О влиянии изменения климата на отношения Израиля с арабскими государствами

Как полагают американские эксперты,  новое соглашение о торговле энергией в обмен на воду между Израилем, Объединенными Арабскими Эмиратами и Иорданией показывает, как сотрудничество, связанное с климатом, может предложить альтернативные пути для будущей израильско-арабской нормализации. 22 ноября ОАЭ, Иордания и Израиль подписали соглашение о сотрудничестве, согласно которому ОАЭ помогут построить в Иордании солнечную электростанцию, которая, в свою очередь, будет поставлять электроэнергию Израилю в обмен на опресненную воду. Государственная компания ОАЭ Masdar, занимающаяся альтернативной энергетикой, построит солнечную электростанцию, которая должна быть введена в эксплуатацию к 2026 году. Израиль согласился выплачивать Иордании и Masdar 180 млн долларов в год за поставки энергии от новой солнечной электростанции, которая должна обеспечить 2% энергоснабжения Израиля к 2030 году. В обмен Иордания будет ежегодно закупать у Израиля 200 млн куб. м опресненной воды. Соединенные Штаты также приняли участие в подписании, которое экологические наблюдатели, упомянутые в новостях, приветствовали как крупный прорыв в усилиях Иордании и Израиля по подготовке к изменению климата.

Помогая облегчить проблемы с водой в Иордании, испытывающей нехватку денежных средств, Израиль и ОАЭ стремятся помочь устранить угрозу, которую изменение климата представляет для региональной стабильности. И Израиль, и Иордания рискуют сильно пострадать от последствий глобального потепления, поскольку в условиях дефицита водных ресурсов и пахотных земель, подверженных опустыниванию, они подвержены риску. Но Иордания особенно уязвима, потому что ей не хватает внутренних экономических ресурсов, чтобы компенсировать эти изменения самостоятельно. Действительно, сочетание плохой внутренней инфраструктуры и рекордной региональной засухи уже создает острую нехватку воды в Иордании, что не сулит ничего хорошего для долгосрочной стабильности страны, поскольку последствия изменения климата становятся все более серьезными. Иордания имеет ограниченные возможности для использования воды, поскольку ее небольшое побережье затрудняет строительство крупномасштабных опреснительных сооружений. Политически важный сельскохозяйственный сектор страны потребляет до 60% водных ресурсов страны. Уровень воды в Мертвом море, которое граничит с Израилем и Иорданией, с 1990 года снижался в среднем на 40 дюймов в год. Ученые-экологи ожидают, что соленое озеро продолжит истощаться в ближайшие годы, поскольку потребление воды в Иордании растет, а количество осадков становится менее надежным.

На Ближнем Востоке за последние 14 лет выпало рекордно мало осадков, что привело к тому, что уровень воды в водохранилищах Сирии, Ирака и Турции, в дополнение к Иордании, достиг опасно низкого уровня. Ожидается, что такие сильные засухи станут «новой нормой» в пустынном регионе в результате изменения климата.  Это вызвало озабоченность у Израиля и ближайшего союзника Иордании в лице ОАЭ, которые не хотят, чтобы еще одна арабская монархия вошла во внутриполитический кризис.

Новые политические и экономические связи с ОАЭ дадут Израилю больше возможностей для экспорта своих экологических технологических ноу-хау в арабский мир. Крупные суверенные фонды ОАЭ и поддерживаемые государством экологические компании, такие как Masdar, позиционируют его для финансирования и строительства инфраструктуры, связанной с изменением климата, такой как солнечные электростанции, по всему арабскому миру. Кроме того, ОАЭ теперь могут включить израильские технологии и инфраструктуру в эту стратегию благодаря соглашению о нормализации, которое они подписали с Израилем в 2020 году, что позволяет двум странам участвовать в открытом технологическом и экономическом сотрудничестве. Совместные усилия Израиля и Эмиратов могут также развиваться в Бахрейне, Марокко и Судане (трех других странах, которые нормализовали отношения с Израилем в прошлом году), а также в Египте — все они сильно подвержены изменению климата, но имеют ограниченные финансовые и технологические возможности для противодействия его последствиям. Эти совместные предприятия могли бы побудить другие государства, подверженные воздействию климата, такие как Оман, Саудовская Аравия и Турция, обратиться за аналогичной эмиратско-израильской поддержкой, что укрепило бы региональное признание Израиля. Часть  арабского и мусульманского населения будет протестовать против любого сотрудничества с Израилем, каким бы прагматичным оно ни было, без полного урегулирования израильско-палестинского конфликта. В той же Иордании 26 ноября тысячи иорданцев протестовали против нового соглашения с Израилем из солидарности с палестинцами, которые остались без его преимуществ. Но для их правительств экзистенциальная угроза, создаваемая изменением климата, может в конечном счете перевесить политический риск использования израильских экологических технологий, инвестиций и опыта. Оман, у которого уже есть тайные отношения с Израилем, все больше нуждается в инвестициях и технологиях, чтобы подготовиться к будущему с меньшим количеством осадков и потенциально более разрушительными циклонами (как тот, который потряс прибрежную страну в прошлом месяце) по мере повышения температуры воды в Аравийском море. Турция, которая находится в разгаре борьбы, как с растущим экономическим кризисом, так и с вызванной засухой нехваткой воды, также отчаянно нуждается в инвестициях для создания экологической инфраструктуры, необходимой для преодоления наихудших последствий изменения климата. А Саудовская Аравия, со своей стороны, может поддаться искушению привлечь израильско-эмиратские инвестиции в уже действующие солнечные и опреснительные установки королевства.

52.2MB | MySQL:103 | 0,617sec