По данным китайских специализированных военно-технических изданий, военно-политическое руководство Алжира санкционировало проведение тендерных испытаний среди производителей самоходных артиллерийских установок калибра 155 мм в интересах подразделений Сухопутных войск Вооруженных сил АНДР. Как известно, до финального раунда испытаний были допущены следующие САУ PzH2000 (пр-во ФРГ), К9 (пр-во Республики Корея) и PLZ-45 (пр-во КНР).
В отношении САУ немецкого производства китайские специалисты отмечают, что данный образец вооружения входит в пятерку лучших по всем параметрам и до сих пор служит ориентиром для конструкторов предприятий ОПК КНР при разработке аналогичного вооружения.
Следует отметить, что разведывательные органы КНР пристально наблюдали за боевым применением PzH2000 военнослужащими Бундесвера в Исламской Республике Афганистан и установили, что данный образец ВВТ позволял достаточно эффективно поражать цели вне условий прямой видимости.
Указанные САУ обеспечивали артиллерийскую поддержку мобильным патрульным и разведывательным группам Бундесвера, действовавшим в Афганистане в рамках долговременной операции по борьбе с движением «Талибан». Основное отличие состоит в подготовке долговременной позиции немецкими военными, которые возводят противоснарядную защиту вокруг САУ, а также организуют хранение боеприпасов в отдельных капонирах на удалении от артиллерийской установки.
Единственный недостаток САУ немецкого производства это высокая цена в сравнении с южнокорейской К9 и китайской PLZ-45, который может компенсировать только боевое применение в вооруженном конфликте.
Значительно больше шансов на победу в тендере СВ ВС Алжира у южнокорейской САУ К-9 «Гром», которая принята на вооружение уже в нескольких странах мира, расположенных в самых разных климатических зонах. Как известно, Индия и Турецкая Республика даже приобрели лицензии на собственный выпуск. Следует отметить, что индийская сторона намерена использовать технологические решения южнокорейских партнеров в последующих НИОКР национального ОПК. В свою очередь турецкие специалисты активно работают над совершенствование конструкции САУ К-9, которой в ВС ТР присвоено обозначение Т-155 «Фиртина».
Благодаря столь значительному объему внешних контрактов южнокорейская компания Hanwha Techwin смогла выделить необходимые финансовые средства и разработать модификацию САУ под обозначением К9А1, оборудованной следующими комплектующими:
– обновленная система управления огнем;
– вспомогательная силовая установка повышенной мощности;
– система инерциальной навигации и приемник сигнала GPS;
– тепловизионная камера и камера заднего вида для механика-водителя.
В настоящее время, конструкторы Hanwha Techwin ведут работу над новейшей модификацией рассматриваемой САУ под обозначением К9А2, которая будет оснащена безэкипажной башней с полностью автоматической системой заряжания. По данным зарубежных источников, обновленная САУ сможет открыть огонь через 30 секунд. В дальнейшем южнокорейские конструкторы рассчитывают создать безэкипажную модификацию САУ под обозначением К9А2, которая будет оснащена новым орудием, позволяющим применять боеприпасы увеличенной дальности, разработку которых ведут только в США, Италии, Республике Корея и КНР.
По оценка китайских аналитиков, существует высокая вероятность того, что САУ PLZ-45 станет победителем тендера СВ ВС Алжира. Надежду на заключение очередного контракта с североафриканским государством, которое и ранее неоднократно приобретало продукцию ОПК КНР можно объяснить несколькими причинами.
САУ PLZ-45 достаточно активно применяют страны аравийской коалиции (Королевство Саудовская Аравия и Кувейт) в ходе многолетней межвидовой операции против хоуситов в Йемене. Достоверно известно, что САУ китайского производства не имеют отказов в ходе работы при высоких температурах окружающего воздуха.
Благодаря большой длине ствола (45 калибров) PLZ-45 позволяет вести прицельный обстрел на дальность до 30 км. боеприпасами без активно-реактивного ускорителя.
