О военном и военно-техническом сотрудничестве между Турцией и Украиной

Министерство национальной обороны Турции 9 ноября  объявило, что командный состав ВМС Украины успешно прошел «военно-морскую стажировку» на турецком корвете. В заявлении, в котором не была предоставлена подробная информация, были размещены только фотографии украинских моряков. Это заявление совпало с тем, что Россия выразила растущее недовольство турецко-украинским военным сотрудничеством после атаки БПЛА турецкого производства на поддерживаемые Россией силы на востоке Украины. Турция и Украина недавно подписали несколько соглашений об укреплении сотрудничества в экономической и военной областях.  Последнее Рамочное соглашение о военном сотрудничестве, подписанное министром обороны Турции Хулуси Акаром и его тогдашним украинским коллегой Андреем Тараном в октябре 2020 года  позволяет украинским военнослужащим проходить подготовку в Турции или наоборот. В соответствии с соглашением военнослужащие вооруженных сил и курсанты-военные двух стран смогут обмениваться визитами для получения военного образования и подготовки. Среди направлений сотрудничества – в том числе и обмен разведданными. Пункт о военной разведке соглашения охватывает обмен данными военных разведок о странах, которые считаются наносящими ущерб взаимным интересам Турции и Украины.

Помимо подготовки персонала, две страны будут также сотрудничать в области продажи вооружения и военной техники. В феврале проправительственные турецкие СМИ сообщили, что 3 корвета для ВМС Украины будут построены в сотрудничестве между турецкими и украинскими верфями. Согласно сообщениям, первый из корветов будет построен в Турции, в то время как остальные будут производиться в Украине. Предполагается  производство корвета класса Ada, противолодочного судна, разработанного для ВМС Турции в рамках национальной программы военных кораблей под названием MILGEM. Согласно официальной информации, корвет класса Ada предназначен для ведения противолодочной войны и патрулирования в открытом море. До сих пор Турция произвела 4 корвета этого класса. Неслучайно корвет «Кыналиада», военный корабль, на котором на этой неделе проходил подготовку украинский военно-морской персонал, относится именно к этому классу. Есть признаки того, что сотрудничество между Турцией и Украиной будет продолжаться, особенно в том, что касается Черного моря. Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба на прошлой неделе написал статью для Атлантического совета, в которой утверждается, что существует веский аргумент в пользу расширения морского сотрудничества между НАТО и Украиной в Черном море, причина, по которой Турция готова укрепить свои военно-морские позиции в регионе и в настоящее время занимается укреплением сотрудничества в области безопасности с Украиной. Отметим, что Украина является одной из нескольких стран, наблюдающих за 11-дневными военно-морскими учениями «Восточное Средиземноморье 2021», которые были начаты Турцией в понедельник с участием военного персонала из 10 стран.

Несомненно, этой сближение сильно беспокоит Москву. В апреле Россия предостерегла Турцию от ее попыток активизировать военное сотрудничество с Киевом. В интервью газете «Аргументы и факты» министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил: «Мы настоятельно рекомендуем нашим турецким коллегам тщательно проанализировать ситуацию и прекратить разжигать милитаристские настроения Киева», которые могут быть истолкованы как угроза. «Мы надеемся, что Анкара скорректирует свою линию, исходя из наших законных опасений», — добавил он. Между тем, 23 октября государственное телевидение Украины транслировало видео, на котором показан военный беспилотник турецкого производства, используемый против поддерживаемых Россией сил в Донбассе. На следующий день Кремль заявил, что его опасения по поводу решения Турции продать ударные БПЛА Украине оправдываются, и что они рискуют дестабилизировать ситуацию на востоке Украины, в то время как президент Украины Владимир Зеленский заявил прессе на прошлой неделе, что использование турецких ударных БПЛА в конфликте в Донбассе носит оборонительный характер и не нарушает никаких соглашений. Однако Турция утверждает, что не несет ответственности за то, как используются продаваемые ею БПЛА. «Если страна покупает их у нас, они больше не являются турецкими», — заявил министр иностранных дел Чавушоглу журналистам после встречи со своим российским коллегой Лавровым в субботу на саммите G20 в Риме. «Возможно, Турция произвела его, но он принадлежит Украине», — сказал он. Тем не менее, он также призвал украинские власти прекратить ссылаться на турецкие БПЛА или Турцию, когда речь заходит о беспилотных летательных аппаратах.  Как полагают турецкие эксперты, напряженность в отношениях с Россией из-за Украины представляет большую угрозу военному присутствию Турции в Сирии накануне подготовки к односторонней военной операции на севере страны. Россия уже некоторое время оказывает давление на Турцию с целью полного вывода войск из Сирии, и напряженность в Черном море может ускорить этот процесс. Но Сирия – не единственный барьер. Турция по-прежнему зависит от России в отношении своего газа. На международной конференции Gastech 2021, состоявшейся в Дубае в этом году, Анкара заявила, что хочет пересмотреть свои варианты поставок газа. Однако Турция может быть вынуждена придерживаться своего партнерства с «Газпромом», которое будет возобновлено в конце этого года. Хотя турецкий импорт российского газа в последние годы сократился, за счет привлечения к экспорту  Азербайджана и его влиятельной национальной нефтяной компании Socar, пока не существует серьезных альтернатив российскому газу для удовлетворения большинства потребностей Турции. Стремясь продвигать экспорт собственного газа, президент Украины Владимир Зеленский обсудил диверсификацию энергетики с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом в кулуарах 76-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 22 сентября. Однако, даже если Турция проявила интерес к поиску альтернативных поставщиков сжиженного природного газа, покупая у таких поставщиков, как Нигерия, а также поставщиков в Алжире, Египте, Камеруне, Катаре и США, трубопроводный газ остается приоритетом. Газопровод «Турецкий поток»  был открыт в январе прошлого года, транспортируя газ в Турцию через Черное море и затем реэкспортом в Восточную Европу, что крайне важно для Анкары е только с точки зрения экономики и геополитики.

