О перспективном усилении конкуренции между ОПК КНР и Турции за сектор рынка разведывательно-ударных БПЛА

По данным западных источников, ВВС нескольких стран Ближнего Востока, Африки и Азии, которые ранее приобрели разведывательно-ударные беспилотные летательные аппараты производства Китайской аэрокосмической научно-технологической корпорации, а именно «Радуга-3» и «Радуга-4» (в различных модификациях) высказывают претензии китайскому поставщику в связи с неисполнением обязательство по контрактам.

Согласно информации, поступившей от органов разведки ВВС США, из находящихся на вооружении ВВС Ирака 10 БПЛА «Радуга-4В» летную годность удалось сохранить только для 1 дрона. Командование королевских ВВС Иордании признает отсутствие возможности применять наличные БПЛА «Радуга-4В» (ранее приобрели 6 дронов) в целях выполнения задач по борьбе с исламистскими и террористическими группировками в регионе. Внимание американских военных к состоянию подразделений беспилотной авиации Ирака и Иордании объясняется участием последних в многолетней операции «Inherent Resolve» по борьбе с международными террористическими организациями на Ближнем Востоке.

Кроме того, известно о потери 4 БПЛА данной модели, которые были приобретены ВВС Алжира в районах авиационных баз Tindouf (2013 г., 1 случай), Ain Oussera (2014 г., 2 случая) и Bir Rogaa (2020 г., 1 случай).

Кроме упомянутых стран, разведывательно-ударные БПЛА «Радуга-4В» приняты на вооружение в ВВС Нигерии, Замбии, КСА, ОАЭ, Пакистана и Туркменистана. Всего, к настоящему моменту ВВС иностранных государств приобрели около 350 дронов указанной модели.

Достоверно известно, что ВВС Ирака готовы передать все приобретенные ранее БПЛА «Рауда-4В» коллегам из Пакистана, которые получили соответствующую квалификацию по управлению и обслуживанию данных дронов. В данном аспекте отметим, что ВВС Пакистана уже применяли похожие БПЛА в рамках поддержки действий движения «Талибан» в северных районах Афганистана.

Регулярные отказы и поломки БПЛА китайского производства в ВВС указанных стран представляется возможным объяснить следующими моментами.

Во-первых, вся современная авиационная техника китайского производства требует тщательного профилактического обслуживания, к которому личный состав подразделений ВВС указанных стран не склонен, руководствуясь принципом «и так сойдет».

Анализ видеоматериалов позволяет утверждать, что ВВС ближневосточных и африканских государств зачастую хранят БПЛА на открытых стоянках, а также пренебрегают применять прорезиненные чехлы-накидки, которыми необходимо закрывать стойки шасси, воздухозаборники, а также защищать корпус летательного аппарата от перегрева во время пребывания на земле.   В данном аспекте отметим, что инженерно-технический персонал ВВС НОАК относится к подобной технике с максимальной заботой – даже при нахождении летательного аппарата под навесом (в легком ангаре) обязательно проводится защита узлов и агрегатов от попадания песчаной пыли, воды и т.д.

Во-вторых, зачастую иностранные государства подписывают контракты на поставку БПЛА китайского производства с минимальным набором сменно-запасных частей, однако, как известно, в большинстве случаев дроны, созданные специалистами ОПК КНР  это адаптированные копии высокотехнологичной продукции американских предприятий. Так, если стоимость БПЛА MQ-9 Reaper составляет около 21 млн долл. США, то для «Радуги-4В» этот показатель составлял от 4 до 5 млн долл. США в зависимости от модификации.

Справедливости ради отметим, что даже значительный ресурс двигателя и фюзеляжа, который американские конструкторы заложили в MQ-9 на момент проектирование не спасает ВВС США от потерь этих дронов в силу ошибок, допущенных личным составом подразделений.

Именно второе обстоятельство использовано странами-покупателями БПЛА китайского производства в качестве довода в их пользу.  По словам старших офицеров ВВС Иордании и Ирака, Китайская аэрокосмическая научно-техническая корпорация передает ВВС иностранных государств БПЛА в модификациях с заниженными характеристиками, а также нарушает условия поставки сменно-запасных частей к ним (или же поставляет бракованные комплектующие).  По данным ближневосточных источников, наибольшее количество отказов выявлено в топливной аппаратуре БПЛА китайского производства – насосы и фильтры.

Подобное объяснение выглядит крайне странно, поскольку принимать военную технику с явным несоответствием заявленным ТТХ является, как минимум, должностным преступлением. Однако, в данном аспекте можем наблюдать два  скрытых момента, а именно сокрытие стороной-покупателем реальных условий контракта, на которых осуществлялась покупка и приемка авиационной техники или же коррупция в высшем военном руководстве иностранных государств.

Представляется возможным предположить, что ВВС Иордании и Ирака проводят подобные демарши с целью не просто дискредитировать ОПК КНР по собственной инициативе, а по указанию из Вашингтон, поскольку  официальный Багдад и Амман оказались лишены поставок некоторого важного оборудования из США именно по причине закупок БПЛА в Китае. В данном аспекте отметим, что хотя ВВС КСА и ОАЭ уже потеряли несколько десятков БПЛА различного производства в ходе вооруженного конфликта в Йемене, однако они продолжают сотрудничество с ОПК КНР.

Подводя итог вышесказанному отметим, что основным конкурентом БПЛА китайского производства на международном рынке вооружений является турецкий «Байрактар-ТВ2», стоимость которого составляет около 7 млн долл. США., а минимальный комплект включает 6 дронов, мобильный пункт управления, пункт технического обслуживания и 200 авиационных средств поражения – управляемые ракеты и малокалиберные бомбы.

Как известно, в сентябре-октябре 2021 г. компания «Baykar Defense подписала несколько контрактов с ВВС иностранных государств (Малайзия, Филиппины, Киргизстан, Нигерия) на поставку БПЛА «Байрактар-ТВ2», которые ВВС Турции систематически применяют в Сирии и Ливии, а ВВС Азербайджанской Республики результативно применили их в рамках второго вооруженного конфликта в Нагорном Карабахе.   Расширение географии поставок можно объяснить не только «высокой эффективностью» самих дронов, но и постоянной работой специалистов  Baykar Defense по адаптации «Байрактар-ТВ2» к действиям в условиях радиоэлектронных помех. Достоверно известно, что турецкие специалисты провели тестирование второй модификации указанного БПЛА, который оснащен усовершенствованной аппаратурой управления и навигации.

По данным китайских источников, даже ВВС КСА заинтересованы в приобретении БПЛА турецкого производства, однако подписание контракта на поставку такой техники невозможно по военно-политическим соображениям, т.к. официальный Эр-Рияд находится в состоянии затянувшейся конфронтации с Дохой.  Как известно, Эмират Катар является ключевым партнером Турецкой Республики именно в вопросах развития оборонной промышленности. Очевидно, что поставки БПЛА турецкого производства  в ВВС КСА маловероятны до момента разрешения сложной ситуации между двумя аравийскими монархиями.

52.23MB | MySQL:103 | 0,449sec