О взаимных обвинениях США и Ирана накануне начала седьмого раунда переговоров по возвращению к СВПД

Следующий раунд непрямых переговоров по возвращению к ядерной сделке, также известной как Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД), начнется 29 ноября, после того как переговоры приостановились в июне из-за президентских выборов в Иране. Администрация Байдена добивается возвращения к соглашению, из которого его предшественник Дональд Трамп вышел в 2018 году. После выхода из сделки администрация Трампа вновь ввела ряд карательных санкций в отношении Ирана. Тегеран заявил, что для того, чтобы переговоры увенчались успехом, США должны согласиться никогда не отказываться от этой сделки, а также должны отменить все санкции в отношении Исламской Республики. Вашингтон, однако, утверждает, что он может отменить только некоторые санкции, оставив сотни дополнительных санкций, связанных с «дестабилизирующим» поведением Тегерана, которые, вероятно, останутся. Тем не менее, газета «Нью-Йорк таймс» сообщила 21 ноября, что многие советники Дж.Байдена сомневаются в том, что введение новых санкций будет успешным в оказании давления на Иран, чтобы он изменил курс.  На этом фоне идут сложные консультации Вашингтона с региональными партнерами, прежде всего в лице Израиля.   В то время как американский специальный представитель по Ирану Роберт Мэлли удивил наблюдателей за ядерным досье, заявив, что приближается точка невозврата для этого досье, Израиль наоборот усиливает свой голос  в контексте своего спора с США по этому досье, подчеркивая, что он стал более готов к войне против Ирана. Между тем Вашингтон призвал Израиль не обострять ситуацию, предостерегая его от повторных израильских нападений на иранские объекты, поскольку они имеют негативные последствия, особенно после того, как Ирану удалось восстановить эксплуатацию этих объектов. На этом фоне Тегеран и Вашингтон в свою очередь обмениваются взаимными обвинениями в том, что они несерьезно относятся к возвращению к соглашению. Последний обвиняет Иран в том, что он выиграл время на протяжении предыдущих шести раундов переговоров в ожидании избрания президента Эбрахима Раиси, придерживающегося жесткой линии, чтобы возглавить правительство, что указывает на несерьезность Тегерана, тем более что команда президента Раиси, включая главу делегации Ирана на переговорах, неоднократно заявляла о своем несогласии с соглашением с тех пор, как оно было достигнуто в 2015 году.  Что касается Тегерана, то он обвиняет Вашингтон в формальном подходе, поскольку то, что требуется сейчас,- это не переговоры по соглашению, а скорее возвращение к согласованному соглашению. Тегеран настаивает  на исключении из переговорного процесса  дополнительных тем.  Тегеран вообще не называет это досье «ядерными переговорами», а скорее переговорами о снятии незаконных и гуманитарных санкций, по словам иранского переговорщика Али Багери, который обвинил Вашингтон в том, что он продолжает угрожать ввести новые санкции вместо отмены существующих. Это в дополнение к американской угрозе оставить в сторону дипломатию, если Тегеран не отреагирует на переговоры и если он продолжит наращивать свои ядерные запасы, которые растут систематическими темпами. Имеется в виду, заявление  на этой неделе главы Центрального командования США о том, что, в то время как администрация президента США Джо Байдена стремится вернуться к ядерной сделке с Ираном, Вашингтон готов к военным действиям, если переговоры с Тегераном провалятся. «Наш президент сказал, что у них не будет ядерного оружия. Дипломаты лидируют в этом, но у Центрального командования всегда есть множество планов, которые мы могли бы выполнить, если бы нам дали указание», — сказал генерал Кеннет Маккензи в интервью журналу Time. Тем не менее,  командующий сообщил журналу, что администрация «приняла сознательное решение проработать это по дипломатическим каналам» и что соглашение, заключенное с Тегераном, является лучшим способом подойти к ядерной программе Ирана «с коллективной точки зрения».

Вся эта бурная информационная активность по мере приближения даты седьмого раунда в конце этого месяца в Вене свидетельствует о том, что самым главным результатом нового переговорного раунда, скорее всего, будет сам факт их проведения. Остается главное противоречие: снятие всех санкций с Ирана как условие начала консультаций, к чему Вашингтон не готов, из-за проблем, связанных с этим файлом в Конгрессе, даже в рамках Демократической партии и Палаты представителей. Помимо этого,  Иран просит гарантий невыхода США из сделки, как это сделал Трамп. Однако для этого требуется одобрение Конгресса по потенциальному новому соглашению, что не является вариантом, учитывая вышеупомянутый  конфликт по этому досье  внутри американского законодательного института. Вашингтон уже дал понять Тегерану через европейских союзников, что он положительно отреагирует на требование Ирана не обсуждать дополнительные темы, несмотря на давление Израиля и арабских стран Персидского залива, такие как темы, касающиеся ракетных возможностей Ирана и его вмешательства в регионе, но что США обсудят эти темы с Ираном «позже». Однако Иран полностью отвергает это и считает это вопиющим вмешательством в свои внутренние дела, в дополнение к тому, что обсуждение этих проблем связано с его соседями в регионе, а не с какой-либо другой стороной, включая Вашингтон.  Возможно, определяющим фактором в отношении предстоящих переговоров является тот факт, что Иран движется к этим переговорам единым фронтом и с четкой стратегией, основанной на том, чтобы не спешить и не выражать желания завершить эти переговоры любой ценой, поскольку он стал более подготовленным политически и более способным противостоять военным угрозам. Между тем, другие участники переговоров  более фрагментированы, будь то на внутриполитическом уровне США или в контексте американо-израильских  разногласий. В этой связи американские аналитики делают вывод о том, что   шансы на успех в седьмом раунде в Вене кажутся слабыми, если только не произойдет неожиданного сюрприза.

55.52MB | MySQL:105 | 0,443sec