К вопросу об участии президента Р.Т. Эрдогана в саммите G-20 в Риме. Часть 1

30-31 октября с.г. президент Р.Т.Эрдоган принял участие в Саммите «Большой двадцатки» в Риме. Участие Турции в клубе ведущих двадцати государств мира является одним из предметов особой гордости турецкого руководства, а площадка клуба используется для проведения «проактивной» турецкой дипломатии – нетворкинга с ведущими мировыми лидерами и для публичных заявлений, нередко громких и резонансных.

Одним из центральных событий Саммита для Турции была анонсированная ранее встреча между президентами Р.Т.Эрдоганом и Дж.Байденом. Проблема для Турции заключается в том, что её отношения с США попали не в «штиль», а, буквально, в «болото».

Никакого нового взгляда на повестку дня и на урегулирование отношений с Турцией со стороны президента Джо Байдена не последовало. Более того, весь его «язык жестов» указывает на то, что отношения с Турцией для США не являются приоритетными. А если и следуют заявления в духе «нормализации отношений», то за ними не следует никаких практических шагов.

Опять же, недавний скандал в Анкаре с обещанной президентом Р.Т. Эрдоганом высылкой 10 послов зарубежных стран является весьма характерным.

Возможно, главным обстоятельством здесь является то, что на подписание коллективного требования о незамедлительном освобождении Османа Кавала, получившего, таким образом, статус «диссидента №1», 9 зарубежных посольств мобилизовали именно американцы. Именно ими был составлен текст и первыми опубликован этот призыв. За которым последовали и другие страны, причем – весьма влиятельные игроки.

Заметим, что такие действия со стороны посольств не могут быть самостоятельными – на любой мало-мальски серьезный шаг посольствам требуется согласие своего МИДа. Вопреки расхожему мнению, посольства, в подавляющем большинстве случаев, не являются центрами, где разрабатывается политика, они являются, в массе своей, проводниками политики, формируемой в центре.

А это указывает на серьезную предварительную подготовительную работу со стороны Государственного департамента США и, более того, на моральную готовность стран-подписантов «уколоть» Турцию, следуя в русле американской политики. Что не может не разочаровывать Турцию, все ещё, в частности, рассчитывающую на нормализацию отношений с Европейским союзом.

Напомним, что 2005 год, когда Турция стала страной-кандидатом на вступление в ЕС стал для Р.Т.Эрдогана и ПСР прорывным. На той волне возникшего энтузиазма её рейтинги заметно выросли, даже среди идеологических противников. Перезагрузка отношений с ЕС сейчас для действующей в Турции власти перенесла бы некоторые очки в «электоральную копилку». Да даже и не перезагрузка, а, хотя бы, сохранение видимости «приличий». Пока же выглядит так, что «электоральная копилка» ПСР разбита и та из неё достает ранее сделанные сбережения.

Цель демарша США и примкнувших к ним 9 стран не оставляет сомнений – продолжать наращивание давления на турецкое руководство, причем расширяя «охват».

Что, собственно, и было сделано 10-ю посольствами в 4-хлетний юбилей тюремного заключения Османа Кавала 18 октября с.г. Становятся понятны и неприятные новости для турецкой стороны, которые заключаются в том, что та же администрация Джо Байдена не просто собирается пережидать, пока турецкое руководство уйдет в результате электорального процесса. Ускорению этого события американцы собираются активно способствовать, используя все доступные для них инструменты – по экономической и по политической линии.

Надежды американцев на то, что руководство в Турции сменится на ближайших всеобщих выборах президента и депутатов Великого национального собрания (Меджлиса) Турции, в 2023 году, являются далеко не умозрительными.

Турецкая лира рухнула и похоронила, похоже уже окончательно, под собой тот экономический договор, который существовал между турецким руководством и её населением вплоть до настоящего времени. Мы не раз говорили о том, что именно растущие экономика и благосостояние граждан из года в год обеспечивали победу действующему руководству Турции. В условиях того, что стоимость 1 доллара, вот-вот, пробьет отметку в 10 лир, говорить о продлении экономического договора между Партией справедливости и развития и населением уже не приходится. Глухое роптание становится уже очень даже ощутимым и громким.

Стратегия турецкого руководства здесь понятна: речь идет о том, чтобы попробовать подменить экономическую повестку националистической и сделать упор на то, что Турция прочно встала на путь, который приведет её к превращению из региональной державы (в этом статусе уже сомневаться не приходится) в державу глобальную. Но такая дорога – это не поездка в «вагоне СВ», она сопровождается неизбежными тяготами и лишениями. Причем, первопричиной этих тягот и лишений является то, что окружающие Турцию государства стремятся воспрепятствовать «возрождению Турции». В этом смысле, обыгрывается любая антитурецкая риторика со стороны зарубежных лидеров. Констатируем, любые заявления подобного рода, если они будут артикулированы достаточно отчетливо, будут «лить воду на мельницу» версии нынешних событий, которую на передний план выносит турецкое руководство. А, именно, версии о том, что в экономических проблемах Турции, в первую очередь, виноваты западные страны, которые хотят «подрезать крылья» «воспарившей Турции».

