Оценки в Израиле событий в Ливане

В Бейруте 14 октября 2021 г. произошли ожесточенные столкновения. В ходе мирной демонстрации членов шиитских движений – «Хизбаллы» и «Амаль» – были убиты семь человек (по три члена от «Хизбаллы» и «Амаль», а также прохожий), десятки ранены.

В статье на сайте Иерусалимского центра публичной политики (Jerusalem Center for Public Affairs, JCPA) говорится о том, что огонь открыли боевики христианского ополчения по шиитским демонстрантам, которые пытались помешать дальнейшему расследованию взрыва в порту Бейрута в августе 2020 г., в результате которого погибли более 200 человек. Участники акции протеста требовали увольнения Тарека Битара, главы комиссии по расследованию. Он пытается завершить следствие, несмотря на угрозы в свой адрес в связи с тем, что оно навлекло подозрения на действия «Хизбаллы» и приближенных к организации бизнесменов в порту, где тысячи тонн взрывчатых веществ хранились небрежно и без должного надзора, что, по всей видимости, и привело к катастрофе[i].

Эксперты Института исследований национальной безопасности (Institute for National Security Studies, INSS) – Орна Мизрахи, старший научный сотрудник, и Йорам Швейцер, руководитель Программы по терроризму и конфликтам малой интенсивности, – отмечают, что «судью, христианина-католика, в настоящее время поддерживает новый премьер-министр Ливана Наджиб Микати и большинство христиан, включая союзников христианских маронитов Насраллы [Бутроса Сфейра], в том числе президент Ливана христианин Мишель Аун». Акция протеста проходила в приграничной зоне между христианским и шиитским кварталами в столице Ливана и была встречена снайперским огнем с крыш, что привело к перестрелкам и уличным боям. «Хизбалла» сразу же обвинила в начале обстрела членов христианской оппозиционной партии «Ливанские силы» (ЛС), возглавляемой Самиром Джааджаа, который отрицает, что его люди каким-либо образом были причастны к этому событию. Спокойствие было восстановлено после вмешательства ливанской армии и арестов подозреваемых в стрельбе.

Эксперты INSS полагают, что столкновения в Бейруте являются еще одним свидетельством внутренних проблем, с которыми столкнулась «Хизбалла» в поддержании своего доминирующего статуса в ливанской политической системе, пребывающей в крайне тяжелом кризисе. Сейчас проверяется способность шиитской организации навязать свои взгляды и установить контроль над страной. «Хизбалла» действует решительно и использует все имеющиеся в ее распоряжении средства, чтобы не допустить падения своего статуса. «Опасаясь обвинений в свой адрес, организация пытается заблокировать продолжение расследования смертоносного и разрушительного взрыва в порту Бейрута. С этой целью она и отправила своих активистов вместе с членами «Амаль» на уличные акции протеста для демонстрации силы. Тогда как противники организации пытаются сохранить независимость правовой системы Ливана»[ii].

Инициировав «провокационную демонстрацию против якобы предвзятого расследования, «Хизбалла» сделала устранение Т.Битара своей основной политической целью после того, как ранее добилась увольнения его предшественника Фади Савана. В качестве подтверждения эксперты INSS приводят речь генерального секретаря шиитской организации Хасана Насраллы, который 11 октября заявил, что у судьи Т.Битара скрытые мотивы, поэтому его необходимо заменить. В другом выступлении 18 октября он назвал убийство демонстрантов поворотным моментом во внутренних событиях в Ливане и жестко раскритиковал партию С.Джааджаа, возложив на нее ответственность за гибель людей. Насралла сказал, что это приведет к гражданской войне в Ливане, которая изменит демографическую ситуацию в стране и поставит под угрозу всех христиан в Ливане. В его речи эксперты увидели завуалированную угрозу применить силу, как бы ему этого не хотелось. Лидер «Хизбаллы» отметил мощь своей организации, в распоряжении которой 100 000 хорошо обученных солдат, «способных свернуть горы», по сравнению с 15 000, которыми хвастался С.Джааджаа.