Опыт боевого применения САУ PLZ-45 в Йемене позволил китайским металлургам внести коррективы в процесс изготовления металла и ковки стволов, которые выдерживают давление до 368 МПа, а их ресурс составляет 2500 выстрелов. Повышенное давление на канал ствола, сформированное большим количеством порохового заряда (САУ китайского производства могут вести огонь на переменных зарядах) обусловлено необходимостью компенсации малой длины ствола. В результате даже PLZ-45 с орудием длинной 45 калибров имеет дальность стрельбы выше, чем у российской 2С19.
Необходимо отметить, что китайские оружейники предлагают двухлетнее бесплатное обслуживание САУ, а также предоставляют пятилетнюю гарантию на компоненты САУ.
Следует отметить, что САУ PLZ-45 комплектуют 8-ми цилиндровыми V-образными (угол развала цилиндров 60 градусов) дизельными двигателями 8V150 с двумя турбокомпрессорами, которые оснащены более производительными ТНВД, промежуточным охладителем надувного воздуха. Указанные восьмицилиндровые двигатели показали себя с лучшей стороны в ходе продолжительной эксплуатации.
Применение новых компонентов топливной системы (форсунки, ТНВД), промежуточного охладителя надувного воздуха большего объема и двух турбин стало возможным благодаря компактным размерам восьмицилиндрового двигателя и позволило уменьшить потери мощности при действиях в условиях жаркого климата.
Кроме того, специалисты ОПК КНР постоянно работают над устранением выявленных замечаний. Именно для ближневосточных и африканских клиентов был разработан комплект повышения обитаемости PLZ-45, который состоит из высокопроизводительного кондиционера, работающего эффективно при температуре окружающего воздуха +55 градусов Цельсия.
В дополнение к вышесказанному представляется необходимым отметить, что предприятия ОПК РФ не достигают положительных результатов в очередном тендере на поставку ВВТ в дружественные страны африканского континента. Как известно, конструкторы «УралВагонЗавода» (входит в корпорацию «Ростех») именно для иностранных покупателей разработали САУ под обозначением 2С19М1-155 «Мста-С-155».
Российская САУ «Мста-С-155» оснащена модифицированным турбированным дизельным двигателем мощностью 1000 л.с, который обеспечивает максимальную скорость при движении по шоссе 60 км/ч. Запас хода по топливу составляет 450 км. Китайские специалисты отмечают, что экспортная версия САУ является самой мощной и быстрой в сравнении с иностранными конкурентами. При нахождении на стоянке электропитание и работу кондиционера и компрессора обеспечивает вспомогательная силовая установка АП18ДМ1 мощностью от 14 до 16 КВт.
Китайские специалисты отмечают, что российские конструкторы использовали орудие МЗ-158 при создании экспортной модификации САУ, поскольку максимальный объем заряда может достигать 23 л., т.е. «Мста-С-155» может вести огонь на разную дальность при помощи брикетированных переменных зарядов. По данным некоторых источников, российские химики также модернизировали взрывчатое вещество для зарядов из расчета температурных особенностей перспективной эксплуатации в жарком, пустынном климате.
Одно из основных преимуществ экспортной версии российской САУ это надежное шасси, которое представляет собой симбиоз платформ от основных боевых танков Т-72 и Т-80. При общей длине 13,14 м, ширине 3,38 и высоте 3,35м российская «Мста-С-155» имеет снаряженную массу 43 тонны, т.е рассматриваемая САУ одна из самых тяжелых в мире. Значительная масса «Мста-С-155» обусловлена достаточно большим боекомплектом. В двухсекционной укладке располагаются снаряды (в отдельных боксах, не менее 31 выстрел) и заряды (на карусельной укладке).
По количеству боеприпасов в укладке российская «Мста-С-155» является самой вооруженной серди аналогичных артиллерийских систем в мире. Максимальная скорострельность достигает 8 выстрелов в минуту. Средняя скорострельность составляет 5-6 выстрелов в минуту.
Следует отметить, что российские специалисты применили еще несколько новинок в комплексе бортового оборудования данной САУ, которые еще предстоит проверить в условиях боевых действий и получить отзывы из подразделений.
Подводя итог вышесказанному отметим, что в тендере СВ ВС АНДР с высокой вероятностью победит именно китайская сторона, поскольку алжирские военные уже имеют опыт эксплуатации PLZ-45, а значит им не придется менять систему тылового обеспечения и технического обслуживания, что положительно отразится в дальнейшем на военном бюджете государства.