ФРГ – Тунис: интенсивное развитие взаимосвязей

Тунис — партнерская страна немецкой эволюционной поддержки, что подтверждается довольно длительным присутствием здесь ФРГ (с 1975 г). Это означает особый статус, которым обладает ряд государств (например, Эфиопия, Уганда, Танзания и другие). Это свидетельствует об их приоритете для ФРГ; они входят в список стран, на которые распространяется Программа действий, принятая федеральным правительством по отношению к ряду государств с целью уменьшения в них вдвое уровня бедности к 2015 г.

Это присутствие в свою очередь обусловлено интенсивными политическими отношениями между Германией и Тунисом. Продуктивным представляется двусторонний обмен визитами высоких официальных лиц: об этом свидетельствуют, в частности, обмен поездками глав МИДов Ф.-В. Штайнмайера и A. Абдаллы (2006 и 2007 гг.), посещение Туниса государственным министром федерального МИДа Г. Глозером (2008). Контакты на уровне правительств дополняются диалогом между парламентариями обеих стран.

Эти контакты способствовали заключению ряда соглашений, регламентирующих совместную хозяйственную деятельность: по защите инвестиций (1966), морским перевозкам (1966/1997), воздушному сообщению (1968), правовой защите (1968), налогообложению (1975), грузообороту (1984) и социальному страхованию (1984). Последовательная и многолетняя работа по развитию партнерства привела к тому, что Германия стала третьим по величине торговым партнером и четвертым по объему инвестиций иностранным вкладчиком Туниса, а Тунис в свою очередь — наиболее значительным немецким партнером среди стран Магриба. Приток иностранной валюты в страну обеспечивают и сами граждане Туниса. Важным экономическим фактором для страны являются денежные переводы из-за рубежа. Примерно 42 тыс. тунисцев постоянно живут и работают в ФРГ. Ежегодно, по оценкам тунисских экспертов, они переводят более 50 млн евро.

Примерно 40% тунисского импорта из Германии и 80% тунисского экспорта в Германию приходится на предприятия с немецким долевым участием в акционерном капитале. Примерно 260 экспортно ориентированных предприятий только в 2006 г. вложили в тунисскую экономику 134 млн евро и создали более 34 тыс рабочих мест. В связи с этим существенным вкладом в хозяйственную жизнь почти все они освобождены от налогов. Двусторонняя торговля в 2007 г. выглядела следующим образом: ФРГ экспортировала в Тунис продукцию на 1,29 млрд евро (+10% по сравнению с 2006), а импортировала из Туниса продукцию на 1,07 млрд евро (+11% по сравнению с 2006). Ассортимент немецкого экспорта: текстиль, электронные изделия, машины, автомобили, химические продукты, продукты питания, железо и скобяные изделия. Импорт из Туниса — текстиль (конечные продукты), электротехнические изделия, изделия из кожи, сырая нефть, продукты питания, топливо, смазочные масла и ковры.

Вместе с Францией и Италией Германия для Туниса — один из самых важных партнеров. Основными вопросами немецко-тунисского сотрудничества в последние годы являлись охрана окружающей среды (канализационная система, замкнутый цикл по переработке мусора, возобновляемые энергии, водное хозяйство) и модернизация тунисской экономики в программе подготовки к таможенному союзу с ЕС. К 2006 г. объем работ в рамках данных программ достиг 1,7 млрд евро. На 2007-2008 гг. сумма технического и финансового сотрудничества составляла 92,5 млн евро. Кроме того, ФРГ участвовала в модернизации вооруженных сил Туниса, оказывая им с 1972 г. учебную помощь, а с 1989-го — техническую поддержку в общем объеме 11,7 млн евро. Эта программа была успешно завершена в конце 2006 г. Основными вопросами в данной сфере были технологии хранения материалов, ремонт складов для транспортных средств, профессиональное обучение и оборудование хранилищ донорской крови.

Германское общество по техническому сотрудничеству (GTZ) работает в Тунисе с 1975 г. Оно выполняет поручение Федерального министерства экономического сотрудничества и развития. В 70–80-е гг поддержка носила разовый характер. Начиная с 90-х гг., как только было принято решение об интенсификации и концентрации усилий (в 1991 г. тунисское правительство объявило о реформе профессионального обучения), осуществляется (особенно в течение пяти последних лет) работа по двум взаимосвязанным направлениям: хозяйственное развитие и защита окружающей среды.