В INSS полагают, что действия «Хизбаллы» в отношении расследования взрыва в порту, и особенно подстрекательство ее руководства к насилию 14 октября, напомнили жителям Бейрута кровавые события гражданской войны в Ливане (1975-1990), побудив противников Насраллы встать на защиту судьи Т.Битара. Ряд событий в стране свидетельствует о том, что ливанцы все больше недовольны «Хизбаллой», и это приводит к трениям между секторами общества. В качестве подтверждения они приводят факт проявления враждебного отношения к шиитской организации в ходе запланированного нападения суннитов на членов «Хизбаллы» во время похорон жертвы кровной мести в Хальде в июле этого года. Другой пример – яростная реакция друзов из деревни Шуийя, которые 6 августа выступили против отряда, запустившего ракеты по Израилю с места, расположенного недалеко от их деревни. Они обвинили «Хизбаллу» в том, что организация подвергает их дома угрозе атак со стороны израильской армии.

По мнению экспертов INSS, «Хизбалла», которую также затронул политико-экономический и эпидемиологический кризис в Ливане, в настоящее время максимально избегает использования военной силы для сдерживания своих противников. «Это резко контрастирует с политикой организации во время кризиса 2008 г., когда она инициировало кровавые беспорядки в Бейруте, чтобы отменить решения правительства, противоречащие ее интересам. На данном этапе, пока «Хизбалла» не сталкивается с угрозой своему лидирующему положению в стране, Насралла хочет сохранить статус-кво и использует в основном политические манипуляции и кампании в СМИ, а также мафиозную тактику угроз и запугивания, а при необходимости ликвидирует своих противников. На данный момент «Хизбалла» оставила наведение порядка на улице на усмотрение ливанской армии».

Отмечается, что деятельность организации, которая, казалось бы, осуществляется на благо ливанского населения, не избежала критики. Речь идет о начавшихся 16 сентября поставках бензина и мазута из Ирана, что происходит без контроля со стороны ливанских властей. Поступление бензина, в котором отчаянно нуждался погрузившийся в темноту Ливан, сопровождалось ликованием со стороны шиитского населения, основного получателя иранского топлива. Однако это вызвало критику, в том числе со стороны премьер-министра страны Наджиба Микати, который сетовал на нарушение суверенитета Ливана. Упреки в адрес «Хизбаллы» усиливаются также из-за того, что своими действиями она провоцирует Израиль, тем самым перечеркивая аргумент о том, что ее военная мощь направлена ​​на защиту Ливана от Израиля.

Эксперты INSS полагают, что «нынешняя битва за независимость правовой системы в расследовании взрыва в порту Бейрута является последней возможностью для противников «Хизбаллы» и испытанием для тех, кто пытается оспорить статус организации и ее влияние на будущее Ливана под покровительством Ирана. В значительной степени от «Хизбаллы» сейчас зависит, погрузится ли страна в хаос и новую гражданскую войну, хотя и допускается, что ситуация может выйти из-под ее контроля». «На данном этапе, – считают израильские эксперты, – трудно оценить, надолго ли сохранится хрупкое спокойствие, воцарившееся на улицах Бейрута после столкновений 14 октября, поскольку «Хизбалла» не будет бездействовать». По их мнению, «организация продолжит попытки отстранить от дела судью Т.Битара, оказывая давление на своих политических партнеров, чтобы они отказались ей в этом противодействовать. Публично руководство «Хизбаллы» будет стремиться к урегулированию ситуации и занятию позиции государственного деятеля, поддерживающего право на демонстрации, требуя, чтобы расследование проводилось судьей, политически не ангажированного. На практике организация будет препятствовать расследованию, стараться избежать обвинений, с одной стороны, используя свои связи и политическое влияние, а с другой – демонстрируя военные возможности для достижения целей. «Хизбалла» также не уклонится от применения насилия против своих оппонентов из конкурирующего лагеря, как это было в прошлом». Отмечается, что в прошлом «организация, не колеблясь, тайно атаковала политических конкурентов, таких как премьер-министр Саад Харири в 2005 г., и оппонентов, таких как журналист Лукман Салим в феврале 2021 г., за что так и не понесла наказание».

