О решении Сейфа аль-Ислама Каддафи и Халифы Хафтара участвовать в выборах на пост президента Ливии

Командующий ЛНА  Халифа Хафтар ожидаемо заявил, что будет баллотироваться на пост  президента на выборах, которые состоятся в Ливии 24 декабря и в которых также будет участвовать сын бывшего лидера Джамахирии Муаммара Каддафи Сейф аль-Ислам. «Я выдвигаю свою кандидатуру на президентских выборах не потому, что я стремлюсь к власти, а потому, что я хочу привести наш народ к славе, прогрессу и процветанию», — сказал он в речи, транслируемой в прямом эфире ливийского телевидения  16 ноября. Его заявление было сделано через два дня после того, как Сейф аль-Ислам Каддафи, обвиненный Международным уголовным судом в военных преступлениях, объявил о выдвижении своей кандидатуры. 44-летний Сейф аль-Ислам — старший сын Муаммара Каддафи от второго брака — рассматривался отцом в качестве вероятного преемника. Он архитектор и инженер по образованию, обучался в Австрии и Великобритании. Окончил Лондонскую школу экономики и политических наук, где ему была присуждена степень доктора философии. Возглавлял международный благотворительный фонд имени своего отца. Сейф аль-Ислам был арестован в ноябре 2011 года бригадой ополченцев из города Зинтан, когда направлялся на автомашине в сторону границы с Нигером. Апелляционный суд в Триполи 24 июля 2015 года заочно вынес ему смертный приговор по обвинению в «преступлениях против ливийского народа», совершенных во время так называемой «революции 17 февраля». Однако зинтанцы категорически отказались передать узника столичным властям, с которыми неоднократно враждовали после падения прежнего режима, а в начале июня Сейф аль-Ислам был освобожден из тюрьмы Зинтана. В этой связи отметим несколько важных моментов.

Возвращение Сейфа аль-Ислама в активную политическую жизнь надо рассматривать не как проект Запада, как об этом говорят некоторые аналитики, по созданию новой компромиссной фигуры, которая бы устраивала большинство племенных групп в Ливии и позволила бы достичь в конечном счете некуй политической стабильности. Но фигуру Сейфа вль-Ислама точно не воспримут в Тобруке, Бенгази, Мисурате и в ряде триполитанских кланов. Его выдвижение — это инициатива прежде всего клана зинтан в рамках создания политического и военного противовеса не столько триполитанцам или мисуратовцам, сколько командующему ЛНА Х.Хафтару. Почему возникла кандидатура Сейфа аль-Ислама, также понятно. Он помимо контроля над обширными зарубежными авуарами семьи бывшего ливийского лидера, пользуется поддержкой своего племени каддафа. Но самое главное — именно Сейф аль-Ислам стоял в свое время за проектом инкорпорации умеренных и не очень исламистов в политическую структуру Джамахирии на последнем этапе правления своего отца. И с тех пор он не только обладает наработанными контактами с целом рядом важных фигур среди ливийских «Братьев-мусульман» и откровенных джихадистов (среди них отметим бывшего руководителя Ливийской боевой группы А.Бельхаджа), но и значительной массой компромата на них. И это момент принципиальный для достижения консенсуса с мисуратовскими и триполитанскими кланами со стороны клана зинтан.