Дополнительное ускорение этим связям дала интеграция Туниса в Европейскую зону свободной торговли, осуществляемая с января 2008 г., что означает беспошлинный ввоз продукции из стран ЕС. Интеграция стала первым значительным шагом экономики Туниса навстречу серьезным хозяйственным преобразованиям. В последние 12 лет идет процесс ориентации национальной экономики на повышение конкурентоспособности на мировом рынке, что поддерживается обширной программой государственной поддержки. С общенациональной и международной точки зрения это продвижение считается относительно успешным. Однако это лишь первые шаги, и необходимы следующие не менее длительные и интенсивные усилия, чтобы завершить этот переход и вписаться в требования международных рынков товаров и услуг.

Он может быть вполне успешен ввиду ряда обстоятельств. Главные из них базируются на стратегических преимуществах Туниса: географическая близость к Европе и короткие сроки поставки продукции. Однако даже они могут оказаться неиспользованными полностью, если не решить центральное экономико-политическое задание, определенное на ближайшие годы, — уменьшение безработицы, которая сохраняется в последнее время на уровне 14%. В нее вовлекается все больше людей с высшим образованием, и счет идет на десятки тысяч ежегодно.

Понятно, что для Туниса, который определил для себя приоритет человеческих ценностей наивысшей целью всех экономических трансформаций, такое положение является критическим. Напомним, что страна развивается в стратегическом плане в пятилетнем исчислении. Ее одиннадцатый по счету план (2007-2011) определяет человека как центральный объект развития и, соответственно, формулирует главные цели текущего пятилетия как повышение роста экономики и дохода в расчете на душу населения, уменьшение безработицы и бедности.

Это требует эффективного и делового отношения к проектам в экономической политике, которая включает инновацию, основание новых предприятий и ориентированное на объем производственных потребностей образование. Укрепление инновационных процессов в индустрии и поддержка в деле создания предприятий связаны с подготовкой класса предпринимателей, а она в свою очередь означает разработку специальных образовательных программ. По этой причине в перечне главных забот ФРГ в Тунисе в рамках обязательств GTZ — реализация ряда пилотных проектов в различных регионах страны. Все они ориентированы на содействие развитию промышленного частного сектора как в столице страны, так и — преимущественно — вне нее. Кроме того, GTZ, как уже отмечалось, принимает активное участие в улучшении производственной системы обучения, а также менеджмента в различных областях индустрии, создаваемых с учетом экологических аспектов промышленных зонах. Общество работает с различными партнерами: как с теми, кто принимает политические решения, так и с представителями хозяйственных структур, конкретных предприятий.

Об этом говорят сами названия проектов. В качестве примера упомянем проект, рассчитанный на три года: «Содействие продолжительной профессиональной подготовке, ориентированной на нужды предприятия», руководитель доктор Мартин Вельте (Martin Welte). В его описании сказано: «Заказчик — Федеральное министерство экономического сотрудничества и развития (BMZ). Политическая поддержка — со стороны Министерства образования и профобучения Туниса (MEF). Проект предусматривает определенное выравнивание спроса и предложения на квалифицированные кадры. Это достигается за счет того, что в процесс обучения вовлекаются сами предприятия, которые, в соответствии с определенной перспективой, участвуют в заказе специалистов определенного профиля и затем содействуют их трудоустройству согласно этому заказу».

Проект преследует несколько целей: с одной стороны, предприятие получает возможность развития благодаря повышению конкурентоспособности; с другой стороны, для дипломированных специалистов улучшаются шансы на занятие вакансий, что ведет к надежному и, не исключено, растущему доходу, карьерному росту. Немецкие обязательства при этом: обучающая составляющая в виде проведения занятий, организации мероприятий по повышению квалификации, семинаров, поставок соответствующего учебного оборудования, консультаций специалистов Немецко-тунисской торгово-промышленной палатой и предприятий, входящих в нее.

