Вновь о победе ХАМАС

Лидеры ХАМАС не перестают говорить об одержанной ими победе.

21 января 2009 г. в прямом телеэфире из Дамаска (это выступление транслировалось многими арабскими спутниковыми каналами) председатель политического бюро ХАМАС Халед Машаль, выступавший на фоне зеленого плаката «Газа победила», заявлял: «Враг поражен. Силы Сопротивления победили, и вместе с ними победил наш народ». Далее он добавлял: «Цели врага не были осуществлены. Он потерпел поражение и на поле битвы, и на поле политики. Он был вынужден отступить, не заключив какого-либо соглашения и не навязав условия, которые были бы обязательны для Сил Сопротивления или каким-либо образом ограничивали бы его деятельность». И это произошло, по его словам, потому, что «ХАМАС, который они хотели уничтожить, стал еще сильнее, он вошел в каждый (палестинский – Г.К.) дом», а его победа – это «первый триумф нашего народа на его собственной земле», это – «поворотный пункт в борьбе с сионистским противником, той борьбы, которая основывается на серьезной и эффективной стратегии освобождения, осуществляемая ныне в Палестине, чтобы, опираясь на поддержку уммы, распространиться повсюду».

Как бы хотелось думать, что это не более чем блеф. Однако, увы, это (пусть и частичная) правда.

Важен ли вопрос о том, были ли реализованы цели израильской военной операции в секторе Газа? В контексте заявления Х. Машаля этот вопрос абсолютно не принципиален. Куда как важнее то, что ХАМАС в его качестве политической силы не может быть уничтожен, что игнорирование его статуса как палестинской реальности (то, что председатель его политического бюро называет отсутствием заключенных с ним обязывающих его и признанных им «соглашений») оставляет его руки развязанными, предоставляя ему практически неограниченную возможность возобновления нового акта антиизраильских действий. Помешать этому не сможет (что естественно) ни Израиль, ни какое-либо арабское государство, Египет в частности. Более того, ХАМАС в максимально возможной степени использовал произошедшую в Газе гуманитарную катастрофу для того, чтобы расширить круг поддержки «страдающих мирных граждан» Газы. Это уже не поддержка со стороны его традиционных союзников (государств, апеллирующих к исламу партий и движений), не только палестинцев Западного берега, но и тех, кого Х. Машаль называл «уммой» – всемирного мусульманского сообщества. Эта поддержка, конечно же, опирается на «улицу», на мнение толпы (проводящей знак равенства между «страдающими мирными гражданами» и ХАМАС и не видящей между ними различия), но «улица» не терпит голоса разума, любого, кто выступит против нее и кто окажется в пределах ее досягаемости, она бездумно линчует. Можно бесконечно рассуждать о том, что ХАМАС «держит в заложниках» жителей Газы, но что изменят рассуждения об этом в иррациональной точке зрения уличной толпы? Да и обычное чувство гуманности требует от тех, кто далек от того, чтобы принадлежать к «умме», от европейцев, от ведущих стран Запада, оказать срочную помощь тем, кого «держит в заложниках» игнорируемый ими ХАМАС. Неразрешимая дилемма!

ХАМАС, утверждал Х. Машаль, «вошел в каждый (палестинский) дом». Это – тоже правда. Каждый житель сектора Газа в той или иной форме, желая того или не желая, но, под влиянием все той же иррациональной «улицы», вовлечен в деятельность ХАМАС, занимаясь каким-нибудь мелким бизнесом – прорывая тоннели, обслуживая их, продавая то, что через них поставляется из Египта (ему совершенно безразлично, оружие ли это, горючее или продукты питания). Он – противостоит «израильской агрессии» (совсем не обязательно прямой и военной), он борется с «сионистским образованием», он – мунадыль – герой-борец, вполне способный завтра стать шахидом – героем-мучеником.

