К итогам визита в Россию президента Турции А.Гюля

12 – 15 февраля с.г. состоялся государственный визит в Россию президента Турции Абдуллаха Гюля. Это вторая личная встреча глав двух государств. Как известно, знакомство Дмитрия Медведева и Абдуллаха Гюля произошло в июле 2008 года в Казахстане в рамках праздничных мероприятий, посвященных 10-летию столицы Республики. Турецкие политологи, анализируя итоги встречи в Астане, особо выделяли слова Д.А.Медведева, который охарактеризовал нынешние российско-турецкие отношения как «фундаментально значимые». Президент Турции, в свою очередь, выразил тогда уверенность в необходимости дальнейшего расширения отношений с Россией по всем направлениям. «Важно, что для этого у Москвы и Анкары есть политическая воля», — констатировал А.Гюль. В подтверждение этого в ходе беседы в столице Казахстана Д.А.Медведев пригласил президента Турции посетить Москву с визитом.

Так что состоявшийся в Москве российско-турецкий саммит следует рассматривать как реализацию казахстанских договоренностей двух президентов. Этот саммит, по мнению турецких экспертов, стал важным событием не только с точки зрения дальнейшего развития двусторонних партнерских отношений между двумя евразийскими государствами, но и в плане обеспечения стабильности и безопасности в регионе и мире в целом.

Впервые в истории межгосударственных российско-турецких отношений глава Турецкой Республики посетил Россию с государственным визитом. Впервые в истории президент Турции совершил поездку в один из субъектов РФ — Татарстан. В состав представительной турецкой делегации, насчитывавшей около двухсот человек, вошли министры, депутаты парламента, руководители ряда государственных ведомств, ведущие представители деловых и научных кругов. Это во многом определило и обширную повестку дня, включавшую весь комплекс двусторонних отношений, вопросы регионального и глобального сотрудничества России и Турции.

В турецких политических и дипломатических кругах, давая оценку нынешнему состоянию российско-турецких отношений, отмечают, что сегодня у Москвы и Анкары не осталось запретных тем для обсуждения. Высокий уровень доверия между двумя странами позволяет поднимать и решать любую проблему за столом переговоров. Это подтверждает стабильный, насыщенный конкретными решениями двусторонний политический диалог, включающий в себя встречи на высшем уровне, регулярные переговоры министров иностранных дел двух стран, глав других министерств и ведомств, а также ставшие неотъемлемым атрибутом оперативных контактов телефонные переговоры руководителей России и Турции. Примечательно, что за последние три года на высшем уровне в различных форматах состоялось десять встреч руководителей России и Турции. И нынешний российско-турецкий саммит в Москве стал логическим продолжением такого диалога и проявившимися в нем новыми моментами.

Государственный визит президента Турции А.Гюля в Россию оценивается в турецком экспертно-политологическом сообществе как начало качественно нового этапа в российско-турецких отношениях, поступательно продвигающихся от многопланового к стратегическому партнерству. Анализ комментариев и высказываний показывает, что в Турции возлагают большие надежды на тесное сотрудничество Анкары с «северным соседом», для укрепления которого обеими сторонами была как никогда четко продемонстрирована серьезная политическая воля. Турецкие обозреватели, комментируя итоги, как они подчеркивают, исторического визита президента А.Гюля, ставят его в один ряд с основными этапными событиями более чем пятисотлетних российско-турецких связей.

В рамках государственного визита А.Гюль встретился и провел переговоры с главой Совета Федерации Сергеем Мироновым, председателем Государственной Думы Борисом Грызловым. Стороны констатировали дружеский характер отношений между Россией и Турцией, который находит отражение и в заметно активизировавшемся в последние годы межпарламентском взаимодействии. В ходе беседы А.Гюля с главой Совета муфтиев России Равилем Гайнутдином была подтверждена важность дальнейшего развития сотрудничества двух стран в области религиозной деятельности и образования.

В турецких дипломатических кругах с удовлетворением подчеркивают, что встреча Д.А.Медведева с А.Гюлем продолжалась на два часа дольше запланированного времени, а В.В.Путин «неожиданно» предложил провести переговоры «один на один». «Это говорит о решимости руководителей детально обсудить все вопросы, их искренней заинтересованности в обмене мнениями, и никто не сможет упрекнуть, что, мол, стороны обошлись обычными в таких случаях дипломатическими штампами о «необходимости сотрудничества», — пишет в этой связи главный редактор одной из крупнейших в Турции, известной своей близостью к нынешнему правительству, газеты «Заман» Э.Думанлы.