Х.Хафтар, которого поддерживают Россия, Египет и Объединенные Арабские Эмираты, в свою очередь обвиняется в стремлении установить в стране военную диктатуру. В своем выступлении во вторник Хафтар заявил, что декабрьские выборы являются «единственным способом вывести Ливию из хаоса». 22 сентября он временно ушел в отставку со своего поста командующего ЛНА в соответствии с законом о выборах, что позволит ему баллотироваться в президенты. На прошлой неделе в ЛНА заявили, что 300 наемников ( это в основном суданцы, которые теперь нужны суданским военным в стране на фоне растущих протестных выступлений — авт.), сражающихся на его стороне, покинут Ливию по просьбе Франции в «одностороннем жесте», ничего не ожидая взамен от правительства в Триполи. После своего заявления он, как ожидается, направится в избирательный орган для официального утверждения своей кандидатуры. Ранее в этом месяце сын Хафтара Саддам приземлился в Израиле на частном самолете ОАЭ на фоне сообщений о возможности того, что командующий ЛНА пообещает соглашение о признании Израиля после декабрьских выборов. Как сообщают сами ливийские источники, в прошлом он встречался с сотрудниками израильской разведки. Ливия и Израиль в настоящее время не имеют дипломатических отношений, но, по данным израильской газеты Haaretz, Халифа Хафтар пообещал, что начнет процесс признания, аналогичный тому, который был проведен ОАЭ, Бахрейном и Марокко в прошлом году, в обмен на «военную и дипломатическую помощь» со стороны Израиля. Выборы в следующем месяце рассматриваются международным сообществом как ключевой шаг в восстановлении стабильности в Ливии после десятилетия конфликта после свержения Каддафи в ходе восстания при поддержке НАТО. Как полагают американские эксперты, президентская заявка Хафтара, скорее всего, окажется крайне противоречивой, учитывая его неудачное наступление на Триполи в 2019 году и обвинения в военных преступлениях. Если выиграет выборы, то его победа, скорее всего, будет отвергнута практически всеми силами из Мисураты и Триполитании, которые сражались с ним в Триполи, и эти участники, скорее всего, обвинят его в фальсификациях результатов голосования, запугивании и других нарушениях. Если Хафтар проиграет, он вряд ли откажется от контроля над ЛНА и примет победу западноливийского деятеля. В таком случае Хафтар, скорее всего, также будет использовать любые предлоги, чтобы оспорить результаты голосования.

Но главное в громком заявлении Хафтара иное.  Несмотря на несколько недель интенсивных дипломатических поездок из Ливии в ОАЭ  и обратно, Абу Даби не удалось убедить своего протеже Халифу Хафтара заключить соглашение с главой временного правительства А.Х.Дбейбой. Согласно французским источникам, переговоры, начатые в середине октября в Абу Даби между эмиссарами командующего  Ливийской национальной армии (ЛНА) и главой исполнительной власти в Триполи  закончилась неудачей. Хафтар никогда не принимал непосредственного участия в переговорах с лагерем Дбейбы, предоставив это своему сыну Белкасему Хафтару, который играет роль его политического советника. Главным лицом Дбейбы на этих переговорах был Суфиан Шейбани. Живя между ОАЭ и Триполи, он зарекомендовал себя как один из главных дипломатических советников премьер-министра, особенно по вопросу отношений с ОАЭ. Дбейба уже попросил своего министра иностранных дел Наджлу аль-Мангуш назначить его послом в ОАЭ. Эта должность была вакантна с момента отставки в 2016 году Арефа Али Найеда, который был назначен властями на востоке Ливии. Шейбани сопровождал Дбейбу в Саудовскую Аравию, Объединенные Арабские Эмираты и Кувейт в апреле, появившись в составе официальной делегации в звании советника, отвечающего за коммуникации. Его также видели в Риме в мае с Дбейбой и его главными министрами. Хафтар же всячески сопротивлялся давлению ОАЭ с целью заключения какой-либо сделки с Дбейбой, в том числе по  переносу или отмены законодательных и президентских выборов, запланированных на 24 декабря. Наследный принц ОАЭ Мухаммед бен Заид аль-Нахайян (MБЗ) долгое время был одним из главных спонсоров Хафтара, оказывая ему значительную дипломатическую и финансовую поддержку и массово оснащая вооружением ЛНА, несмотря на эмбарго на поставки оружия в Ливию. Но МБЗ и его советники теперь опасаются потерять свои с трудом завоеванные позиции на ливийской шахматной доске. Помимо провала наступления на Триполи на Триполи,  ЛНА также не смогла полностью утвердиться в Феццане —  юге Ливии, — в  котором она контролирует только отдельные районы. Другие дипломатические покровители Хафтара, такие как Париж и Каир, выбрали более умеренный подход. Президент АРЕ Абдель Фаттах ас-Сиси не хочет открытой конфронтации с Турцией Реджепа Тайипа Эрдогана. Более того, Дбайба пообещал открыть новые возможности для восстановления Ливии для египетских компаний. Таким образом, Хафтар категорически отверг попытки ОАЭ сыграть роль посредника и по-прежнему твердо настроен на проведение президентских выборов. Его вооруженные силы, командование которыми он доверил Абдерразаку Надхури  на время избирательной кампании, продолжают тем временем наращивать боевой потенциал, проведя 19 октября крупные маневры на востоке Ливии, ЛНА также укрепила свои позиции в городе Себха в Феццане.

52.2MB | MySQL:103 | 0,484sec