Один из недавних репортажей из серии «no comment», показанный каналом Euronews, заканчивался показом одной из демонстраций «победителей» в Газе – лица обычных людей, молодых и старых, скандировавших лозунги ХАМАС и несших славящие это движение плакаты, рядом (но обособленно, что ж, так сегодня полагается!) шли женщины. Но камера оператора медленно опускалась, показывая обувь тех, кто участвовал в этой демонстрации – жалкое зрелище. Сотни идущих под бравурную музыку, марширующих под раздающиеся из микрофонов призывы к продолжению ненависти давно изношенных сандалий, подвязанных тапочек, навсегда стоптанных туфель! И воодушевление на лицах – «мы дали отпор вероломному противнику!». Они были горды, забыв на минуту о бедности, разрушенных жилищах, своих убитых детях. Что толку определять эту ситуацию как господство «тоталитарной» группировки, если люди, живущие под ее властью, испытывают чувство гордости за то, что они совершили, пусть даже не участвуя в «отражении агрессии», а просто выжив под бомбами, снарядами и пулями? Они продолжают жить и продолжат жить дальше, даже если и будут осуществлены новые воздушные налеты или наземные операции. Впрочем, зачем говорить и об этой демонстрации, и об ужасающей бедности ее участников, и об их гордости тому, кто хотя бы немного помнит такое же советское «тоталитарное» прошлое России или любой другой постсоветской страны? Как же много российских граждан и их бывших соотечественников из стран-соседей хотели бы вернуться в это прошлое! Как же популярны в сегодняшней России и советские песни, и советские марши! Для автора этой статьи репортажи из Газы – это зеркало недавнего прошлого его собственной бывшей страны, а на зеркало, как известно, пенять бессмысленно.

Но ХАМАС одержал и куда более важную победу, поставив мир, добившийся прекращения огня в секторе Газа, перед проблемой пересмотра своей позиции по отношению к этому движению.

Рассуждая об итогах израильской военной операции, Х. Машаль в цитировавшемся выше заявлении говорил: «В течение трех лет ХАМАС пытались убить, заблокировав контрольно-пропускные пункты (на границах сектора Газа – Г.К.). Теперь для вас (всего мира! – Г.К.) настало время взаимодействовать с ХАМАС, обретшим легитимность в ходе выборов (в палестинский Законодательный совет последнего созыва – Г.К.)». Он торжественно обещал «компенсации пострадавшим» от «сионистской агрессии», как и «осуществление программы восстановления» Газы: «Мы, — говорил он, — предоставим семьям погибших героев-мучеников, семьям раненых и изгнанных определенные денежные суммы, конкретные вопросы в отношении которых будет решать правительство Исмаила Ханийи». Более того, Х. Машаль призвал те страны, которые выразят желание участвовать и в предоставлении средств для «компенсации пострадавшим», и в «восстановлении» инфраструктуры сектора, «не передавать деньги в руки коррупционеров». Иными словами, функционерам Палестинской Национальной Администрации (ПНА) во главе с Махмудом Аббасом. Прекрасный ход!

В Рамалле в ходе пресс-конференции главы «параллельного» и сформированного М. Аббасом палестинского правительства Салима Файяда и заместителя норвежского министра иностранных дел Армонда Йоханнеса 22 января текущего года было объявлено, что встреча стран-доноров программы восстановления Газы состоится в середине февраля 2009 г. в Египте. В ходе той же пресс-конференции была названа и предварительная сумма, необходимая для реализации этой программы – 2 млрд. долларов Соединенных Штатов (половина которой, как это уже было обещано саудовским монархом в ходе кувейтского «экономического» саммита стран – членов Лиги арабских государств, будет предоставлена Саудовской Аравией). Х. Машаль действовал осознанно и целенаправленно, — ПНА, ее институты и ее руководство с момента их возникновения неоднократно и небезосновательно обвинялись и палестинской оппозицией, и миром во всепоглощающей и всеобъемлющей коррупции. О ней знали и знают все палестинцы, что и стало одной из важнейших причин победы ХАМАС на выборах в Законодательный совет в январе 2006 г. Иными словами, после смерти Ясира Арафата ПНА никоим образом не изменилась, — отдайте деньги М. Аббасу, говорил Х. Машаль, и они будут немедленно разворованы. И на самом деле, разве приход М. Аббаса на вершину исполнительной власти в ПНА привел к замене местных чиновников? Скорее всего, он не ошибается в своем прогнозе!