Турецкие эксперты дают высокую оценку подписанной в Москве главами двух государств Совместной Декларации о продвижении к новому этапу отношений между Россией и Турцией и дальнейшем углублении дружбы и многопланового партнерства. По их мнению, этот 14-ти страничный документ является важным шагом к стратегическому партнерству двух стран. Ведь в Декларации зафиксировано, что «отношения и сотрудничество между Россией и Турцией служат не только интересам двух стран, но и вносят весомый вклад в обеспечение мира, безопасности, стабильности и развития на широком евразийском пространстве и в мире в целом».

Совместная декларация характеризуется как главный итог визита. «Россия и Турция стали мощными партнерами», — пишет в этой связи авторитетная газета «Миллиет». Цитируются слова А.Гюля о том, что это «не рамочное соглашение, а всеобъемлющий и четкий документ», в котором зафиксированы не только политическая воля обеих сторон, но и конкретные предложения по выводу двусторонних отношений на качественно новый уровень. По словам одного из ведущих аналитиков популярной газеты «Акшам» И.Кючюккая, потенциал Декларации отражает продвижение сторон к «судьбоносному для обоих государств партнерству».

Весьма позитивно восприняли турецкие эксперты и кремлевскую трактовку Декларации как «стратегического документа». «Лестно осознавать, что Россия готова к стратегическому партнерству с Турцией, и для этого у обеих сторон действительно есть потенциал, который необходимо реализовывать», — говорит эксперт по международным отношениям, профессор престижного, крупнейшего в Турции частного Университета «Билькент» Д.С.Базоглу в интервью каналу «ЭнТиВи».

В этом контексте отмечаются слова российского президента о том, что Москва рассчитывает на стратегическую кооперацию с Турцией по обеспечению безопасности в Черноморском регионе и на Кавказе. Обращается особое внимание на заявления президента А.Гюля о ключевой роли России в деле нагорно-карабахского урегулирования. При этом турки расценивают как справедливую и заслуженную оценку заслуг В.В.Путина, которого турецкий президент охарактеризовал как «архитектора новых взаимовыгодных отношений между Россией и Турцией». А.Гюль, будучи министром иностранных дел Турции, на протяжении длительного времени неоднократно и в самых различных форматах встречался с В.В.Путиным, а потому его оценка дана со знанием дела и заслуживает внимания. С удовлетворением большинство экспертов выделяют слова российского премьера о том, что «турецкое направление является одним из самых приоритетных в российской внешней политике». С этим, в частности, связываются перспективы на плодотворное взаимодействие двух государств по вопросу ближневосточного урегулирования.

Именно эти три направления доминировали в повестке дня переговоров высших руководителей двух стран по вопросам регионального и глобального взаимодействия России и Турции. Россия и Турция, осознавая, что стабильность и безопасность евразийского региона напрямую связана со стабильностью на Южном Кавказе, договорились о принятии эффективных мер для урегулирования замороженных конфликтов, являющихся элементом потенциальной дестабилизации в этом регионе. В этом контексте стороны расценили выдвинутую Анкарой идею о создании Платформы стабильности и сотрудничества на Кавказе /ПССК/ как конструктивную и дополняющую уже существующие международные механизмы инициативу, способствующую созданию атмосферы доверия между вовлеченными в замороженные конфликты странами. Консультации по возможным направлениям ее реализации между всеми заинтересованными сторонами будут продолжены. «Рассчитываю на стратегическую кооперацию с Турцией по обеспечению безопасности на Кавказе и сохранение такого сотрудничества в будущем», — заявил по этому поводу Д.А.Медведев.

А.Гюль высказался в поддержку проведения международной конференции по БВУ в Москве. Стороны подробно и откровенно обсудили ситуацию в Газе, посреднические усилия Турции в урегулировании сирийско-израильского противостояния.