Другой вид проекта — среднесрочный, рассчитанный на 8,5 лет (июль 2004 – декабрь 2012). Это, например, «Поддержка малых и средних промышленных предприятий в условиях открытого рынка». Заказчик тот же, политическая поддержка — со стороны Министерства индустрии и энергетики Туниса. Цель проекта — обеспечить доступ к товарам и услугам малых и средних промышленных предприятий. Фактически данный проект является гибкой программой действий, привязанной к общенациональным планам и соответствующим изменениям в хозяйственной жизни. Если масштаб преобразований в Тунисе в их начальной фазе (январь 2004 – декабрь 2007) и замыслы немецких экспертов совпадали, то осуществлявшаяся затем (с начала 2008) в Тунисе Programme de Mise а Niveau (PMN) больше не концентрировалась на укреплении конкурентности, а предусматривала лишь развитие инновационных процессов и поддержку действующих предприятий. Таким образом, соревновательный дух, составляющий основу рыночных отношений, а также возможность развития предприятия (слияние и разделение) стали исчезать из экономики. Идет своего рода сковывание инициативы и сужение предпринимательской компетенции, которые, по мнению немецких экспертов, следует развивать во что бы то ни стало. Их сохранению и служит данный проект. Его продолжительность связана с тем, что PMN, недостатки которой состоят не в рыночно, а в социальной мотивированной ориентации, а также в исключительно избирательном характере поддержки предприятий, в том числе и в вопросе оснащения оборудованием, принята на десять лет.

Политика поощрения и поддержки процесса создания промышленных предприятий и фирм по обслуживанию населения призвана ускорить темпы хозяйственных преобразований, считает эксперт Мохамед бен Абдаллах (Мohamed Ben Abdallah). В первую очередь, она нацелена на обеспечение занятости. Эта задача, выдвинутая избирателями в ходе выборов президента и обнародованная затем (24.12.2004) в президентской программе «Для завтрашнего Туниса», несомненно, даст свой эффект. Необходимо лишь соединить волю лидера, энергию людей, механизмы и инструменты — как политические, так и экономические.

«В этом случае мы сможем обеспечить динамику предпринимательства», — подчеркивает Мохамед бен Абдаллах и приводит ряд цифр: «Наши главные надежды связаны с молодежью — студентами вузов. Ежегодно в Тунисе 60 тысяч выпускников оканчивают вузы, а, согласно прогнозам на 2011 г, их будет уже 110 тысяч. Это достаточно напряженно для страны, население которой уже сегодня (2007) составляет 10,2 млн жителей. С другой стороны, ее справедливо можно назвать страной знаний. Теперь важно обеспечить эту огромную армию квалифицированной молодежи работой».

Это серьезная проблема Туниса. С одной стороны, Тунис — развивающаяся страна, с другой — страна, в которой нарастает избыток кадров с высшим образованием. Вся система школьного образования направлена не только на обретение аттестата зрелости, но и на последующую учебу. Те, кто не поступает в вузы, в глазах общественного мнения являются неудачниками.

В области высшего образования тоже имеются проблемы. Студенческие аудитории переполнены, уровень преподавания низок, образование в основном теоретическое, так называемые тренировочные программы, где отрабатывались бы конкретные задачи для конкретного производства, предлагаются редко. Ряд предприятий лишь условно готов к тому, чтобы инвестировать средства в обучение молодых специалистов, поскольку у них нет уверенности в том, что они смогут трудоустроить выпускников в соответствии с полученной квалификацией. Понятно, что подобным образом расходовать финансы и принимать на себя обязательства предприятия не желают.

В результате молодой человек, потративший 5-6 лет на получение высшего образования, оказывается не у дел. Рынок может лишь частично поглотить массу выпускников вузов. По этой причине получение ими с помощью Call-Center работы за 200 долларов в месяц считается в Тунисе счастьем. С другой стороны, всю эту массу выпускников двигать в менеджеры тоже неразумно: лишь у немногих есть необходимая для этого предпринимательская жилка. Вопрос в том, чтобы вовремя разглядеть ее и содействовать таланту с тем, чтобы, обретя опыт, выпускник стал специалистом, способным возглавить наиболее ответственные участки национальной экономики.

