О принципиальных причинах, препятствующих нормализации отношений между Саудовской Аравией и Ираном

С марта 2021 в Багдаде идут переговоры между представителями Саудовской Аравии и Ирана о нормализации двусторонних отношений. Переговорная повестка включает также два других важных вопроса о войне в Йемене и ядерной программе ИРИ. До последнего времени обе стороны заявляли о достигнутом прогрессе в сближении позиций Эр-Рияда и Тегерана и формировании общей позиции по обсуждаемым вопросам. Однако недавний дипломатический кризис между КСА и Ливаном поставил под вопрос примирение между Эр-Риядом и Тегераном. В последние годы позиции КСА в Ливане несколько ослабли, в том числе из-за отношения Эр-Рияда к вооруженному конфликту в САР. Предпринятые КСА на фоне переговоров с Ираном попытки укрепить свои позиции в Ливане натолкнулись на скрытое сопротивление ливанской «Хизбаллы». На сегодняшний день организация является крупнейшей военно-политической силой в Ливане и подчиняется исключительно приказам из Тегерана. Более того, недавние оскорбительные для КСА заявления министра информации Ливана Дж.Кордахи в отношении вооруженного конфликта в Йемене, спровоцировали охлаждение в отношениях Эр-Рияда и Бейрута. В результате Ливан лишился обещанной КСА финансово-материальной поддержки. Саудовско-ливанский кризис отразил весь спектр расхождений  между Эр-Риядом и Тегераном по вопросам безопасности в регионе. По мере разрастания кризиса между Эр-Риядом и Тегераном, стороны обменялись рядом нелицеприятных заявлений, которые, как следует полагать, могут означать, что восстановление дипломатических отношений между КСА и ИРИ, которые были разорваны в 2016, как минимум откладывается на неопределенное время. Так, спикер Комитета по внешней политике и безопасности иранского меджлиса (парламента) М.Машкини фактически обвинил Эр-Рияд в затягивании переговорного процесса с Ираном. Ему вторил министр иностранных дел ИРИ Хосейн Амир Абдоллахиан, который дал понять, что КСА не заинтересовано в налаживании отношений с Ираном. В свою очередь, министр иностранных дел Саудовской Аравии Фейсал бен Фархан отрицая наличие конфликта между Эр-Риядом и Бейрутом, подчеркнул, что можно вести речь о кризисе в Ливане, который, по его словам, находится под контролем Тегерана. Действительно, Эр-Рияд неоднократно обвинял Иран в поддержке экстремистских и сепаратистских движений в Йемене, Ливане, Сирии, Ираке. На самом деле разногласия между КСА и ИРИ выходят далеко за пределы конфликта в Йемене и Ливане и, по-видимому, имеют экзистенциональный характер. Что же касается ирано-саудовских переговоров, то они утратили свою перспективу, когда хоуситские повстанцы усилили свои атаки на саудовские позиции в октябре 2021 г. И, несмотря, на демонстративное игнорирование Эр-Риядом этого факта, в саудовском руководстве ясно осознавали, что подобные действия хоуситов могли быть совершены исключительно с молчаливого одобрения Тегерана. В сложившейся ситуации Саудовская Аравия решила восстановить прежний объем отношений с Пакистаном, которые заметно охладели после отказа Исламабада поддержать КСА в йеменском конфликте в 2015 и  2018 гг. В ответ КСА заняло нейтральную позицию в споре Нью-Дели с Исламабадом по проблеме Кашмира. В ходе недавних переговоров КСА и Пакистан договорились забыть прежние разногласия, в том числе и по кашмирской проблеме, и сосредоточиться на вопросах экономики и региональной безопасности. При этом речь шла о поддержке КСА пакистанской экономики в обмен на сотрудничество в отражении иранской угрозы. В свое время КСА затратило миллиарды долларов на поддержку ядерной программы Пакистана в надежде на то, что Исламабад сможет создать для Эр-Рияда ядерный «зонтик», который защитит саудовцев от возможных ударов Ирана. Однако разногласия между Исламабадом и Эр-Риядом по кашмирской проблеме не дали осуществиться замыслам КСА. Саудовская Аравия не хотела портить отношения с Индией, которая являлась постоянным импортером саудовской нефти в объеме 15 млн б\год. В итоге в сентябре 2019 г. Иран нанес несколько ударов по объектам топливно-энергетического комплекса на саудовской территории в районах Абкейк и Хурейс. В результате оперативного личного  вмешательства пакистанского премьер-министра Имрана Хана удалось не допустить разрастания конфликта между КСА и ИРИ.  Несмотря на это ряд саудовских военных экспертов и политологов до сих пор склонны считать, что данная операция была спланирована Исламабадом и Тегераном с неявного ободрения США, чтобы «наказать» новое саудовское руководство за «строптивость» на международной арене, а заодно испытать его на прочность.  Как бы то ни было, в политике нет постоянных друзей и врагов, а  Пакистана испытывает острый дефицит свободных средств и энергоресурсов для развития экономики и удовлетворения элементарных потребностей населения, чтобы не допустить возникновения народных волнений.  Поэтому пакистанский генералитет оказал сильный нажим на политиков и чиновников, убедив их в необходимости восстановления сотрудничества с КСА. Летом 2021 г. пакистанский премьер был принят в Эр-Рияде наследным принцем КСА Мухаммедом бен Сальманом. В итоге Саудовская Аравия возобновила поставки нефти и нефтепродуктов в Пакистан на общую сумму в 1,5 млрд долларов в год  против 3,5 млрд долларов в прежние годы.  Саудовская Аравия открыла в ЦБ Пакистана депозит на сумму в 3 млрд долларов США и обещала профинансировать ряд торговых и экономических проектов Пакистана на общую сумму в 1,2 млрд долларов США.  Выше приведенные данные и отчасти свидетельствуют, что в КСА не очень склонны доверять Пакистану и обещаниям пакистанских военных, тем более политиков.  Поэтому на этот раз Эр-Рияд попытается покрепче привязать к себе Исламабад, чтобы вынудить его пройти свою часть пути в деле обеспечения безопасности КСА. Саудовские руководители не обольщаются на счет Исламабада. Они отдают себе ясный отчет в том, что в случае вооруженного конфликта с Ираном Пакистан не станет сражаться «в одном окопе» с Эр-Риядом.  Однако этого и не требуется.  Основные опасения Эр-Рияда связаны с возможными ударами США и Израиля по Ирану. В этом случае КСА рассчитывает на то, что Исламабад окажет саудовцам необходимую военно-политическую поддержку, чтобы не допустить иранских ударов по территории королевства.

Подводя промежуточный итог опубликованным на сайте ИБВ серии статей по теме «примирение», «нормализация», «умиротворение» и т.п., автор приходит к неутешительному выводу о том, что любые усилия в этом направлении заведомо обречены на провал. В случае же, достижения искомого решения, оно, скорее всего, будет носить временный и недолговечный характер. В условиях ближневосточной действительности добиться «нормализации» в отдельно взятой стране практически невозможно. Тут нужен либо гений вождя мировой революции В.И.Ленина, либо, что более реально, коллективные усилия ведущих мировых держав, готовых силой принудить к миру конфликтующие стороны и выступить в качестве гарантов нерушимости достигнутых договоренностей. Опыты США в Афганистане и Ираке показывают, что и этот вариант, скорее всего не сработает. Остается ждать и надеяться. Надеяться и ждать.

62.85MB | MySQL:102 | 0,645sec