Особое внимание руководители России и Турции уделили вопросам дальнейшего укрепления сотрудничества в Черноморском регионе. Москва и Анкара договорились совместно содействовать развитию экспортного и транзитного потенциала, в т.ч. транспортировки углеводородного сырья. Будут проводиться консультации по укреплению взаимовыгодного сотрудничества в этой сфере с учетом принципов экономической целесообразности, защиты окружающей среды и контртеррористической защищенности. Важной является договоренность о совместных усилиях, направленных на максимальное повышение эффективности Организации Черноморское экономическое сотрудничество /ОЧЭС/ — основной многосторонней платформы сотрудничества в Черноморском регионе.

Высшие руководители России и Турции подтвердили важность укрепления и углубления сотрудничества в сфере безопасности в рамках военно-морской группы оперативного взаимодействия «Блэксифор», операции «Черноморская гармония», Документа по мерам укрепления доверия и безопасности в военно-морской области на Черном море. В Москве вновь была озвучена четкая позиция Москвы и Анкары о том, что безопасность в регионе обеспечивают только его страны без привлечения нерегиональных государств. В этом контексте они выразили поддержку новой инициативе о проведении регулярных встреч министров обороны/начальников Генеральных штабов стран Черноморского региона. Ориентировочно первая такая встреча должна состояться в марте с.г. в Стамбуле.

В Москве была дана высокая оценка практическим действиям двух стран на военно-морском направлении. Как известно, в январе с.г. накануне государственного визита турецкого президента представители военных кругов России и Турции вписали еще одну важную страницу в историю своих отношений. Флагман российских военно-морских сил авианосец «Адмирал Кузнецов» и большой противолодочный корабль «Адмирал Левченко» осуществили очередной деловой заход в турецкий средиземноморский порт, закрытую военную базу Акзас-Караагач, что неподалеку от курортного города Мармарис, и провели совместные учения с турецкими моряками.

Факт примечателен тем, что в ноябре 2008 года состоялся аналогичный заход в этот же порт отряда боевых кораблей Северного флота Российской Федерации в составе тяжелого атомного ракетного крейсера «Петр Великий» и большого противолодочного корабля «Адмирал Чабаненко». Тогда Турция, как страна НАТО, ощущала недовольство отдельных своих союзников по альянсу, но, несмотря на это, продолжила политику открытости и готовности к диалогу с Россией по военной линии, результатом которого и стал новый январский заход российских военных кораблей в турецкий порт. Теплота встреч военных моряков России и Турции, искренность бесед офицеров и адмиралов двух стран, о которых всего еще несколько лет тому назад и думать было невозможно, действительно впечатляют и позволяют говорить о народной дипломатии на этом направлении военного сотрудничества двух стран, хорошем примере для ряда других стран-участниц Североатлантического альянса.

Высокий уровень российско-турецкого политического диалога, безусловно, оказывает позитивное влияние на расширение двусторонних отношений во всех других областях. Для примера возьмем торгово-экономические связи. Эксперты полагают, что объем и темпы роста двустороннего товарооборота впечатляют. Так, если в 2001 году общий товарооборот составлял около 3,8 млрд. долларов США, а в 2005 году достиг 15,2 млрд. долларов США, то в 2008 году, по оценкам экспертов, он превысил 38 млрд. долларов США. И это не предел.

«Наши экономические отношения поистине мощные, что говорит о положительной экономической динамике, которая, я надеюсь, сохранится, несмотря на трудности современного периода», — заявил глава российского государства на переговорах в Кремле со своим турецким коллегой. «Под нашими экономическими отношениями заложен очень мощный фундамент», — добавил Д.А.Медведев, приведя в пример проект «Голубой поток», а также активное сотрудничество двух стран в таких областях, как электроэнергетика, ядерная энергетика, промышленная кооперация. По словам российского президента, Россия заинтересована в том, чтобы развивать сотрудничество с Турцией в сфере транспорта, сельского хозяйства. В Москве, как вполне реальная уже в ближайшей перспективе для двустороннего товарооборота, впервые прозвучала цифра в 50 млрд. долларов США. Такой объем, полагают турецкие эксперты, существенно укрепит позиции Турции в ее диалоге с Европейским Союзом по вопросу вступления в эту организацию в качестве полноправного члена.

