Перспективы экономического развития Пакистана в свете углубления финансового кризиса в стране

В свете углубления общеэкономического и негативного влияния финансового кризиса в стране президент Аси Алиф Зардари провел 19-20 января с.г. широкомасштабное совещание по экономическим проблемам, в котором приняли участие руководители экономических министерств и ведомств, ведущие специалисты по вопросам экономики, в том числе из различных исследовательских центров, а также университетов страны. Акцент был сделан на изучении выполнения поставленных годовым планом на 2008/09 г. возможностей его выполнения как на макроэкономическом, так и на отраслевом уровнях.

Эксперты с явной горечью констатировали тот факт, что поставленные в начале выполнения 2008/09 финансового года задачи достижения экономического роста в размере 5,5% выполнить скорее всего не удастся и в лучшем случае этот параметр по итогам этого года составит 4,5%, что в первую очередь обусловлено воздействием финансового кризиса на многие сферы национального хозяйства. Об этом заявил уже во вступительном слове президент Пакистана, ссылаясь на мнение членов Плановой комиссии страны (нельзя здесь не отметить справедливые оценки ограниченных возможностей увеличения ВВП в указанном году, сделанные еще в июне 2008 г. специалистами МВФ и Мирового банка, которые, в частности, прогнозировали этот рост в размере максимум 3,5%) /1/. Отметим здесь же, что эксперты Госбанка Пакистана в самом начале 2009 г. также высказали мнение, что рост ВВП может быть на уровне лишь 3,5% /2/.

И хотя министры финансов Шаукат Тарин, торговли – Махдум Амин Фахим, сельского хозяйства и продовольствия – Назар Мохаммад Гондал, инвестиций – Вакар Ахмад Хан, информации – Шерри Рехман, другие министры и эксперты в своих выступлениях стремились развеять весьма мрачное ощущение от явно складывающейся негативной ситуации в национальном хозяйстве страны и особенно о такого рода перспективах ее развития в первом полугодии 2009 г. сделать это явно не удалось.

Одним из наиболее болезненных явлений в экономике страны были признаны застой, а в ряде отраслей даже отток прямых иностранных инвестиций из экономики страны. На ситуации в этой области явно негативно сказалась продолжающаяся нестабильность политической ситуации в стране, которую пока что не удалось преодолеть. Одна из ведущих пакистанских специалистов по изучению вопросов привлечения в страну иностранных инвестиций д-р Нур Фатима как на указанном совещании, так и в своих многочисленных исследовательских работах на эту тему неоднократно отмечала, что если не будут созданы благоприятные условия по привлечению иностранных инвестиций развитие национального хозяйства Пакистана наверняка замедлится /3/.

Самой негативной чертой нынешнего этапа внутриполитического развития Пакистана как непосредственно самими пакистанцами, так и зарубежными политиками признан терроризм. Только что принявший присягу президент США Барак Обама в одном из своих первых заявлений четко отметил, что в настоящее время рассадниками терроризма в мире являются в первую очередь две страны – Афганистан и Пакистан. Было бы неверным полагать, что власти Пакистана, в первую очередь силовые структуры не борются с террористами внутри страны. Однако пока что в этом поединке перевес явно на стороне боевиков, в первую в Северо-Западной пограничной провинции (СЗПП). По официальным данным пакистанских силовиков в этой провинции в 2008 г. произошло 475 террористических актов – террористических взрывов, подрывов террористов-самоубийц, работа снайперов и т.п. Опрос населения Пакистана расположенным в Пакистане отделением службы Геллопа показал, что лишь 9% пакистанцев верят, что в 2009 г. ситуация в этой сфере в стране улучшится /4/.

Более того, активность террористов сказывается негативно не только на инвестиционной деятельности иностранцев, но и на потенциальном увеличении капиталовложений непосредственно со стороны самих пакистанских бизнесменов, особенно в сфере услуг, поскольку взрывы как правило происходят в общественных местах, где наблюдается скопление народа (рынки, кафе, рестораны, гостиницы и т.п.).

