Об экономической политике президента Турции Р.Т.Эрдогана и ее последствиях

Турецкая лира упала примерно на 10% по отношению к доллару 23 ноября  после того, как президент Реджеп Тайип Эрдоган выступил в защиту недавнего резкого снижения ставок и пообещал выиграть свою «экономическую войну за независимость», несмотря на широкую критику и призывы изменить курс. Турецкая валюта, которая в какой-то момент составляла более 13 лир по отношению к доллару, рухнула после достижения рекордных минимумов за последние 11 сессий подряд. Эрдоган выступил в защиту этой политики на пресс-конференции поздно вечером 22 ноября и заявил, что ужесточение денежно-кредитной политики не приведет к снижению инфляции. «Я отвергаю политику, которая приведет к сокращению нашей страны, ослабит ее, обрекает наш народ на безработицу, голод и нищету», — заявил президент после заседания кабинета министров, вызвав падение курса лиры. Эрдоган оказал давление на Центральный банк, чтобы тот перешел к агрессивному циклу смягчения, который, по его словам, направлен на увеличение экспорта, инвестиций и рабочих мест – даже, несмотря на то, что инфляция взлетает почти до 20%, а обесценивание местной валюты ускоряется, что значительно снижает доходы турок. Бывший заместитель управляющего Центральным банком Семих Тюмен, который был уволен Эрдоганом в прошлом месяце, призвал к немедленному возвращению к политике, защищающей стоимость лиры. «Этот иррациональный эксперимент, который не имеет шансов на успех, должен быть немедленно прекращен, и мы должны вернуться к политике качества, которая защищает ценность турецкой лиры и процветание турецкого народа», — написал он в Twitter. Лира, безусловно, является «худшей» валютой на развивающихся рынках в этом году в основном из-за того, что аналитики называют безрассудным и преждевременным смягчением денежно-кредитной политики. Индикаторы волатильности поднялись до самого высокого уровня с марта, когда Эрдоган внезапно уволил главу Центрального банка и назначил на его место своего единомышленника, критикующего высокие ставки. «Спреды показывают, что на рынке нет ликвидности», — сказал один форекс-дилер, сославшись на комментарии Эрдогана в качестве основной причины такого положения дел. Доходность 10-летних базовых облигаций выросла выше 21% впервые с начала 2019 года. Суверенные долларовые облигации Турции упали более чем на один цент в начале торгов, показали данные Tradeweb. Когда лира упала, основной индекс акций подскочил на 1,5% из-за внезапно подешевевших оценок. Центральный банк снизил свою процентную ставку 17 ноября на 100 базисных пунктов до 15%, что значительно ниже инфляции почти в 20%, и сигнализировал  дальнейшее смягчение.

С сентября он снизил ставки в общей сложности на 400 пунктов, что аналитики назвали опасной политической и экономической ошибкой, учитывая крайне отрицательную реальную доходность и учитывая, что большинство других центральных банков начали ужесточать политику денежного смягчения или готовятся к этому. Аналитики заявили, что в ближайшее время потребуется экстренное повышение ставок, в то время как спекуляции об отставке кабинета министров с участием министра финансов Лутфи Эльвана также усилились. Французский банк Societe Generale заявил 22 ноября, что Центральному банку необходимо будет провести «экстренное» повышение ставки уже в следующем месяце и повысить ее примерно до 19% к концу первого квартала 2022 года. «Риски смещены в сторону большей амортизации. Мы пока не видим реальной стоимости турецких активов. Основное отличие от предыдущих эпизодов рыночного стресса заключается в ограниченном давлении на ситуацию со стороны властей. Существует явная политическая воля к более слабой валюте», — сказал Гийом Треска, старший стратег по развивающимся рынкам Generali Insurance Asset Management, добавив, что он ожидает, что потрясения в Турции окажут ограниченное влияние на другие страны и активы с формирующимся рынком.

Американские эксперты в свою очередь отмечают, что  в то время как нетрадиционная финансовая политика турецкого правительства может привести к краткосрочному экономическому росту, оборотной  стороной этой медали скорее всего будет  длительная экономическая нестабильность и политическая неопределенность.  Приверженность правительства экспериментальной политике смягчения денежно-кредитной политики, несмотря на ускорение инфляции и обесценивание турецкой лиры,  может ввергнуть страну в более глубокий валютный кризис в течение следующего года. После того, как ЦБ объявил о своем последнем по времени снижении процентной ставки, обменный курс турецкой валюты сразу же упал ниже 11 лир за доллар США, что означает потерю около 50% ее стоимости с конца 2020 года.