В прошедшем году Турция, опередив такие страны, как Япония, США, Великобритания, заняла пятую строчку в списке ведущих торговых партнеров России в дальнем зарубежье. Россия также входит в число ведущих торговых партнеров Турции и в 2008 году вышла на первое место по общему объему торговли, опередив Германию. В российском экспорте доминируют энергоносители (более 70 %), металлы и изделия из них (20 %), а в импорте из Турции – машины, оборудование и транспортные средства (свыше 30 %), потребительские товары (13-15 %) и продовольствие (15-20 %).

Как видно из приведенных цифр, стержнем торгово-экономических отношений является энергетика. В ходе московского саммита стороны подтвердили готовность к реализации обширных планов в газовой сфере, зафиксированных в Меморандуме между «Газпромом» и крупнейшей турецкой компанией «Боташ». Речь, прежде всего, идет об увеличении мощностей «Голубого потока» с его последующим продлением в южном направлении. В 2008 году Россия поставила Турции 23,8 млрд. кубометров газа и обеспечила потребности турецкой стороны в «голубом топливе» на 67 %. В 2009 году ожидается рост российских поставок до 25,5 млрд. кубометров.

Сохраняется широкое присутствие турецких компаний на российском рынке подрядных услуг. В России в настоящее время работает около 150 турецких строительных фирм. Основная их часть оперирует на объектах Москвы и области, Санкт-Петербурга, а также городов Татарстана, Башкортостана, Свердловской, Владимирской, Ростовской областей и Краснодарского края. Всего с конца 1980-х годов и по настоящее время турецкими фирмами построено на территории России свыше 800 объектов. Турецкие подрядные организации намерены принять активное участие в тендерах на возведение олимпийских объектов в Сочи. Вопрос о реализации совместных проектов в рамках подготовки к зимней Олимпиаде 2014 года отдельно зафиксирован в Декларации.

Важным аспектом московских договоренностей является согласие сторон рассмотреть вопрос /предложение было сделано турецкой стороной/ о переходе во взаимных расчетах на национальные валюты. Обсуждение будет продолжено на уровне заинтересованных ведомств двух стран. Турецкие эксперты особо указывают на готовность Турции — страны НАТО — отказаться от расчетов в долларах со своим крупнейшим торговым партнером Россией. Турецкий президент, сообщают СМИ, уже готовит предложения правительству о создании соответствующей правовой базы.

Новым прорывным моментом на торгово-экономическом треке российско-турецких отношений может стать сотрудничество двух стран в сфере атомной энергетики. На саммите в Москве обе стороны поддержали это направление. Как известно, Россия на нынешнем этапе успешно преодолевает очередные «ступеньки» на пути к победе в атомном тендере и сделала ряд важных и уверенных шагов по закреплению своих позиций в атомной энергетике Турции.

Так, незадолго до визита президента Турции в Анкаре было официально объявлено, что Агентство по атомной энергии Турции /Turkiye Atom Enerjisi Kurumu–ТАЕК/ признало тендерное предложение России на строительство первой в Турции АЭС удовлетворяющим «технологическим критериям». Это значит, что турецкие эксперты были удовлетворены содержанием второго конверта тендерных предложений российской стороны, которая представлена консорциумом в составе российских компаний «Атомстройэкспорт» и «Интер РАО ЕЭС», а также турецкой компании «Парк Текник». Напомним, что данный консорциум оказался единственным участником тендера, представившим необходимые документы в определенный турецким правительством срок.

По признанию турецких специалистов, основным требованием к проектируемой АЭС в Турции было соответствие современным технологиям и инновационным решениям, а также нормам МАГАТЭ. Российские предложения по всем параметрам признаны удовлетворяющими этим требованиям. Это является справедливой и заслуженной оценкой российских атомных технологий. Действия российских компаний на зарубежных рынках атомной энергетики выглядят сегодня достаточно уверенными, а их технологии и условия гораздо предпочтительней, чем предложения конкурентов. В связи с этим, турецкие эксперты особо отмечают реализацию проекта в Индии и успешное завершение еще одного проекта в Китае. Оценка российских предложений, полагают турецкие специалисты, объективна и открывает хорошие перспективы к взаимовыгодному сотрудничеству в чрезвычайно важной для России, Турции и всего региона сфере.