Причем, есть основания считать, что американское руководство «поумнело» в своих отношениях с Турцией.

В том смысле, что оно, похоже, отказалось от открытой антиэрдогановской риторики, которая преподносится турецким руководством как риторика, направленная против всей Турции, против её независимости и против её укрепления. Иными словами, речь идет о том, что критика президента Р.Т.Эрдогана приравнивается турецким руководством и провластными кругами к тому, что «подвергается нападкам» вся Турция в целом. Раз за разом, турецкое руководство в прошлом использовало эту тактику.

Теперь же, от жестких заявлений Джо Байдена, которые он допускал на этапе предвыборной гонки, критикуя на тот момент действующего президента Дональда Трампа не осталось и следа. Вспомним те обещания быть жестким по отношению к президенту Р.Т.Эрдогану и поддерживать турецкую оппозицию, которую лишь только надо «вдохновить на победу» — и она её добьется. Эти заявления оказались столь бесцеремонными и безыскусными по своей сути, что вызвали отторжение не только у турецкого руководства, которое с тщательно скрываемым удовольствием демонстрирует эти кадры турецкой общественности, и будет их показывать дальше по необходимости, без срока давности – пока у власти будет находиться Администрация президента Д. Байдена. Эти слова с огромным неудовольствием были встречены и турецкой оппозицией, включая главную оппозиционную Народно-республиканскую партию Турции, которая заметила, что не потерпит вмешательства во внутриполитический процесс в Турции и в «зарубежных вдохновителях» она не нуждается.

Последние же месяцы, как мы видим, новое американское руководство не допускает больше подобных заявлений и не вводит новых санкций в отношении Турции.

Санкции, причем любые, даже введенные в адрес Управления по оборонной промышленности Турции, и весьма ограниченные по своей сути, не могущие глобально повлиять на состояние турецкой экономики – это тоже «оправдание», которое со 100% вероятностью будет использоваться турецким руководством для того, чтобы объяснить провал турецкой экономики турецкому электорату и того, чтобы попробовать его мобилизовать вокруг себя.

Ввести их сейчас или пообещать их сейчас, допустим, по отношению к оборонному ведомству страны, если Турция закупит вторую партию С-400 – значит протянуть турецкому руководству руку помощи, когда оно в ней так нуждается. Турецкому руководству очень важно найти убедительную версию виновников в том, что сейчас происходит с экономикой страны.

Прямые санкции, с учетом американского нежелания работать с администрацией Р.Т.Эрдогана, являются для США либо вовсе нежелательными, либо возможными, но на этапе, когда предвыборная гонка в Турции — 2023 выйдет на решающий этап. Тогда действующее турецкое руководство просто не успеет развернуть медийную кампанию по поводу попытки дестабилизации ситуации в Турции западными странами.

До тех же пор, американская сторона, как следует ожидать, будет воздерживаться от того, чтобы вести атаку на турецкое руководство, используя «тяжелую артиллерию».

С другой стороны, с учетом того, что экономическая ситуация в стране не становится и, как можно прогнозировать, как минимум, не станет лучше к 2023-му году, когда должны состояться плановые выборы, турецкое руководство, неизбежно, не может не задумываться о проведении досрочных выборов в стране. Заметим, что об этом все последние месяцы непрерывно твердит турецкая оппозиция, приводя данные о том, то, дескать, турецкое руководство уже вовсю готовится к досрочным выборам. Однако, скрывает это, желая получить над оппозицией преимущество «неожиданности», когда та не сумеет к нужному времени достичь своей лучшей «спортивной формы».

С учетом всех сопутствующих для действующей в Турции власти рисков, нужен выбор правильного, теперь уже политического момента, или создание его. А также правильное объяснение причины досрочных выборов.

Как вариант: экономическая ситуация в стране вошла в непростой период. Далее может последовать «стрелочный перевод» — из-за действий враждебно настроенного по отношению к Турции Запада.

Продолжая размышлять на тему возможного хода мысли турецкого руководства: это, в свою очередь, требует решительных действий со стороны турецкого руководства, право проведения которых народ должен руководству «доверить». Доверить их можно лишь тем, что поручить турецкому руководству реализовать определенную программу, определенный набор действий, которые будут носить долгосрочный характер. Так что, простым референдумом здесь, очевидно, не обойтись, нужны полноценные выборы.

Разумеется, это — лишь рассуждения нижеподписавшегося, но, заметим, что одной из излюбленных тактик турецкого руководства на выборах является попытка превратить чуть ли не каждые выборы любого уровня в референдум по доверию действующему руководству страны и по его политике.

