Иорданская инициатива по политическому урегулированию в САР

В канун очередного раунда переговоров в Астанинском формате активизировались поиски путей политического урегулирования в САР. В октябре 2021 была принята так называемая «Иорданская инициатива» по сирийскому урегулированию. Если сам документ получил определенную известность, то его закрытые приложения до последнего времени оставались достоянием немногих. Приложения к указанному документу весьма любопытны. Они изложены на 6 страницах и представляют собой подробный поэтапный план урегулирования кризиса в Сирии. Сами приложения разделены на несколько частей, глав и параграфов, где прописаны последовательные действия заинтересованных сторон по организации политического транзита в САР. Приложения достаточно объемны. В этой связи уместно остановиться на их ключевых моментах.

В первой части документа дается анализ сирийского кризиса с момента его возникновения и до настоящего времени. Подчеркивается мысль о том, что основные участники сирийского кризиса не смогли выработать ясной и согласованной стратегии по урегулированию в САР.  Особый акцент делается на том, что смена правящего режима не является в настоящее время главной целью сирийского урегулирования.  Указывается, что политический транзит в Сирии может быть обеспечен на основе положений известной резолюции ООН № 2254. Отмечается, что сохраняющаяся в ряде сирийских районов вооруженная конфронтация способствует укреплению сил радикальной оппозиции, в том числе «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России), и побуждает ее к новым акциям. Специальный раздел посвящен положению сирийского общества. Констатируется факт серьезного гуманитарного кризиса в САР в результате многолетнего вооруженного конфликта. Согласно приведенным данным, сегодня в Сирии 6,7 млн беженцев. Из них 6,6 млн, — это внутренние мигранты, которые лишились жилья и имущества в результате боевых действий. 13 млн остро нуждаются в неотложной гуманитарной помощи. Из их 6 млн находятся в особо тяжелом положении (на грани жизни и смерти). 12,4 млн голодают. 80% сирийского населения живет в состоянии крайней нужды и бедности. Более 4 млн детей не имеют возможности учиться. Самостоятельный раздел посвящен борьбе с терроризмом. Отмечено, что по ИГ был нанесен серьезный удар. Позиции организации основательно подорваны. Но она не уничтожена полностью и продолжает действовать в юго-западных районах САР, и укрепляет свои позиции на юго-востоке страны. Наряду с ИГ в Сирии сохранятся другие боевые формирования радикальной вооруженной оппозиции.

Специальная глава посвящена Ирану. Констатируется, что ИРИ и подконтрольные ей шиитские милиции не только сохраняют свои позиции в ключевых центрах САР, но и создают новые укрепрайоны на юге страны.

Указывается на проблему беженцев, решение которой в силу известных причин практически не продвинулось ни на шаг.

Далее в упомянутых положениях содержится особый раздел, где изложен план действий по преодолению кризиса в Сирии. Подчеркивается мысль о необходимости выработки нового плана по сирийскому урегулированию. В нем должен быть сделан акцент, прежде всего на решении вопросов гуманитарного характера, поддержке местного населения. Подчеркивается необходимость преодоления терроризма и окончательного уничтожения всех террористических организаций в САР.  Не менее важным вопросом является, по мнению авторов документа, серьезное ограничение деятельности Ирана в САР. Авторы также увязывают постепенное изменение политического облика сирийского режима с оказанием ему финансовой и экономической помощи в интересах создания благоприятных условий для возращения сирийских беженцев на родину.  При этом подчеркивается особая роль России в работе с правящим режимом по созданию нового механизма управления страной. Данная работа по мысли авторов приложений должна вестись согласно положениям резолюции 2254 и под контролем соответствующих международных организаций.

Роли России в разрешении сирийского кризиса отведена специальная глава. Выражается надежда на то, что Москва может одобрить основные положения плана, особенно в части касающейся изменения характера власти в САР, в обмен на ясные и понятные гарантии со стороны ключевых игроков на поле сирийского конфликта сохранения российских интересов в САР при любой власти в этой арабской стране. Только в этом случае Москва может пойти на то, чтобы оказать давление на правящий режим в САР, убедив его принять данный план, а также оказать необходимое воздействие на Иран.

Что же касается правящего режима, то допускается его участие в процессе политического транзита либо через посредничество Москвы (наиболее предпочтительный вариант), либо путем прямого участия в этом процессе под контролем уполномоченных арабских стран. Режим должен отработать новые механизмы выполнения возложенных на него задач по урегулированию в стране при поддержке России и арабских государств.  Прежде всего, режим должен дать ясные гарантии безопасности возвращающимся беженцам и обеспечить их жильем. Процесс возращения беженцев должен проходить под контролем представителей UNRWA, которые должны получить беспрепятственный доступ в различные районы Сирии. В ближайшее время режим должен совместно с политической оппозицией принять новую конституцию страны, освободить политических заключенных и выработать новую форму управления страной при участии представителей сирийской политической оппозиции, гражданских и общественных организаций, которые войдут в состав новых органов законодательной и исполнительной власти, основанной на принципе разделения властей. После этого должны пройти выборы нового парламента, который возьмет на себя основные функции управления сирийским государством. Формирование новых органов власти и выборы должны проходить под контролем ООН и уполномоченных ею организаций. Их представители должны имеет беспрепятственный доступ в соответствующие сирийские учреждения и на выборные участки во всех районах страны.  После этого должен быть произведен вывод всех иностранных вооруженных сил из Сирии и пограничных с нею районов. Вопрос о выводе войск касается только США и Ирана. На Россию возлагается обязанность закрыть воздушное пространство САР от возможных ударов со стороны Израиля и других стран. В целом на Москву возлагаются надежды по обеспечению безопасности практического осуществления положений указанного плана.

Автор намеренно ушел от полного изложения этих приложений, чтобы уложиться в формат статьи. Тщательное прочтение и осмысление «секретных» приложений оставляет смутное впечатление deja vu  от нереализованных договоренностей в Женеве 2012 г. и  ряда положений мандатного управления САР Францией в 1920-1944 гг. В любом случае как говориться «se non e vero et ben trovato» (если это не правда, то хорошо придумано – ит.). Из считающих себя достоверными источников, известно, что указанный документ был доложен Вашингтону и Москве. Скорее всего с ним знаком и сирийский президент Башар Асад. Вот только  их реакция пока доподлинно неизвестна. По крайней мере, будет, о чем поговорить в кулуарах переговоров в Астанинском формате.

52.27MB | MySQL:103 | 0,462sec