Однако до этой цели потребуется, возможно, не менее десятилетия. Что касается ближайшего времени, необходимо создать 70 тыс. рабочих мест. Выполнима ли эта задача, покажет опыт, который начал накапливаться в апреле 2005 г, когда был начат первый этап общенациональной программы занятости молодежи. После того как были созданы первые малые и средние предприятия, начиная с января 2006 г. была развернута другая программа — региональные семинары, где обсуждались скромные итоги работы новых производств, типичные ошибки при их создании и в организации деятельности, истоки достижений. Значительная часть этих семинаров пришлась на сельскую местность, где незанятой молодежи особенно много. Мохамед бен Абдаллах подчеркивает стратегическую важность занятий вкупе с консультациями опытных педагогов и специалистов. Кроме локального обучения семинарского характера, есть еще централизованные программы. В рамках одной из них в столице страны была организована выставка Salon de la crйation d’entreprises – Tunis (17-18.10.2008), в которой приняли участие Германия, Италия, Испания, Франция. Ее задачей стало создание условий для встреч менеджеров и желающих создать собственное предприятие, как говорится, лицом к лицу. В течение двух дней, которые были посвящены консультациям, знакомству с деятельностью молодых предпринимателей в разных регионах Туниса, получению специфической информации, потенциальный создатель фирмы общался с инициативными организаторами производств. По существу, это были мастер-классы; сочетание достижений науки, экономической стратегии и просчитывания рисков применительно к данной местности и хозяйственным реалиям; адаптация к местным условиям и традициям; широкое и локальное производственное обсуждение и выдача конкретных рекомендаций. «Более 1000 посетителей, главным образом жителей столицы, — это, возможно, не тот масштаб, который поражает воображение, — комментирует Мохамед бен Абдаллах. — Однако не забудем, что речь идет не о международной выставке, а об общенациональной. Это был к тому же первый в стране форум, на котором открыто обсуждалась проблема безработицы человека, имеющего высшее образование. Поэтому ценен сам факт проведения выставки». Она дополнила и обогатила содержание тунисско-немецкого проекта «Поддержка малых и средних предприятий в условиях рынка», который курирует Федеральное министерство по делам экономического сотрудничества и реализация которого демонстрировалась рядом экспонатов названной выставки Семинары, выставка и другие формы обучения нацелены на далеко идущие цели — создание на территории Туниса зон свободной торговли в рамках проектов, разработанных немецкими специалистами и другими экспертами ЕС.

Другой проблемой, решаемой с помощью GTZ, является, как уже упоминалось, сфера экологии. Немецко-тунисская кооперация в экологической области насчитывает 25-летнюю историю Она старше, чем так называемый процесс Барселоны в рамках евросредиземноморского партнерства, и считается довольно успешным примером сотрудничества.

Тунис, в силу особенностей своего ландшафта, в котором имеются разнообразные природные ресурсы и соседствуют различные климатические зоны, стоит перед серьезными вызовами в экологической области. Экономическое развитие неизбежно ведет к загрязнению окружающей среды, росту потребления естественных ресурсов. Все больше проблем возникает в связи с процессом образования пустынь, интенсификацией использования сырья на предприятиях, приростом ежедневных отходов и отсутствием условий для их утилизации, особенно в сельских условиях.

Экологическая нагрузка в связи с возрастающими объемами производства и его отходов беспокоит тунисское правительство Немецкие эксперты в этой связи дают свои рекомендации, которые сводятся к следующему. Данная сфера требует подготовки квалифицированных кадров, которые вполне могут, отвечая на повседневные нужды страны, частично решить проблему занятости. Это может происходить как в рамках отдельных предприятий или отрасли, в которую они входят, так и в рамках отдельных ведомственных образований. Смысл рекомендаций GTZ состоит в том, что во избежание серьезных экологических отклонений необходимо следовать условиям специальных соглашений для евросредиземноморской зоны свободной торговли. Для этого следует приспосабливаться к нормам и стандартам, снабжая товары признанными экологическими знаками (ecolabel). В любом случае, указывают специалисты Германского общества технического сотрудничества, приоритет должен оставаться за экологической средой. Поэтому программа сотрудничества GTZ с тунисским правительством и его структурами состоит в подготовке специалистов в сфере экологического контроля, оснащении их соответствующим инструментарием, методикой, в соответствии с которой мусорные свалки должны размещаться в строго определенных местах, отходы должны подвергаться переработке в Recycling-Center. Это в свою очередь означает создание в Тунисе сети предприятий подобной направленности, контроль за работой которых должен вестись из столицы Туниса.

Региональные экологические структуры, по мнению экспертов GTZ, должны укреплять сотрудничество с центральными объединениями в целях успешной координации усилий при решении экологических задач, а также в целях создания рабочих мест и системы подготовки высококвалифицированных кадров, снижая тем самым остроту проблемы занятости населения в сельской местности и в городах Туниса.

62.66MB | MySQL:102 | 0,676sec