Об отношении израильтян к армии и к армейской службе

Неправительственная исследовательская организация Израильский институт демократии (основана в 1991 году) провела опрос общественного мнения по поводу отношения израильтян ЦАХАЛу и к армейской службе. Опросом была охвачена представительная выборка из 1003 совершеннолетних израильских граждан.

Как следует из результатов опроса, порядка 80% израильских евреев оценивают оперативный потенциал ЦАХАЛа как «хороший» или «очень хороший». Сходный процент (77%) дал аналогичные оценки моральности ЦАХАЛа в ходе ведения им боевых действий, то есть в первую очередь – его отношению к некомбатантам, например, к гражданскому населению контролируемого ХАМАСом сектора Газа. Среди арабов (включая друзов, которые, в отличие от арабов-мусульман и христиан, призываются на армейскую службу в обязательном порядке наравне с евреями и черкесами) этот показатель составляет только 35%.

72% евреев считают, что военная прокуратура своим строгим следованием закону связывает руки ЦАХАЛу и мешает ему выполнять возложенные на него оперативные задачи. Бросается в глаза серьезнейшее расхождение по данному вопросу между евреями-сторонниками различных политических партий: так думаю 81% сторонников правых (по израильским понятиям, в соответствии с которыми «правизна» – это отказ от территориальных уступок арабам, а «левизна», соответственно, — готовность к территориальному компромиссу с ними) партий, 69% сторонников центристских партий и только 33% сторонников левых партий. Из этого логично вытекает тот факт, что только 36% евреев считают, что ЦАХАЛ должен строго следовать требованиям международного права, даже если это наносит ущерб качеству его военных операций. Как и следовало ожидать, среди сторонников правых партий таких оказалось всего 29%, среди сторонников центристских партий – 43,5%, а вот среди сторонников левых партий – большинство (70%).

Только 55% евреев считают, что система ценностей высшего командования ЦАХАЛа близка к системе ценностей большей части израильского общества. Обращает на себя внимание тот факт, что в 2019 году этот показатель составлял 71%. Здесь тоже наблюдается разница между евреями-сторонниками различных политических лагерей. Среди сторонников центристских партий две трети считают и сейчас, что система ценностей высшего командования ЦАХАЛа близка к системе ценностей большей части израильского общества в то время, как среди сторонников правых и левых партий таких оказалось менее 53%.

Только 43% евреев дали высокие оценки ЦАХАЛу в том, что касается реализации принципа равноправия мужчин и женщин (при этом среди еврейских женщин это показатель составил 37%, а среди мужчин – 50%). Наблюдается серьезное различие в отношении к этому вопросу между религиозными и нерелигиозными евреями. Так, если среди религиозных (обоих полов) высокие оценки реализации принципа равноправия полов в армии дали 48% опрошенных, то среди нерелигиозных – только 37%. Необходимо пояснить, что подавляющее большинство религиозных евреев не поддерживает службу женщин в армии. Большая часть девушек из религиозно-сионистского сектора населения предпочитает проходить альтернативную гражданскую службу, а девушки из ультраортодоксального религиозного сектора населения, как правило, не служат вообще.

Только 31% евреев дали высокие оценки бюджетной политике ЦАХАЛа и лишь 25% дали такие оценки отношению ЦАХАЛа к военнослужащим и к решению их проблем. Обращает на себя внимание тот факт, что среди арабов (включая друзов, многие из которых остаются на сверхсрочную службу в ЦАХАЛе) этот показатель выше (38%). Бросается в глаза различие между сторонниками различных партий (из числа евреев) к бюджетной политике ЦАХАЛа: среди тех, кто назвали себя сторонниками левых партий, лишь 18% дали высокие оценки бюджетной политике ЦАХАЛа, среди центристов этот показатель составил 28%, а среди правых – 34%.

Только 18% молодых евреев в возрасте от 18 до 24 лет – то есть, в первую очередь тех, кто реально находится на срочной службе заявили, что отношение ЦАХАЛа к солдатам и к их проблемам хорошее или очень хорошее. В возрастной же группе старше 55 лет этот показатель составил 29%

Однако все это второстепенные вопросы на фоне отношения к возможности отмены обязательного призыва в армию. Впервые с начала проведения таких опросов Израильским институтом демократии в 2017 году доля сторонников отмены обязательно призыва на армейскую службу превзошла долю противников такого шага. 47% евреев заявили, что, по их мнению, следуют отменить обязательную военную службу и перейти к профессиональной армии. Против этого высказались только 42% евреев. Как и следовало ожидать, за отмену обязательной службы в армии высказалось подавляющее большинство религиозных ультраортодоксов (80%), которые, за исключением сравнительно небольшого меньшинства, последовательно и даже агрессивно уклоняются от призыва. Среди религиозных сионистов сторонников такого шага оказалось меньше всего (32%). Нерелигиозные евреи занимают промежуточное положение по этому показателю (47%).

Особый интерес представляют возрастные различия по отношению к вопросу об отмене обязательной армейской службы. Так, среди евреев в возрасте до 44 лет – то есть , в первую очередь тех, кто проходит срочную, сверхсрочную или резервистскую службу, — у сторонников ее отмены есть небольшое большинство – 54%. В тоже время среди евреев старше 55 лет таких оказалось меньше трети – 31%.

Президент Израильского института демократии Йоханан Пласнер (бывший офицер спецназа Генштаба ЦАХАЛа, занимал посты советника директора Института стратегического планирования Министерства обороны США и главы группы по специальным проектам в канцелярии премьер-министра Израиля) заявил в этой связи: «Данные опроса вскрывают, насколько историческая модель «народной армии» превратилась в хрупкое понятие в израильской действительности, в которой менее половины всех восемнадцатилетних (включая арабов) не идут на службу в ЦАХАЛ. Тот факт, что 47% еврейских граждан считают, что следует отметить обязательную военную службу и строить ЦАХАЛ как профессиональную армию, проблематичен и может создать настоящий кризис как в сфере безопасности, так и в профессиональной сфере. (…) Мобилизация наших лучших сыновей в профессиональную армию потребует предоставления особо хороших условий, но нет гарантии, что даже такие условия смогут привлечь весь качественный потенциал, необходимый ЦАХАЛу. Мы можем оказаться в ситуации, когда служить будет меньшинство, состоящее из идеалистов, а рядом с ними – те, кто выбрал армейскую службу в качестве пути трудоустройства за неимением лучших возможностей. На качественном уровне профессиональная армия все еще будет в обязательном порядке нуждаться в высоких процентах мобилизации на службу, и это, даже не учитывая того, что возникнет реальная нехватка военнослужащих-резервистов, которые являются настоящим резервом (для ЦАХАЛа – В.Ч.) на случай широкомасштабной войны. (…) Необходимо, что возможность превращения ЦАХАЛа в профессиональную армию сошла с повестки дня. Вместо этого следует немедленно осуществить снижение возраста освобождения от службы религиозных ультраортодоксов – решение об этом уже принято нынешним правительство (в настоящее время уклоняющиеся по распоряжению своих раввинов от службы ультраортодоксы не имеют законной возможности выйти на рынок труда – В,Ч.). Важно понимать – без модели народной армии нельзя гарантировать безопасность Израиля».

52.33MB | MySQL:106 | 0,679sec