Вместе с тем, некоторые эксперты высказывали в процессе обсуждения конкретных действий по развитию экономики, в частности, в СЗПП мнение о необходимости вывода части федеральных сил из зоны племен в этой провинции с целью создания благоприятного климата по инвестированию, сокращению зависимости от внешних заимствований, изысканию в бульших количествах средств из местных источников и т.п. /5/. Однако большинство как высших чиновников, так и профессиональных экспертов разных уровней не разделяют эту точку зрения, полагая, во-первых, что сокращение численности федеральных сил в СЗПП, и особенно в полосе племен в этой провинции вовсе не приведет к снижению аналогичной активности боевиков и террористов, равно как даже, если вдруг это произойдет – едва ли следует ожидать быстрого увеличения инвестиционной деятельности в этом регионе как иностранцев, так и пакистанских бизнесменов — слишком велика пока что опасность дальнейшей террористической активности как в указанной провинции, так и в крупных городах Пакистана. Достаточно назвать в этой связи трагический взрыв 20 сентября 2008 г., осуществленный террористом-смертником, направившим грузовик с почти тонной взрывчатки на лучшую гостиницу Исламабада «Мэрриот», когда погибло 53 человека и 226 было ранено, сама гостиница почти полностью сгорела; были даже значительно разрушены соседние здания. Эта гостиница была всегда весьма популярна среди иностранцев, особенно дипломатов, поэтому неудивительно, что среди погибших и раненых было немало именно иностранцев (россиян там не было) /6/. Ответственность за эту трагедию взяла на себя террористическая группировка «Федаин-и-Ислам», хотя по мнению МВД Пакистана прослеживалась явная связь этого взрыва с террористической деятельностью Аль-Каиды; аналогично полагала и вашингтонская администрация /7/.

Стремясь ослабить негативное воздействие финансового кризиса на кредитно-денежную систему страны, Госбанк Пакистана предоставил целый ряд льгот банкам страны. Мы не станем перечислять эти меры, поскольку в основном они мелки, к тому же их несколько десятков /8/. Отметим лишь, что пока что эти меры ощутимых позитивных результатов не принесли; так, курс рупии по отношению к американскому доллару продолжает падать и по состоянию на 23 января с.г. составил 80 рупий за 1 долл. /9/.

Нельзя в этой связи не сказать и о росте инфляции в стране. Все попытки снизить этот параметр также не увенчались успехом. Несмотря на декларированный еще в июне 2008 г уровень инфляции в размере не более 12% в 2008/09 финансовом году, в январе 2009 г. инфляция составила 19% (а индекс потребительских цен был на уровне 23%) /10/.

Рассматривая перспективы сокращения бюджетного дефицита, многие пакистанские эксперты также высказали сомнение в возможности снижения этого показателя с 7% в середине 2008 г. до 4,7% в середине 2009 г. (т.е. к завершению нынешнего финансового года). Мы же приведем мнение экспертов МВФ, которые полагали, что Пакистан уже в начале выполнения бюджетных планов на данный финансовый год (с июля 2008 г.) априори не имел шансов выполнить намеченную задачу. Вместе с тем, именно позитивное решение этого вопроса является одним из главных условий предоставления Мировым банком в перспективе экономической помощи с целью улучшения состояния экономики страны, в том числе положения с платежным балансом Пакистана.

Вместе с тем, было бы некорректным не привести данные о значительных размерах обещанной иностранной помощи Пакистану на предстоящие годы, которая, несмотря на неудачи с сокращением бюджетного дефицита, может стать серьезным подспорьем в деле улучшения состояния национального хозяйства страны. Но сначала отметим, что потребности Пакистана в такого рода экономической поддержке оцениваются в весьма крупную сумму в размере не менее 13 млрд. долл. в 2008/09 г. и свыше 12 млрд. в 2009/10 г. Однако предварительная информация свидетельствует, что Пакистан реально может получить необходимую ему сумму иностранной помощи и даже сможет несколько увеличить валютные резервы /11/. Руководство МВФ одобрило предоставление кредита в размере почти 8 млрд. долл. на предстоящие 2 финансовых года /12/. Еще 4 млрд. долл. предоставит Саудовская Аравия в текущем году целевым назначением для покрытия расходов на импорт нефти /13/. Еще почти 1,5 млрд. долл. предоставит, даже несмотря на рост бюджетного дефицита, Мировой банк. Так что в конечном итоге набирается требуемая сумма, не говоря уже о том, что вполне реально можно ожидать экономической помощи и от других стран и организаций, в том числе от созданной 2-го сентября 2008 г. организации «Друзья Пакистана», куда входят Австралия, Канада, Китай, Германия, Великобритания, США, Турция, Япония, Саудовская Аравия, ОАЭ, Италия, представители ООН и ЕС.