В январе 2019 года украинский государственный «Укроборонпром», ассоциация многопрофильных предприятий оборонной промышленности, объявил о соглашении между турецкой компанией Baykar Makina, которая производит БПЛА Bayraktar TB2, и украинским государственным торговцем оружием «Укрспецэкспортом» (входит в «Укроборонпром») о покупке 12 БПЛА Bayraktar TB2 за 69 млн долларов. По данным турецких СМИ, соглашение о покупке включает в себя 3 наземные станции и обучение персонала. Первая партия БПЛА была доставлена в Украину 2020 году. Если еще точнее, то Киев принял поставку своего первого турецкого вооруженного БПЛА Bayraktar TB2 производства Baykar Makina в июле прошлого года, а  12 сентября 2020 года новоназначенный командующий Вооруженными силами Украины Валерий Залужный,  объявил о своем намерении закупить у компании дополнительные БПЛА после поставки еще 5 до конца этого года. Дипломатия беспилотников Турции  сопровождается другими каналами обсуждения ВТС, помимо  украинского заказа на 4 турецких корвета. Ожидается, что недавно национализированный украинский производитель двигателей «Мотор Сич»  также поставит двигатели для турецких  вертолетов T-129 Atak II при поддержке турецкой компании систем связи и оборонной электроники Aselsan и итальянской  копании Augusta Westland.  В 2020 году Турция пообещала профинансировать закупку товаров и услуг для удовлетворения потребностей Вооруженных сил Украины на сумму более 200 млн турецких лир (что эквивалентно примерно 21 млн долларов США сейчас). При этом ряд турецких оппозиционных СМИ отмечают, что  президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, члены его семьи и его деловые партнеры получают огромную выгоду от оборонной промышленности и продаж товаров военного назначения. Baykar Makina, компания, производящая военные беспилотники, принадлежит зятю Эрдогана, и его компания не только пользуется всеми государственными объектами, но и получает высокую прибыль на местном и международном рынке за счет продажи оружия. Важной причиной выбора турецких БПЛА является то, что у Турции нет длительного процесса утверждения экспорта ВВТ, в отличие от США и Европейского союза.

Украина вообще сейчас становится реальной лабораторией для проверенных в бою технологий БПЛА, привлекая все большее число компаний, некоторые из которых имеют неожиданное происхождение. Недавно обнародованные планы турецкой оборонной компании Baykar Makina по строительству научно-производственного комплекса по производству БПЛА в Украине являются только частью тенденции в наши дни, поскольку крупные и малые компании стремятся найти себе место в этой стране. За два дня до заявления руководства Baykar Makina 12 августа компания по производству наземных беспилотных  аппаратов Milanion, которую индийский основатель и владелец Давиндер Догра открыл в 2019 году, заявила, что подписала дистрибьюторское соглашение с местной компанией Ukrainian Armor. Основанная в 2015 году бизнесменами Юрием Стасько и Александром Кузьмой, которые ранее занимались медикаментами, сейчас  поставляет бронетехнику для Национальной гвардии Министерства внутренних дел. Как полагают французские источники, в данном случае индийская компания работает в тесной связке с ОАЭ.   Для развития своих технологий и установления более тесных связей с украинским правительством в апреле прошлого года Стасько и Кузьма наняли Владислава Белбаса, бывшего генерального директора государственного агентства по экспорту оборонной продукции «Спецтехноэкспорт». Белбас ушел с этой должности в ноябре 2019 года, через несколько месяцев после того, как Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ) начало расследование продажи агентством техники украинской компании «410-й завод гражданской авиации» некой «иностранной армии». Когда Белбас еще работал в агентстве, оно подписало один из своих крупнейших контрактов на сегодняшний день с ВВС Индии. Догра, владеющий Milanion через свою американскую компанию MedSmart Group, начал работать с Дипаком Талваром, который выступал в качестве посредника для ряда американских, израильских и европейских компаний, включая MBDA и Airbus Group в Нью-Дели. Позже Догра ушел в самостоятельное плавание, возглавив базирующиеся в ОАЭ фирмы по деловой дипломатии Hexxcom и Defence Now. Через эти же структуры ОАЭ участвуют в финансировании проектов Догры, в том числе и на Украине. Позже Талвару было предъявлено обвинение в связи с несколькими делами о коррупции в Индии, прежде чем его выпустили под залог в начале 2020 года. Эти дела все еще находятся на рассмотрении полиции. Догра же остается близким к влиятельному в Индии клану Талвар, совместно управляя британской консалтинговой фирмой Kautilya вместе с сыном Талвара Адитьей Талвар. Компания Milanion также работала в Греции, превращая моторные лодки в беспилотные морские аппараты-смертники.

52.14MB | MySQL:103 | 0,489sec