А палестинцы сектора Газа на собственном опыте знают, что у них нет каких-либо серьезных причин не верить тому, что говорит глава политического бюро ХАМАС. И они понимают, что он имел в виду, когда безапелляционно заявлял: «Мы стремимся к палестино-палестинскому примирению, но только на базе принципов Сопротивления, на основе сохранения наших прав, а не путем бессмысленных переговоров». Впрочем, Х. Машаль даже пояснял свою мысль: «Примирения не может быть на основе урегулирования (отношений с Израилем – Г.К.), на основе условий, выдвигаемых ближневосточным квартетом (в составе которого, между прочим, и Россия – Г.К.), на основе координации по вопросам безопасности с нашим врагом (Израилем – Г.К.)». С каким же пафосом он в этом же разделе своего выступления обращался к палестинцам Западного берега: «Встаньте и начните сопротивление, чтобы победить, как победила Газа!».

А Х. Машаль, обращаясь к европейцам (да и саудовцам, как и обещавшим финансовую помощь ПНА кувейтцам), уточнял то, что он уже сказал: «Я хочу сказать вам в связи с вашими деньгами: “Проверьте, кому вы собираетесь их отдать, в чьи руки вы их передаете, не передаете ли вы их в руки коррупционеров?”». Он даже выдвигал предложения, был великодушен, прекрасно понимая в каком выигрышном положении находится его движение, как оно может, ничем не рискуя, шантажировать весь мир: «Перед вами возможность выбора, — либо вы передаете эти деньги в руки правительства Исмаила Ханийи, либо сами выберите удобный для вас способ контроля расходов на осуществление программ восстановления». Но он и угрожает, говоря, обращаясь к «правительствам государств, которые нас предали, извлечь уроки из событий в Газе».

Кто-нибудь может сегодня предъявить какие-либо обвинения правительству И. Ханийи, самому Х. Машалю в столь же многообразной коррупции, в которой погрязла администрация ПНА? Напротив, придя к власти в секторе Газа, ХАМАС прославился тем, что развернул «бескомпромиссную» борьбу с «наследием прошлого» – коррупцией и непотизмом. Как жаль, что оператор Euronews, снимая «демонстрацию победителей», не перевел камеру на трибуну, где стоял И. Ханийя и его «соратники», — их обувь, конечно же, не могла быть похожа на обувь тех, кто, как они заявляют, «готовы стать героями-мучениками»! Трудно, конечно же, представить себе, что их обувь произведена ведущими фирмами мира, — советский опыт подсказывает автору этой статьи, что «партийно-государственное руководство» должно быть «скромным». Но все же, представить себе ее изношенной? Увы, это невозможно!