Кстати сказать, возникает резонный вопрос — а почему бы России не вступить в эту организацию? Сейчас весьма походящий для этого момент с политической точки зрения. К власти в Пакистане в 2008 г. году пришли новый президент и новое правительство, Исламабад давно стремится улучшить российско-пакистанские отношения как на политическом уровне, так и развивать их в экономической сфере, а также начать вести переговоры о возможном военно-техническом сотрудничестве, пусть и в ограниченном варианте, приемлемом для России. Москва же демонстративно уходит от реальных действий по расширению наших связей, отделываясь полупустыми разговорами и неактивными действиями (достаточно упомянуть о малозначимом визите премьер-министра М.Фрадкова в Пакистан в апреле 2007 г., когда были подписаны лишь 3 несущественных документа, никак не способствовавших расширению двусторонних отношений). Приглашение российскому президенту посетить Пакистан, сделанное еще в феврале 2003 г. во время визита в Москву президента Первез Мушаррафа, так и осталось нереализованным, хотя после этого В.Путин неоднократно побывал в Индии. Бессмысленно смотреть с опаской на Дели, опасаясь гнева Индии в случае расширения связей с Пакистаном. Индия давно уже не считает необходимым осуществлять сотрудничество во многих сферах только с Россией или даже преимущественно с Россией и как-то считаться с Москвой. Достаточно упомянуть недавнее соглашение с США о сотрудничестве в области атомной энергетики или отметить массированные закупки электроники в военных целях у Израиля и т.п. А практически игнорировать нашей страной государство с населением около 170 млн. человек, расположенное в геополитически и географически важном месте земного шара (хотя бы учитывая соседство Пакистана с Афганистаном, Ираном, Индией и Китаем) просто неразумно.

Весьма реален также зафиксированный в годовом плане рост поступлений от пакистанцев, работающих за границей, т.е. до 7,7 млрд. долл. По последним, имеющимся в нашем распоряжении статистическим данным, этот вид дохода составил только в июле-сентябре 2008 г. 1,88 млрд. долл., что при элементарной экстраполяции означает годовой доход по этой статье в размере 7,52 млрд. долл./14/. Но весьма возможно, что эти поступления будут расти не в арифметической, а геометрической прогрессии. По весьма осторожным оценкам экспертов Госбанка Пакистана эти доходы составят в 2008/09 финансовом году в целом 7,5 млрд. долл. /15/.

Более того, по мнению многих пакистанских экспертов, реально эти доходы могут к концу 2008/09 финансового года (т.е. к июлю 2009 г.) превысить 9 млрд. долл., поскольку часть из них поступает в Пакистан по нелегальным каналам, через т.н. финансовые контрабандные каналы «Хунди» и «Хавала», а не через банковскую систему страны (т.е. эти поступления никак не учитываются в конечном итоге статистическими органами) /16/. В целом указанные доходы могут быть серьезным подспорьем в потребительских расходах низших и даже средних слоев пакистанского общества, поскольку выходцы именно из этих кругов работают за рубежом с целью зарабатывания и дальнейшего перевода денег своим семьям. По последним, имеющимся в нашем распоряжении годовым данным — 2007/08 финансовый год — они достигли тогда рекордной суммы в размере 6,5 млрд. долл. (5,5 млрд. долл. в 2006/07 г.). Основная часть средств такого рода поступила из США – 1.762 млн. долл. Далее следуют Саудовская Аравия – 1.251 млн. долл., ОАЭ – 1.090 млн. долл., Бахрейн, Кувейт, Катар и Оман вместе взятые – 983 млн. долл., Великобритания – 459 млн. долл., Европейский Союз – 177 млн. долл./17/. Едва ли порядок стран изменится в текущем финансовом году, хотя непосредственно цифры поступлений, естественно, будут иными.

