О ситуации в нефтяной отрасли Ирака на фоне планов по сотрудничеству с Саудовской Аравией

Ирак намерен подписать с Саудовской Аравией энергетические контракты на десятки миллиардов долларов. Об этом 1 ноября заявил иракский министр нефти Ихсан Абдель Джабер.   «Иракское правительство подпишет соглашения с компаниями из Саудовской Аравии в области энергетики на десятки миллиардов долларов», — сообщил Абдель Джабер, слова которого  1 ноября  привело иракское информационное агентство ИНА. Министр пояснил, что Ирак обсуждает «партнерство с государственной нефтяной компанией Саудовской Аравии Saudi Aramco («Сауди Арамко») по разведке и разработке месторождений природного газа в Западной пустыне Ирака».

Абдель Джабер добавил, что Багдад также ведет переговоры с саудовской стороной о строительстве опреснительных установок и электростанций, работающих на солнечной энергии. Кроме того, по словам иракского министра, страны рассматривают совместные проекты в нефтехимической отрасли. Это оживление инвестиционной активности происходит на фоне положительной динамики в нефтяной отрасли Ирака. Министерство нефти Ирака получило в нынешнем году дополнительные доходы в размере 16 млрд долларов. Об этом на прошлой неделе заявил представитель иракского Министерства  нефти Асем Джихад. «Дополнительные доходы [министерства нефти страны] составили более 16 млрд долларов, которые должны быть добавлены к государственному бюджету 2021 года», — отметил Джихад, слова которого привело иракское информационное агентство ИНА. Он выразил надежду, что эти средства «будут способствовать снижению инфляции и объема государственного долга».  Представитель Миннефти Ирака высказался за «стабильность цен на нефть на мировых рынках». «Мы [Ирак] придерживаемся реалистичных, а не завышенных цен на энергоносители», — пояснил Джихад. По его словам, колебания на рынке нефти вызовут путаницу среди производителей и потребителей сырья, однако «деятельность альянса ОПЕК+ направлена на достижение равновесия и стабильности цен на нефть».

Министры стран ОПЕК+ на заседании 4 октября приняли решение продолжить наращивать добычу нефти на 400 тыс. баррелей в сутки (б/с) и в ноябре. Таким образом, в октябре страны ОПЕК+ будут сокращать добычу нефти на 4,559 млн б/с к базовому уровню, а в ноябре — уже на 4,159 млн б/с.

В этой связи отметим, что в рамках нынешней внутриполитической борьбы в Багдаде за формирование нового кабинета министров портфель министра нефти приобретает особенно значение. Как и формирование нового парламента.  Подстегиваемая подписанием нового масштабного контракта с TotalEnergies, Иракская национальная нефтяная компания (INOC) нуждается в более прочной опоре в Багдаде на фоне ссорящегося правления компании и шаткой правовой базы. Собравшись 21 октября в третий раз с момента формирования совета директоров в августе, Иракская национальная нефтяная компания (INOC), которая по факту возглавляется премьер-министром Мустафой аль-Казыми, сейчас пытается сконцентрировать в своих руках все рычаги управления  нефтяной отраслью страны. На настоящий момент INOC концентрирована на двух ключевых проектах:  5 октября она вышла на подписание контракта    с TotalEnergies для участия в проекте французской компании в Басре, а еще через 15 дней со Schlumberger для бурения 96 скважин на месторождении «Западная Курна 1», недалеко от Басры.

Созданная в 1964 году, а затем распущенная, и потом снова объединенная с Министерством нефти при Саддаме Хусейне в 1987 году, INOC была восстановлена в 2018 году законом, который был частично отменен верховным судом Ирака годом позже. Эта хрупкая правовая основа не помешала премьер-министру назначить министра нефти Ихсана Исмаила главой нефтяной компании в августе 2020 года. 11 сентября Исмаил провел первое заседание компании для обсуждения пятилетнего плана действий после передачи INOC семи национальных нефтяных компаний, находившихся в ведении Министерства нефти. В настоящее время под контролем INOC находятся Иракские буровые компании, Нефтяная компания Басра и Государственная организация по сбыту нефти (SOMO). SOMO отвечает за выбор иностранных компаний, имеющих право на переговоры с Багдадом. Несмотря на его усилия придать больший вес INOC, Исмаилу было трудно достичь консенсуса по любому вопросу во время всех трех заседаний правления. Совет директоров, в состав которого входят глава нефтяной компании Басры Дейха аль-Мосава и управляющий директор SOMO Фалах аль-Амри, продолжает ссориться по бюджетным статьям. Вдобавок к этой напряженности, аль-Мосава и Исмаил являются давними соперниками. Исмаил был отстранен от должности главы Нефтяной компании Басры в 2019 году бывшим премьер-министром Аделем Абдель  Махди. Он снова поднялся по служебной лестнице в Министерстве нефти с момента прихода на пост премьера М.аль-Казыми, будучи его близким и доверенным лицом.   Кроме того, несколько членов парламентской комиссии по нефти и энергетике вообще оспаривали необходимость существования INOC. Ее глава Галеб Мухаммед, член курдской партии «Горан» (ныне практически прекратившей существование и не попавшей в парламент), в свое время  призвал объявить все контракты, подписанные с INOC, недействительными из-за отсутствия у компании правовой основы. Хотя председатель комиссии Ребвар Таха выступает за INOC, гарантируя ее существование на данный момент, изменения в парламенте и кабинете министров после выборов 10 октября могут нарушить этот хрупкий статус-кво.

52.25MB | MySQL:103 | 0,461sec