В Рамалле, где находится резиденция М. Аббаса и «законного» палестинского правительства, где расположены все институты ПНА, могут сколько угодно протестовать против «расхищения» поставляемой Ближневосточным Агентством ООН (UNWRA) гуманитарной помощи жителям Газы «вооруженными боевиками ХАМАС». Эти протесты не производят никакого впечатления ни на этих жителей, ни на палестинцев Западного берега (как, впрочем, и на всю арабскую и принадлежащую к ареалу «уммы» иррациональную «улицу»). Там, вне сомнения, считают, что в условиях продолжающейся экономической блокады сектора, когда закрыты все контрольно-пропускные пункты, ХАМАС вправе так действовать, поскольку он должен «накормить» свой «страдающий народ». Если то, что было «расхищено», пошло семьям этих боевиков, родственникам руководителей ХАМАС, было распродано (оптом и в розницу) на местных рынках, то кого это волнует, — ведь тем самым «спасают» раненых, семьи, оставшиеся без кормильцев, потерявшие свои жилища. А за все это, как считает «улица», несет ответственность не ХАМАС, защищающий «национальное дело» и «национальное право», а Израиль. Как говорил Х. Машаль, «мы вынудили врага прекратить агрессию, заставили его уйти, смирившись с тем, что он ничего не достиг», а теперь «мы начинаем битву за отмену блокады, битву за открытие контрольно-пропускных пунктов и, прежде всего, пункта в Рафахе (на границе сектора Газа и Египта – Г.К.)».

ХАМАС считает, что победил. А, победив, его лидеры представили миру счет за разрушения в Газе. Цитируя 22 января 2009 г. Юсефа Аль-Мунси, министра общественных работ в правительстве И. Ханийи, лондонская «Аш-Шарк Аль-Аусат» сообщала, что по, его словам, программа восстановления сектора потребует 2 млрд. 215 млн. долларов. Из них 850 млн. потребуется на реконструкцию жилых домов, 880 млн. – на восстановление правительственных зданий и общественных учреждений, включая муниципалитеты и спортивные клубы, 65 млн. – на реконструкцию мечетей и благотворительных учреждений, 100 млн. – должны быть потрачены на порт и аэропорт, 40 млн. – на восстановление детских садов, школ и университетов. В свою очередь, ущерб, нанесенный «сионистской агрессией» заводам, мастерским, «учреждениям гражданской обороны», личному и общественному имуществу (автомобили, рыболовецкие суда, сельскохозяйственные угодья), Ю. Аль-Мунси оценил в сумму 55 млн. долларов. Наконец, он сообщал и о том, что 75 млн. долларов потребуются на восстановление инфраструктуры – мостов, дорог, линий электропередач и телефонной связи, водопровода и канализации. И ни у кого на «улице» (палестинской, связанной с «уммой», да Бог с ними, даже в европейских столицах) не возникает простого вопроса – а кто виновен в этих разрушениях? Только Израиль? Или, быть может, и сам ХАМАС? Ну, как же – «страдающий» палестинский народ, жертва «сионистского образования» или, если речь идет о европейских столицах, «применения чрезмерной силы».

ХАМАС победил, потому что сегодня некорректно ставить вопрос о том, почему Газа столько лет живет на подачки из-за рубежа, на помощь ООН, консервативных арабских стран, Европы и Соединенных Штатов, израильских левых филантропов, наконец. За этими подачками выстраиваются длинные очереди (автор все еще помнит дни своего детства, когда в соседнем с его домом магазине «выбрасывали» муку, подсолнечное масло и все то, что сегодня «выбрасывают» в распределительных пунктах ООН). И кто-нибудь в этих очередях осмелится возложить ответственность за все, что происходит (и произошло) в Газе на ХАМАС (советское правительство в случае с автором этой статьи?)? Никто и никогда, потому что эти люди гордятся своей «победой» над «сионистским врагом», и они, конечно же, согласны с тем, что говорит представитель ХАМАС в Бейруте Усама Хамдан, цитируемый 22 января текущего года той же «Аш-Шарк Аль-Аусат»: «Если кто-то потерпел неудачу, теша себя надеждой вернуться в Газу на израильском танке, то он должен знать, что ему не удастся вернуться туда на грузовике с цементом и железными балками, предназначенными для восстановления. Люди не простят того, кто в дни сражения, обливал их грязью».

ХАМАС победил, потому что он реальность, он власть для тех, кто хочет, чтобы эта реальность и эта власть оставались такими, какие они есть.

62.98MB | MySQL:102 | 0,684sec