В этой ситуации, полагают в INSS, Израиль не должен вмешиваться, но продолжать отслеживать события в Ливане, особенно обращая внимание на то, что усиливающаяся критика «Хизбаллы» может подвигнуть ее руководство на крайние меры с использованием военного потенциала в попытке силой захватить страну. В случае серьезного положения дел «Хизбалла» может пойти на эскалацию конфликта на границе с Израилем, чтобы отвлечь внимание ливанцев.

В репортажах израильских телеканалов высказывались опасения, что бои в населенных районах Бейрута предвещают неминуемое начало новой гражданской войны в Ливане. Однако по мнению генерал-лейтенанта запаса, д-ра Шимона Шапиры (эксперта Иерусалимского центра публичной политики, специализирующегося на изучении Ливана и «Хизбаллы», автора книги на английском языке о треугольнике «Хизбалла-Иран-Ливан»), гражданская война все еще является относительно далекой перспективой. Он обращает внимание на «неожиданное высказывание» Насраллы, который в своей речи заявил, что в его распоряжении 100 000 бойцов.

По словам Ш.Шапиры, «Насралла обозначил такое завышенное число для того, чтобы донести до своих соперников, что его организация больше не является согласно общепринятому мнению государством в государстве, а сама стала государством, и обладает гораздо более крупной и могущественной военной силой, чем ливанская армия».

Эксперт JCPA считает, что поведение организации на протяжении всего недавнего кризиса указывает на ее нежелание допустить скатывания страны к гражданской войне. «Иран и «Хизбалла» продолжают придерживаться той же стратегической линии», – сказал он. «Они пытаются сохранить достигнутые успехи, – контроль над портами, усиление влияния в армии, других структурах безопасности, в парламенте – но проявляют осторожность, действуя через легитимные институты, не разрушая их. Катастрофа в порту разоблачила их. Они не ожидали такой широкой общественной поддержки следственных действий судьи. Демонстрация «Хизбаллой» силы направлена ​​на то, чтобы убрать его с дороги, но без полного демонтажа политической системы, которая скрепляет страну».

По мнению Ш.Шапиры, «Хизбалла» сейчас сталкивается с такой же проблемой, как во время ее попыток помешать расследованию убийства бывшего премьер-министра Рафика аль-Харири в 2005 г. «Теперь все зависит от стойкости противостоящего лагеря», – полагает эксперт. «Хизбалле» уже удалось расколоть христианский лагерь благодаря политическому альянсу с президентом Мишелем Ауном. «Насралла также представляет себя защитником христиан от ИГ и других сил». Вся эта история, по его мнению, касается Израиля лишь косвенно, поэтому нет причин для вмешательства. Однако «есть опасения, что анархия распространится из Бейрута на юг страны. В настоящий момент «Хизбалла» старается избежать такого сценария, сдерживая ситуацию в районе Бейрута. Но… это ограниченная гарантия, и всегда есть опасность, что улица выйдет из-под контроля»[iii].

[i] נסראללה של אלף המאה נאום // JCPA. 28.10.2021 — https://jcpa.org.il/article/נאום-המאה-אלף-של-נסראללה/

[ii] Hezbollah Faces Domestic Challenges with Self-Confidence // INSS, 25.10.2021 -https://www.inss.org.il/publication/hezbollah-internal-challenges/

[iii] נסראללה של אלף המאה נאום // JCPA. 28.10.2021 — https://jcpa.org.il/article/נאום-המאה-אלף-של-נסראללה/

 

62.86MB | MySQL:102 | 0,611sec