Теперь перейдем непосредственно ко встрече в Риме на полях «Большой двадцатки» между президентами Дж.Байденом и Р.Т.Эрдоганом. Подобного рода встречи всегда ожидаются турецким руководством и наблюдателями.

Последние, из числа представителей СМИ, всегда готовы применить по отношению к турецко-американским встречам эпитет «историческая». Лишь бы для этого был какой-то практический повод в виде какой-нибудь договоренности, выходящей за рамки организации какой-нибудь странной рабочей группы, к примеру, «по нормализации» отношений.

Не преминули наблюдатели подчеркнуть тот факт, что вместо изначально заявленных 20 минут, два президента проговорили 110 минут. Что должно, по всей видимости, по их мнению, свидетельствовать о той важности, которую нынешняя американская администрация придает выстраиванию диалога с Турцией. Впрочем, по поводу важности и приоритетов американской администрации все слова уже произнесены выше. А 110 минут очного разговора между двумя президентами, будь они даже 210-ю или 310-ю минутами, не меняют нашей оценки отношения американским руководством к нынешнему турецкому правительству, которые можно выразить словами «не в приоритете» и «до следующего турецкого руководства».

Обратимся к тому пресс-релизу, который касательно встречи между президентами Дж.Байденом и Р.Т.Эрдоганом в Риме 31 октября с.г. опубликовало Управление по связям с общественностью при администрации президента Турции.

Приводим этот пресс-релиз в полном объеме:

«Завершилась встреча президента Эрдогана с президентом США Джо Байденом в рамках продолжающегося саммита лидеров G-20 в Риме, столице Италии.

Встреча президента Эрдогана с президентом США Байденом в конференц-центре Nuvola, где проходил саммит, длилась примерно 1 час 10 минут.

В ходе встречи, которая прошла в позитивной атмосфере, обсуждались двусторонние отношения и региональные вопросы.

Договорились о создании совместного механизма:

В ходе встречи лидеры двух стран выступили с совместным заявлением о воле к дальнейшему укреплению и развитию турецко-американских отношений. Достигнута договоренность о создании совместного механизма в этом направлении.

На встрече, где обсуждались взаимные шаги, которые должны быть предприняты в соответствии с общей перспективой по увеличению объема торговли между двумя странами, были подчеркнуты основы альянса НАТО и стратегического партнерства.

На встрече также было выражено удовлетворение обоюдными шагами, предпринимаемыми в сфере изменения климата».

Итак, как мы можем видеть из приведенного выше пресс-релиза, не заявлено ни об одной из существующих между двумя странами проблем и не указано, что стороны договорились в её разрешении.

Про тот, в буквальном смысле, «ворох» проблем, которые существуют между двумя странами, не сказано ни слова. Однако, заявлено о создании двустороннего механизма в направлении «укрепления и развития отношений». Раньше, когда говорили об этой комиссии, говорили об урегулировании противоречий. Сейчас, видимо решили, назвать его более благообразно.

При этом, заметим, что ни слова в этом пресс-релизе не сказано и о том инциденте, который произошел с объявлением о высылке из Анкары дипломатов 10 стран, включая и посла США в Турции. Хотя этот инцидент, безусловно, заслуживал и разговора между двумя президентами (уверены, что он обсуждался) и того, чтобы найти свое отражение в пресс-релизе турецкой стороны.

Касательно последнего, напомним инцидент, который возник между президентами Д.Трампом и Р.Т.Эрдоганом, когда в бытность предыдущей американской администрации американский президент написал своему турецкому коллеге письмо, содержащее оборот «не будьте дураком». Это письмо президент Р.Т.Эрдоган «вернул» Д.Трампу, о чем он не преминул заявить на последующей после встречи пресс-конференции. И это было преподнесено внутри страны как дипломатическая победа Турции, по отношению к президенту которой подобное хамство является не уместным.

В данном случае – высылки 10 зарубежных послов – турецкое руководство также заявило о дипломатической победе, которая заключалась, по их мнению, в том, что посольства заявили о своей приверженности Венской конвенции.

Тут, конечно, просилось и «закрепление успеха» в виде упоминания в пресс-релизе о встрече между американским и турецким президентом о том, что президент Р.Т.Эрдоган «указал на недопустимость вмешательства зарубежных стран во внутренние дела Турции и попытки повлиять на турецкую судебную систему». Однако, ничего подобного, симптоматичным образом не прозвучало, хотя и смотрелось бы для действующей турецкой власти крайне выигрышно.

Теперь то, что касается совместного механизма между США и Турцией. Если договорились, то, конечно, надо создавать и вот какая новость на сей счет появилась спустя несколько дней после встречи: «Министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу заявил в четверг (4 ноября), что Турция и США создадут совместную рабочую группу по разногласиям, в том числе по вопросам сирийского отделения террористической группы РПК, Гюленистской террористической группы (FETÖ) и современной системы обороны С-400 российского производства. Он подчеркнул, что предложение поступило из Вашингтона».

62.87MB | MySQL:102 | 0,522sec