Продолжение санкционной политики США может вынудить Иран прекратить переговоры по СВПД

Новые санкции США против Ирана, объявленные в конце минувшей недели, вызвали небывало острую реакцию со стороны официальных СМИ ИРИ. Санкции касались как юридических, так и физических лиц, связанных с иранской индустрией создания БПЛА. Как прокомментировал введение санкций Госсекретарь США Энтони Блинкен, они направлены против 4 физических лиц и 2 компаний, и преследуют своей главной целью приостановку Ираном производства таких летательных аппаратов. Главный иранский военный деятель, связанный с этой областью иранского ВПК, находящийся в черном списке США и против которого введены санкции – Саид Агаджани, курирующий департамент по их созданию в военно-космическом подразделении и давно известный своим западным оппонентам. Именно созданная под его руководством техника причастна к атаке на грузовое судно «Марсер стрит», совершенной несколько месяцев назад. Частично судно принадлежало гражданину Израиля.

Санкции в сфере проектирования и строительства  иранских беспилотных летательных аппаратов были вполне ожидаемыми, потому что такого рода новейшая техника иранского производства вызывала в последнее  время серьезные опасения. Постоянно расширяющаяся деятельности иранских беспилотников отечественного производства, разрабатываемых  и производимых силами Корпуса стражей исламской революции (КСИР) представляется Израилю и его западным партнерам несущей серьезные угрозы стабильности  стран ближневосточного региона.  Как пишут западные СМИ, в последние годы КСИР получил огромное целевое финансирование на производство беспилотной техники. Технологии, по всей вероятности, приобретены в Китае и других странах, с которыми имеется договорно-правовая база для взаимодействия в этой области. Военные аналитики полагают, что именно при помощи иранских БПЛА  базирующиеся в Ираке проиранские милиции совершили атаки в прошлом году на американские военные объекты. Подобные подозрения существуют и в отношение йеменских повстанцев-хоуситов, не раз задействовавших эту достаточно продвинутую технику в своем противостоянии с американским союзником – Саудовской Аравией. Именно поэтому иранские БПЛА позиционированы в кругу проблем безопасности первоочередного уровня. Не случайно, что в своей речи на 76-й Сессии Генассамблеи ООН премьер-министр Израиля Нафтали Беннет уделил им отдельное внимание. Американские и израильские СМИ  не раз касались планов Тегерана по масштабному использованию такого рода военной техники. Известно, что в рамках КСИР действует специальное подразделение для ведения военных операций с помощью дронов. Именно оно разработало и серийно выпускает беспилотник  марки Shahed-136, которым ИРИ запланировала вооружить опекаемые ИРИ  террористические структуры по всему региону. Таким образом, введение санкций по сфере производства дронов существенно подорвет боевую мощь иранских силовиков.

Вот почему иранские СМИ задались резонным, на их взгляд вопросом: если США хотят как можно более быстрого продвижения на пути восстановления СВПД, зачем они налагают на Тегеран все новые чувствительные и ослабляющие Иран санкции? Как заявил по этому поводу верховный лидер ИРИ аятолла Али Хаменеи, ведение новых санкций показывает, что США нельзя доверять, ибо шаги, которые она предпринимает, противоречат заявленной Вашингтоном цели восстановления диалога. Можно ли верить США, спрашивает Fars News, если говоря о своем желании быстрейшего возврата к венским  договоренностям, они последовательно  отягощают ИРИ все новыми и новыми санкционными  ограничениями. Америка ведь знает, что Иран ставит своим главным условием возвращения в Договор полное снятие всего комплекса санкций.  До недавнего времени санкционные требования носили жесткий характер, подразумевая абсолютно все, что было введено за послереволюционный период. С течением времени, однако, эта жесткость постепенно размывается. В этом можно видеть определенные уступки США, призванные смягчить их позицию. Но это, заявил от имени МИД ИРИ его пресс-секретарь Саид Хатибзаде, не находит отклика у американских лидером. Продолжение санкционной политики  демонстрирует, до какой степени декларации и реальные дела расходятся у США друг с другом. Введение новых санкций означает для нас, что Америке более нельзя доверять, подчеркнул С.Хатибзаде. «Это касается не только нынешнего правительства президента Дж.Байдена, но и всех других, которые лишены понимания происходящей в Иране реальности. Нынешний глава американской администрации продолжает идти дискредитировавшей себя дорогой своего предшественника Д.Трампа, продолжая политику максимального давления на Исламскую Республику». Как считают аналитики, продолжение санкционной политики США во время возможного принятия решения о возвращении к переговорам по СВПД со стороны обоих государств, частично покинувших ранее соглашение, усиливает в Иране позиции тех военно-политических кругов, которые противятся такому возможному шагу иранского руководства. Но в США не впервые идут на подобное обострение, президент Дж.Байден, пишет иранское издание IranPressNews уподобляется  своему предшественнику на президентском посту, декларируя при этом совершенно иную политику. «Однако глава Госдепартамента, оправдывая необходимость таких мер, ссылается на то, что это будет иметь сдерживающий эффект, замедляя расширение иранской военной мощи».

В этой связи показательно, что в Иране громче зазвучали голоса тех, кто пытается минимизировать значение венских договоренностей.  Обратимся к популярной ежедневной газета «Иран» — органу национального информационного агентства ИРНА, которая опубликовала интервью нового главы МИД ИРИ А.Абдоллахияна, где известный своим радикализмом иранский политик заявляет о том, что СВПД – не больше, чем стостраничный бумажный документ, подписание которого совсем не было на пользу ИРИ как с политической, так и с экономической точки зрения. Более того, подписание СВПД, заявил глава МИД в интервью газет «Иран», во многом осложнило условия позиционирования его страны в глобальном пространстве.  Министр сомневается в том, что уже проведенные до июня с.г. 6 раундов переговоров в Вене показали волю новой американской администрации президента Дж.Байдена к возвращению в СВПД. «Поэтому нет никакой необходимости их продолжать». Если США решат вдохнуть новую жизнь в этот документ, хозяин Белого дома сделает это одним росчерком пера, -пишет глава иранского внешнеполитического ведомства. Такие заявления из его уст подтверждаются прозвучавшей в сети CNN информации о том, что американское руководство испытывает крайний пессимизм относительно переговорного процесса по возвращению к венским соглашениям по иранской атомной программе, что как раз и явилось побудительным мотивом по ужесточению санкционного прессинга, выразившегося  в попытках обуздания индустрии производства иранских беспилотников.

52.26MB | MySQL:103 | 0,399sec