Оценки в ФРГ инцидента с попыткой высылки германского посла в Турции

В конце октября глава дипломатической миссии ФРГ в Анкаре Ю.Шульц оказался в списке из десяти дипломатов, которых президент Турции Р.Т.Эрдоган решил объявить персонами нон-грата. Официальный представитель федерального правительства Ш.Зайберт, характеризуя инцидент, отметил, что Берлин воспринял происходящее с «озабоченностью» и «непониманием». Поводом для резкой риторики турецкого лидера в адрес дипломатических представителей ряда западных государств-партнеров стало то, что они призвали освободить из тюрьмы О.Кавалу – турецкого общественного деятеля, обвиненного в участии в организации протестов в 2013г. и попытки переворота в 2016 г. Прекратить его преследование еще в 2019 г. призвал Европейский суд по правам человека. На государственном уровне инцидент  был исчерпан, однако, внутриполитическая ситуация в каждой из стран породила стремление более детально разобраться в том, что в реальности спровоцировало конфликт, а также каким образом он повлияет на дальнейшие отношения ФРГ и Турции.

Одной из первых на демарш Р.Т.Эрдогана отреагировала СвДП. Ее представитель А.Ламбсдорф в твиттере подчеркнул, что «возможная высылка десяти послов, включая представителей Германии и союзников Турции по НАТО, была бы неразумной, недипломатичной и ослабила бы сплоченность альянса». Еще более резкой оказалась позиция «Зеленых». От лица фракции выступила вице-президент Бундестага К.Рот, которая ранее занимала пост сопредседателя своей партии, а также входила в комитет по иностранным делам. По ее словам, враждебный настрой Р.Т.Эрдогана по отношению к тем, кто его критикует, продолжает нарастать. В этих условиях, как считает К.Рот, необходимо дать отпор «авторитарному режиму на международном уровне». Под этим переизбранный вице-президент Бундестага понимает санкции, в том числе в виде запрета на продажу Анкаре вооружений. Наконец, еще один «зеленый» политик О.Нурипур, который отвечает во фракции за внешнеполитические вопросы, также рассматривает нецелесообразным оставлять выпад Турции без ответа. В этой связи, он считает, что для Р.Т.Эрдогана нужно создать такие обстоятельства, в которых он будет или проводить предельно понятную и дружественную политику для своих западных партнеров, или окажется под серьезным давлением.

Риторика двух партий, которые в настоящий момент ведут с СДПГ коалиционные переговоры, очень показательна. Еще на стадии предвыборной гонки Турция продемонстрировала симпатию в отношении блока ХДС, как теперь видно, не без оснований рассчитывая на то, что именно при таком руководстве сумеет сохранить максимально выгодный для себя межгосударственный диалог. Более того, подобная позиция в партии сохраняется до сих пор. На фоне критических высказываний прежде всего из лагеря партии «Зеленых» представители ХДС говорят о том, что Германии не стоит опасаться действий Турции, поскольку они направлены не против нее, а продиктованы внутренней ситуацией.

По мнению теперь уже бывшего депутата Бундестага от ХДС Ю.Хардта, Анкара «зависит от поддержки и сотрудничества» с ФРГ, особенно в условиях сложной экономической ситуации. С его точки зрения, внутри Турции демарш ее лидера будет иметь, пожалуй, большие последствия, чем на международной арене. Связано это с тем, что с одной стороны, в  окружении президента могли быть те, кто отговаривал его от данного недальновидного шага. Соответственно, теперь в рядах его приближенных может усилиться раскол. С другой стороны, осложнившимся положением главы государства может попробовать воспользоваться и оппозиция.

Наконец, весьма интересную оценку Ю.Хардт дал и самому инциденту. Начался он, напомним с того, что Р.Т.Эрдоган счел призывы дипломатов из Европы и США освободит О.Кавалу вмешательством во внутренние дела своей страны, отметив, что если послы «не понимают Турцию», то должны ее покинуть. Представитель ХДС, в свою очередь, подчеркивает, что речь шла не о вмешательстве, а как раз об исполнении решения, вынесенного Европейским судом по правам человека, что означает уже не внутренние дела, а степень готовности Анкары следовать предписаниям наднациональных институтов и выполнять свои международные обязательства.

Как отметил Ю.Хардт, ключевую роль в политике Турции на текущем этапе играет экономика. При этом инцидент с Германией, вероятно, нанес ей дополнительный ущерб. Согласно данным из опубликованного Торгово-промышленной палатой ФРГ обзора предпринимательской активности нынешней осенью, порядка 73% компаний из федеральной республики, которые ведут бизнес Турции, рассматривают динамику курса лиры в ближайшие 12 месяцев в качестве основного риска для своей дальнейшей деятельности. При этом, как показал последний дипломатический инцидент, такого рода резкие шаги со стороны Р.Т.Эрдогана способствуют  нестабильности национальной валюты.

В целом, можно говорить о том, что транзит власти в Германии в сочетании со сложной внутриполитической обстановкой в Турции могут привести к усилению напряженности в отношениях между Анкарой и Берлином. При этом связан такой прогноз не столько с довольно резкой риторикой, звучащей из уст Р.Т.Эрдогана и представителей партии «Зеленых», претендующей на то, чтобы контролировать МИД, сколько с тем, что в каждом из государств все меньше становятся слышны голоса сил, заинтересованных в преодолении разногласий. Наконец, высок риск снижения интенсивности торгово-экономических отношений. При этом большую роль в этом способны сыграть политические факторы, когда в условиях критической риторики собственного правительства в адрес Турции, германские компании могут превентивно сворачивать бизнес там, опасаясь как введения ограничений на взаимодействие в определенных областях со стороны федерального правительства в Берлине, так и возможных санкций Вашингтона, позиция которого также подвергается критике Анкары.

52.22MB | MySQL:103 | 0,472sec