, «есть хищники, в том числе мелкие, которые не прочь отщипнуть от иранского пирога». Садек Малеки резко критикует российскую политику по отношению к Ирану. Большой ошибкой иранского руководства, по его мнению, является то, что в последние годы оно пыталось противостоять США и дружить с Россией. Между тем, Россия затягивала подписание СВПД, а в Сирии, где обе стороны вроде сражались против общего врага, россияне сквозь пальцы смотрели на израильские бомбардировки военных объектов иранцев и их союзников в САР. Малеки даже высказывает версию о том, что Москва хочет стравить Иран и Турцию на Кавказе, чтобы ослабить обе стороны. Впрочем, и Турция, по его мнению, не является другом. С ней нужно вести политику конструктивного сотрудничества, там где это выгодно Ирану, но сдерживать ее активность, когда это угрожает иранским интересам.

Впрочем, не всем иранским экспертам свойствен подобный алармизм. Ильяс Вахиди в своей статье «Должное и недолжное в конфликте между Ираном и Азербайджаном» предлагает идти не путем конфронтации, а вовлечения северного соседа в иранские проекты. Он пишет: «Мы считаем, что партнерские отношения Баку с Израилем обязательно приведут к тому, что территория АР станет базой для действий сионистского режима против Ирана. Но ведь Россия и Армения также имеют с Израилем прекрасные отношения, одновременно являясь нашими стратегическими партнерами». По его мнению, задержание грузовиков является, конечно, ущемлением иранских интересов, но не настолько, чтобы затевать с Азербайджаном продолжительный конфликт. Альтернативой может выступить отказ от азербайджанского маршрута и присоединение к китайской программе «Один пояс, один путь». При этом товаропоток надо направить через территорию Армении и Грузии к побережью Черного моря.

Что касается военных маневров, то здесь, по мнению Вахиди, необходимо создавать вместе с Азербайджаном общую архитектуру безопасности на Кавказе. «Мы проводим маневры назло азербайджанскому соседу, а почему бы нам не провести совместные учения с Азербайджаном или хотя бы пригласить генералов из Баку наблюдателями на наши маневры? Это сразу же сняло бы все подозрения», — пишет Вахиди (3).

  1. Iran-Azerbaijan tensions are all about Israel and geopolitics | Middle East Eye
  2. چرا ترکیه موفقتر از ماست؟/ تکیه به روسیه به ضررمان تمام شده است (irdiplomacy.ir)
  3. http://irdiplomacy.ir/fa/news/2006573/

 

62.86MB | MySQL:102 | 0,481sec