В преддверии принятия бюджета министр финансов Авигдор Либерман (лидер партии НДИ) и его команда генеральный бухгалтер Яхли Ротенберг и заместитель комиссара по бюджету Ади Хачмон объявили о «десятках инфраструктурных проектов на сумму 110 миллиардов шекелей».
Авигдор Либерман заявил, что этот шаг «должен придать новый импульс израильской экономике. Некоторые из проектов будут реализованы в начале следующего года, а некоторые позже. Уже в первом квартале 2022 года появятся важные проекты. Этот импульс позволит экономика должна расти и достичь занятости и роста».
Важно подчеркнуть, что инвестиции в инфраструктуру, большая часть которых связана с общественным транспортом и «зеленой энергией», очень приветствуется в Израиле, даже если в большинстве случаев это проекты, работа над которыми уже началась. Подобно ситуации, которая произошла в Законе о договоренностях, здесь правительство также действует как «штопор» и занимается проектами, которые как «пробки» застряли во время политического кризиса последних лет.
По данным Министерства финансов в 2022–2024 годах планируется к завершению ряд основных инфраструктурных проектов. Среди них огромные комплексы фотоэлектрических установок в Ашалиме и Димоне. В 2025 году начнется деятельность водоочистных сооружений Рамат-ха-Шарон и опреснительных заводов в Западной Галилее. Будет запущена пурпурно-синяя линия скоростного трамвая в Иерусалиме.
Торжественные слова нынешних финансовых капитанов не заслонили мелкий шрифт, сопровождающий публикацию. Одним из ключевых «заголовков» пресс-брифинга является то, что государство впервые признает, что объявление победителей тендера на фиолетово-зеленую линию скоростного трамвая будет сделано только в первом квартале 2022 года. Первоначально планировалось объявить победителей уже в мае 2021 года, но это было отложено из-за недопущения выселения всей деревни Кфар-Шалеме на пути проекта и особенно дешевого предложения, поданного китайской группой CRCC, Housing and Construction и Egged, а также из-за серьёзной оппозиции США китайской компании, выигравшей тендер. В прошлом Министерство финансов подсчитало, что отсрочка проекта на один месяц будет стоить экономике около 100 млн шекелей, а если объявление будет сделано в 2022 году, то минимальный ущерб составит 700 млн шекелей.
Стоит отметить, что проблема деревни Кфар-Шалеме возникла в 2017 году, когда выяснилось, что через нее должно пройти 350 метров фиолетовой линии. И хотя была изначально была одобрена покупки земли у жителей в обмен на компенсацию, но в дальнейшем выяснилось, что согласованные суммы не соответствуют критериям компенсации. Согласно последнему плану компенсации, утвержденному в мае 2020 года, государство предоставит компенсацию в размере от 350 000 шекелей молодым семьям, которые будут эвакуированы, и до 1,7 млн шекелей семьям в первом и втором поколении. Размер компенсации зависит от стажа, владения, принадлежности к собственности и количества детей в каждой семье, и компенсация будет предоставлена любому, кто прожил более 10 лет подряд в деревне. В то же время Министерство транспорта работает над поиском решений для жителей, которые не согласны с планом эвакуации.
В презентации, опубликованной Министерством финансов, также упоминаются проекты стоимостью около 20 млн шекелей в области транспорта, которые находятся в стадии инициации Среди прочего упомянуты такие проекты, как аэропорт, легкорельсовый транспорт Беэр-Шевы и модернизация шоссе 65. Эти три проекта сейчас настолько предварительные, что государство не может даже сказать, сколько они будут стоить .
Кроме того, большинство проектов, опубликованных в качестве достижений нового правительства, являются «переработанными» проектами, работа которых уже началась и ранее финансировалась из бюджет . Из 18 проектов, опубликованных как новые, только 6 являются новыми проектами, а остальные проекты уже находятся на той или иной стадии реализации.
Транспортные проекты, упомянутые в брифинге, на общую сумму 89 млрд шекелей:
- Зеленая линия скоростного трамвая в Гуш-Дане — объявление победителя тендера в первом квартале 2022 года, открытие в 2027 году.
- Фиолетовая линия скоростного трамвая в Гуш-Дане — объявление победителя тендера в первом квартале 2022 года, открытие в 2028 году.
- Фиолетово-синяя линия скоростного трамвая в Иерусалиме — объявление победителя тендера во втором квартале 2022 года, ввод в эксплуатацию в 2028 году.
- Автомагистрали на маршрутах 20 и 2 — финансовое закрытие во втором квартале 2022 года, эксплуатация в 2026 году.
- Metro Network Manager — Объявление победителя в последнем квартале 2021 года.
- Легкорельсовый транспорт Назарет Хайфа — Объявление о тендере в последнем квартале 2021 года, начало работы в 2027 году.
- Highways Highway 5 — Публикация для ранней сортировки Во втором квартале 2022 года срок эксплуатации еще не определен.
- Линейные руководители метро Гуш Дан — объявление тендера в третьем квартале 2022 года.
- Предварительные проекты: Модернизация дороги 65, сине-коричневой линии в Гуш-Дане (BRT), легкорельсового транспорта в Беэр-Шеве, еще одном международном аэропорту.
Энергетические и водные проекты, указанные в брифинге, на общую сумму более 15 млрд шекелей:
- Фотоэлектрическая установка в Ашалиме (PV2) — закрытие с финансовой точки зрения в последнем квартале 2021 года, начало работы в 2022 году.
- Фотоэлектрическая установка Dimona — объявление победителя в последнем квартале 2021 года, начало работы в 2023 году.
- Промышленная очистка воды Рамат ха-Шарон — объявление победителя 3 квартал 2022 года, эксплуатация в 2025 году.
- Опреснительная установка Западной Галилеи — объявление победителя последнего квартала 2021 года, ввод в эксплуатацию в 2025 году.
- Фотоэлектрическая установка в Ашалиме (PV3) — публикация тендера и ранняя сортировка в первом квартале 2022 года, ввод в эксплуатацию в 2024 году.
- Двойное использование земли для производства электроэнергии с использованием возобновляемых источников энергии, строительство дополнительных солнечных электростанций и проекты по хранению энергии (несколько различных проектов)
Государственные строительные проекты, упомянутые в брифинге — всего более 11 млрд:
- Кирьят-ха-Модиин — финансовое закрытие в последнем квартале 2021 года, работа в 2028 году.
«Широкий горизонт» — объявление победителя в последнем квартале 2021 года, запуск в 2028 году.
- Строительство над депо Жанр 3 — публикация тендера в первом квартале 2022 года, открытие в 2027 году.
- Ган Хотцвим — объявление тендера в последнем квартале 2022 года, действует в 2027 году.
- Обследование учебных заведений и дополнительных больниц.