Эрдоган и его правящая Партия справедливости и развития (ПСР), вероятно, надеются, что в краткосрочной перспективе экономический рост повысит слабеющее доверие турок к их способности руководить экономикой. Исламистская и популистская  идеология Эрдогана вообще избегает повышения процентных ставок. Более низкие ставки также стимулируют потребление, которое будет способствовать дальнейшему экономическому росту, даже если оно будет неустойчивым и ценой роста инфляции. Эрдоган, вероятно, хочет извлечь выгоду из немедленного бума экономической активности и рабочих мест, чтобы повысить популярность ПСР в преддверии всеобщих выборов 2023 года. В настоящее время Турция переживает быстрый экономический рост. Международный валютный фонд недавно пересмотрел свою оценку роста на 2022 год с 5,8% в 2021 году до 9%. Текущий счет платежного баланса страны показал необычное положительное сальдо в размере 14 млрд долларов за первые восемь месяцев года, что может отражать увеличение экспорта в результате снижения обменного курса. Более низкие процентные ставки и обесценивающаяся валюта приносят пользу спекулянтам недвижимостью и экспортному сектору, помогая создать ограниченное увеличение рабочих мест. Уровень безработицы в Турции снизился до 11,7% (с учетом сезонных колебаний) в третьем квартале 2021 года с 12,1% в предыдущем квартале, при этом число занятых работников увеличилось примерно на 700 000, а число безработных также незначительно сократилось. Это увеличение рабочих мест также связано с возвращением активности в секторе туризма и увеличением внутреннего потребления на фоне ослабления мер по противодействию  COVID-19. При этом согласно последним опросам, электоральный рейтинг одобрения ПСР находится на рекордно низком уровне, что вызывает озабоченность властей по поводу предвыборных перспектив партии в 2023 году.

В долгосрочной перспективе политика правительства ведет Турцию к финансовым проблемам и большей экономической нестабильности. Эрдоган, похоже, твердо стоит на своей цели смягчения денежно-кредитной политики, повторяя свои обещания продолжать борьбу за снижение процентных ставок. Таким образом, нетрадиционная финансовая политика турецкого правительства, скорее всего, сохранится и в следующем году. Продолжающееся снижение процентных ставок на фоне высокой инфляции окажет понижательное давление на турецкую лиру и будет способствовать дальнейшей долларизации экономики, вызывая недоверие как к самой лире, так и к усилиям правительства по ее продвижению. Это создаст цикл опасений по поводу лиры, который может подпитывать возникающий валютный кризис. Турция потратила, по оценкам, 128 млрд долларов валютных резервов в 2019 и 2020 годах на поддержку лиры и имеет отрицательные чистые валютные резервы, которые ограничивают объем иностранной валюты, необходимой ей для погашения долгов и оплаты импорта. Профицит текущего счета страны также вряд ли сохранится надолго. Турция была седьмым по величине потребителем природного газа в 2020 году, и правительство прогнозирует, что потребление газа увеличится еще на 25% в 2021 году. Затраты на импорт газа растут в долларовом выражении, и обесценивающаяся валюта усилит влияние на расходы в национальной валюте. Высокая инфляция и нестабильная валюта, как правило, со временем снижают потребительские расходы. Несмотря на скромное улучшение уровня безработицы, инфляция наносит ущерб всем социально — экономическим классам Турции — особенно бедным слоям населения, которым требуется дополнительная финансовая поддержка со стороны правительства, чтобы выжить в сложных экономических условиях. В конечном итоге правительству придется увеличить бюджетные расходы для поддержки бедных и среднего класса, чьи средства к существованию рискуют подорваться в условиях развивающегося финансового кризиса. Увеличение бюджетных расходов также поставит под угрозу способность правительства покрывать свой бюджет и увеличит долг государственного сектора (дефицит бюджета правительства в октябре 2021 года составил 1,7 млрд долларов). Кроме того, Турции необходимо сейчас расплачиваться с кредитами и процентами  по внешнему долгу, при этом Центральный банк оценивает задолженность в 13 млрд долларов в ноябре-декабре 2021 года, а задолженность с остаточным сроком погашения в один год составляет 124,4 млрд долларов. Расходы на обслуживание этого долга в национальной валюте увеличиваются с каждым снижением обменного курса. Затяжной валютный кризис увеличит риск того, что правительство введет более жесткий контроль за движением капитала, чтобы помочь предотвратить  банковский кризис, а это в свою очередь приведет к дополнительному импульсу для инвесторов к выходу с рынка.

Политические издержки его необычной финансовой и денежно-кредитной политики могут в конечном итоге привести к отстранению ПСР от власти в 2023 году. Доверие населения к турецкой экономике находится на рекордно низком уровне, что говорит о том, что правительство будет изо всех сил стараться убедить как турок, так и инвесторов в устойчивости своей политики. Дополнительная финансовая нестабильность и снижение покупательской способности также еще больше подорвет популярность ПСР внутри страны. Оппозиционные партии воспользуются растущими экономическими проблемами турок, чтобы возложить дальнейшую вину на правящую партию, что увеличит их шансы в конечном итоге победить ПСР на выборах 2023 года. ПСР обладает значительной институциональной силой, которая поможет ей отразить эту угрозу.  Существует высокий риск политической нестабильности в виде перестановок в центральном банке или в казначействе и министерстве финансов. В своем  заявление 18 ноября о решении ЦБ предположил, что он может рассмотреть вопрос о прекращении серии сокращений процентных ставок, учитывая, что «временное влияние факторов предложения и других факторов, не зависящих от монетарной политики, на рост цен сохранится в течение первой половины 2022 года». Если ЦБ прекратит снижение процентных ставок до того, как Эрдоган удовлетворится степенью смягчения, существует высокий риск дальнейших кадровых перестановок в банке, что приведет к росту неопределенности внутренних и иностранных инвесторов, еще больше подрывая независимость центрального банка, которая может остаться. Дополнительные замены персонала ЦБ также углубили бы представление о том, что экономическая и финансовая политика Турции нестабильна и что страна не является идеальным местом для долгосрочных инвестиций.

52.29MB | MySQL:103 | 0,460sec