Чтобы продемонстрировать значимость этого атомного проекта, отметим только, что специалисты справедливо сравнивают его с реализацией другого уникального российско-турецкого проекта «Голубой поток», который сегодня стабильно снабжает турецкую экономику газом и ни разу не подводил турецких потребителей в плане объемов и сроков поставок голубого топлива.

На сегодняшний день вскрыт и третий, так называемый ценовой конверт». Турецкая сторона охарактеризовала заложенную в нем цену завышенной. Москва скорректировала эту позицию. Переговоры продолжаются.

Справедливости ради следует отметить, что появившиеся в дни московского саммита со ссылкой на официальные источники в российских СМИ цифры в «60 млрд. долларов, которые отражают объем уже оговоренных российско-турецких соглашений в сфере электроэнергетики», пока еще преждевременны. На это указывают и турецкие эксперты. Представляется, что такие цифры отражают несколько завышенные ожидания и ситуацию, которая может при благоприятном развитии событий сложиться в этой сфере в том случае, если Россия одержит победу в известном атомном тендере, реализует проект строительства атомной станции и начнет продавать турецкой стороне вырабатываемую ею электроэнергию. К этому следует добавить возможные поставки /турки в этом заинтересованы/ российской электроэнергии в Турцию через территорию Грузии и Болгарии.

После обсуждения и согласования цены /процесс может продолжаться от 6 до 18 месяцев/ все условия будут еще раз проанализированы в Министерстве энергетики и природных ресурсов Турции и лишь после этого согласованные во всех ведомствах предложения будут вынесены на заседание кабинета министров Турции, который и примет окончательное решение.

Следует отметить еще немаловажный фактор, а именно позицию США, которые выступают категорически против выхода России на рынок турецкой атомной энергетики. Хочется верить, что Москва и Анкара, имея положительный опыт решения аналогичной проблемы с реализацией проекта «Голубой поток», сумеют с учетом своих национальных интересов и растущей значимости российско-турецкого регионального сотрудничества грамотно преодолеть и этот барьер. Сделать это будет непросто, возможны самые различные сюрпризы, но, учитывая объем сделки и ее стратегическую важность, необходимо задействовать все политические и экономические возможности для окончательной победы в указанном тендере. И первый шаг в этом направлении был сделан в Москве на российско-турецком саммите. Нужна скрупулезная подготовка к предстоящему визиту в Турцию министра энергетики С.Шматко, в рамках которого должна быть продолжена работа на этом направлении, начатая в ходе московских переговоров на высшем уровне.

Стороны, отметив динамичное развитие связей в транспортной сфере, договорились об их дальнейшем расширении. В частности завершены работы по подготовке межправительственного Соглашения о смешанном железнодорожно-паромном сообщении между портами Кавказ /РФ/ и Самсун /Турция/. Несомненно, этот проект будет способствовать дальнейшей активизации российско-турецких торгово-экономических связей и взаимовыгодной интеграции транспортных систем двух стран. Более того, у обеих сторон есть интерес к реализации еще одного аналогичного паромного маршрута. Помимо этого, будет подготовлен к подписанию ряд двусторонних документов о сотрудничестве в сфере воздушного и морского транспорта. Все эти вопросы планируется рассмотреть в практической плоскости на заседаниях Смешанной Межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству и созданных в ее рамках рабочих групп, которые запланированы на апрель-май с.г.

Думается, имеет смысл затронуть в данной статье и вопрос российско-турецкого сотрудничества в военно-технической сфере. Это очень важное направление в двусторонних отношениях. Ведь Турция для России – это емкий рынок реализации своих вооружений, а Россия для Турции – это выгодный поставщик этих вооружений, источник эксклюзивных военных технологий, которыми Запад не обладает. Москва и Анкара, несмотря на известные сложности, это понимают.

Именно поэтому в московской Декларации зафиксировано, что стороны придают особое значение обеспечению результативной работы Смешанной Межправительственной российско-турецкой комиссии по сотрудничеству в военно-технической сфере и в области оборонной промышленности. Москва и Анкара отметили, что достижение договоренностей по ожидающим решения вопросам военно-технического сотрудничества между двумя странами откроет возможности для более широкого взаимодействия в этой сфере. Россия уже имеет и положительный и отрицательный опыт работы на турецком рынке вооружений. Так, победа российской компании «Рособоронэкспорт» в тендере на поставку вооруженным силам Турции противотанковых систем и ракет говорит о том, что Россия рассматривается Турцией как выгодный альтернативный поставщик вооружений, основной гарант диверсификации источников получения вооружения и военной техники в случае очередного нажима со стороны западных союзников при возникновении противоречий по региональным проблемам.