Финансовый кризис не позволит улучшить и дефицит торгового баланса, т.е. сократить значительное отрицательное сальдо экспортно-импортных операций. Возможности увеличения экспорта (в первую очередь товаров хлопковой группы) в немалой степени зависят от ситуации на мировом рынке текстиля, а пока что она остается неблагоприятной для Пакистана. Более того, как ни покажется парадоксальным на первый взгляд, в стране, где в широких масштабах выращивается хлопок, остро не хватает хлопка-сырца для полноценной работы текстильной промышленности, и она зачастую функционирует с перебоями. Предполагается, что в 2008/09 г. Пакистан будет вынужден потратить не менее 1,5 млрд. долл. на импорт этого вида товаров (в 2007/08 г. на эти цели было израсходовано 1,1 млрд. долл.) /18/.

Замедление роста импорта вызывает еще бульшие сомнения. Даже при существующем падении мировых цен на нефть, едва ли это окажет значительное позитивное воздействие на ее импорт страной – рост физического объема ввоза при одновременном уменьшении затрат на эти цели. И связано это в первую очередь с элементарным ростом внутреннего потребления нефти, увеличением затрат на ее добычу (пусть и небольшую) внутри Пакистана, ростом потребления продуктов перегонки нефти. Аналогично неизбежен рост мировых цен на продовольствие, в первую очередь, на пшеницу (Пакистан не может пока что избежать импорта этого товара, а также риса, даже несмотря на рост его производства), что также затруднит намерение правительства снизить общий объем ввоза.

По плану на 2008/09 г. предполагалось, что экспорт возрастет на 16% и достигнет 23 млрд. долл., а импорт увеличится лишь на 6,5% и достигнет 37,2 млрд. долл. /19/.

Как реально будет выглядеть экономическая ситуация в стране в середине 2009 г. и насколько серьезно скажется финансовый кризис на национальном хозяйстве Пакистана можно будет увидеть лишь проанализировав итоги 2008/09 финансового года и планы на 2009/10 г.

 

1. Business Recorder. 11.06.2008. Business Recorder. 20.01.2009.

2. State of the Economy. — By Aftab Ahmad Khan. «Business & Finance Review». 12.01.2009.

3. Например, об этом она подробно написала в своей обширной научно-исследовательской работе: Dr. Noor Fatima. Making FDI Work for Economic Growth. – “Business & Finance Review”. 12.01.2009.

4. Terror Stalked the Streets of Pakistan in 2008. — www.pager@crss.pk. 7.01.2009.

5. Business Recorder. 20.01.2009.

6. Теракт в Исламабаде: более 50 погибших и 200 раненых — www.news.mail.ru. 21 сентября 2008 г. Н.А. Замараева. Пакистан: террористический акт в центре Исламабада — www.iimes.ru. 24 сентября 2008 г.

7. Dawn. 23.09.2008.

8. Business Recorder. 20.01.2009.

9. Business Recorder. 23.01.2009.

10. Dawn. 12. 06. 2008. Dawn. 20.01.2009. The News. 20.01.2009;

Financial Crises and the Meltdown of National Economies. — By M. Sharif. «Business & Finance Review». 19.01.2009.

11. Валютные резервы страны к концу 2008 г. едва достигали 6,5 млрд. долл., в то время, как, например, в ноябре 2007 г. они были на уровне 16,5 млрд. долл. – Dawn. 18.07.2008. Dawn. 7.11.2008. Business Recorder. 28.11.2008. «State of the Economy». — By Aftab Ahmad Khan. «Business & Finance Review». 12.01.2009.

12. Business Recorder. 26.11.2008.

13. Business Recorder. 8.11.2008.

14. Dawn. 15.10.2008.

15. «State of the Economy». — By Aftab Ahmad Khan. «Business & Finance Review». 12.01.2009.

16. Business Recorder. 13.10.2008. Business Recorder. 22.01.2009.

17. Business Recorder. 18.07.2008. Dawn. 12.06.2008.

18. Dawn. 23.09.2008.

19. Business Recorder. 11.06.2008. Business Recorder. 12.06.2008.

52.36MB | MySQL:106 | 0,683sec