Как уже отмечалось выше, впервые в истории российско-турецких межгосударственных отношений турецкий президент в рамках госвизита в Россию совершил поездку в Казань. Интересно, что эта поездка комментируется в Турции как свидетельство роста доверия в отношениях между Россией и Турцией. Так, председатель Центра международных отношений и стратегических исследований Турции (ТЮРКСАМ) С.Оган отмечает, что, если ранее Москва рассматривала Турцию как рассадника идей пантюркизма и пантуранизма и с опасением следила за любыми контактами турок со своими тюркоязычными субъектами, то сейчас, по мере упрочения искреннего диалога, подобные подозрения рассеиваются. Об этом, в частности, говорил и сам А.Гюль в беседах с сопровождавшими его турецкими журналистами, подчеркивая, что «Россия сама предложила и даже настояла на посещении Казани».

В Казани А.Гюль провел переговоры с президентом РТ Минтимером Шаймиевым. Он также получил звание почетного доктора Казанского государственного университета. Практическим же результатом поездки А.Гюля в Казань стало подписание турецкими компаниями по итогам татарстано-турецкого бизнес-форума трех соглашений о создании совместных предприятий в РТ на сумму около 250 млн. долларов США. А.Гюль поделился с турецкими журналистами также идеей о сотрудничестве с татарскими специалистами в деле создания первого национального турецкого вертолета (соответствующие работы ведутся в Стамбульском техническом университете, стоимость проекта по предварительным данным составит порядка 50 млн. долларов США).

Конечно, при таком объеме российско-турецких отношений в них могут возникать проблемы. Речь, в частности, идет о серьезных разногласиях в таможенной сфере. Турки называют их не иначе как «гангреной» в двусторонних торговых отношениях и в очередной раз связывают надежды на ее «излечение» с оговоренным А.Гюлем приездом в Стамбул делегации Федеральной таможенной службы России практически сразу после визита турецкого президента в Москву. «Российские руководители заверили А.Гюля, что проблема будет разрешена – значит, так и будет», — с осторожным оптимизмом пишут турецкие газеты. В российской столице договорились о создании технической комиссии, в рамках которой в сжатые сроки будут урегулированы известные разногласия между двумя странами в данной сфере.

Среди значимых итогов переговоров в Москве выделяют и зафиксированную договоренность о продолжении диалога на высшем уровне. Президент А.Гюль озвучил приглашение Д.А.Медведеву и В.В.Путину посетить Турцию с официальным визитом, которое было с благодарностью принято российской стороной.

Анализ договоренностей, достигнутых в рамках российско-турецкого саммита в Москве, позволяет сделать вывод о наличии сегодня у обеих сторон основания заявить, что российско-турецкие отношения являются одним из приоритетов их внешней политики. Россия и Турция рассматривают друг друга как доброго соседа и важного партнера в региональных и международных делах. Подводя итоги визита, эксперты одного из старейших в Турции изданий — газеты «Джумхуриет» — указывают, что стремительно укрепляющиеся российско-турецкие отношения вызывают раздражение у Вашингтона, который, не исключено, будет всячески «ставить палки в колеса» обеим странам с целью нарушить их поступательное движение к стратегическому партнерству. Газета также считает, что в деле сближения с Россией должны быть заинтересованы все политические силы Турции.

Одним словом, Россия и Турция — два важных евразийских государства, скоординированные действия которых в рамках комплексного многопланового партнерства могут обеспечить стабильность и безопасность в ряде регионов, урегулирование сложных международных проблем. Развитие ситуации в мире и практика отношений России и Турции в течение последних семи лет подтверждают необходимость дальнейшего укрепления доверия и углубления взаимодействия между Москвой и Анкарой. Состоявшийся государственный визит президента Турции А.Гюля в Россию стал важным шагом в этом направлении.

25.6MB | MySQL:71 | 0,778sec