О нормализации отношений между Францией и Алжиром

Париж надеется, что Алжир вскоре отменит введенный запрет на использование своего воздушного пространства для пополнения запасов для военных операций в Сахеле в рамках операции «Бархан». В частности, об этом, в том числе, разговаривали президенты двух стран во время своих телефонных консультаций  в конце ноября. Тогда  два лидера договорились постепенно ослаблять напряженность между Алжиром и Францией в течение следующих нескольких месяцев и возобновить обсуждение досье Сахеля через контакты на уровне военных.  В настоящее время французские армия использует частных иностранных субподрядчиков, не подпадающих под этот запрет, для полетов самолетов над Алжиром. Однако, несмотря на то, что стороны вернулись к стратегическим дискуссиям в конце ноября, однако они еще не урегулировали вопрос о регулярном пролете французских военных самолетов  над воздушным пространством Алжира для пополнения запасов операции «Бархан» и других французских военных операций в Сахеле. Алжир запретил эти полеты 3 октября, одновременно отозвав своего посла в Париже Мухаммеда Антара Дауда после замечаний президента Э.Макрона о «военно — политической системе Алжира» и «османской колонизации» страны.  Это стало своеобразным продолжением «эффектных» действий бывшего военного атташе Франции в Алжире Рено Девужа, который в  январе во время визита  в Алжир корабля ВМС Франции «ФРЕМ Бретань» вручил медали за боевые заслуги (Крест воина) трем бывшим франко-алжирским морякам, которые поступили на службу во французский флот до обретения Алжиром независимости в 1962 году. Это было воспринято лично командующим алжирской армией С.Шангрихой «как оскорбление».   Министр иностранных дел Франции Жан-Ив Ле Дриан не поднимал эту тему напрямую во время своего визита в Алжир 8 декабря. Отсутствие этой темы в рамках переговоров во время визита  было специально оговорено в рамках консультаций  между специальным посланником Парижа в Сахеле Фредериком Бонтемсом и его алжирским коллегой Буджемой Дельми во время их встречи 24 ноября в Алжире.  Париж надеется, что ограничение на полеты будет снято в ближайшее время. Тем временем, сейчас транспортные самолеты  (A330 и A400M) должны делать большой крюк через Марокко и Мавританию, чтобы добраться до Мали и Нигера. Помимо дополнительных миллионов евро, вызванных этим обходом, превращающим обычный четырехчасовой перелет в девятичасовой, запрет также усложнил медицинскую эвакуацию.

Тем не менее, французская армия смогла доставить некоторые грузы через воздушное пространство Алжира, используя гражданские самолеты, зарегистрированные за рубежом. Последний по времени полет был совершен из По, Франция, 3 декабря на самолете Ан-124, изготовленном украинским конструкторским бюро Антонова. Он останавливался на стоянки в Ниамее, Дакаре и Уагадугу. На военно-воздушной базе Пау находится 5-й полк боевых вертолетов (5th RHC), вертолеты «Тигр» которого регулярно задействованы в Сахеле. Ан-124 вернулся во Францию 4 декабря, вновь пролетев над воздушным пространством Алжира. Он даже остановился для дозаправки в Таманрассете. В течение многих лет французские военные использовали грузовые самолеты из России, Украины и Казахстана, но с 2017 года армия планомерно работает над тем, чтобы резко снизить свою зависимость от этого парка бывших советских самолетов.

К нормализации отношений страны подталкивают не только стремление Алжира возобновить импорт французской пшеницы и желание алжирских властей играть более активную роль в ливийском урегулировании (эти  темы обсуждались во время последнего по времени визита министра иностранных дел Франции), но и возобновление военно-технического сотрудничества на фоне  укрепления контактов в этой сфере между региональным конкурентом Алжира Марокко и Израилем с учетом растущего напряжения вокруг досье Западной Сахары. Январский а затем и октябрьский инциденты фактически заблокировали (остается только гадать – случайный ли это был «ляп» со стороны французских военных или же здесь сработала агентура влияния марокканцев) не только пролеты французских транспортных самолетов над алжирской территорией, но и сорвали несколько серьезных оборонных контрактов.  В любом случае, двум новым послам и их военным атташе предстоит завершить свою работу по возобновлению сотрудничества по вопросам обороны. Учитывая колониальный багаж, это сотрудничество никогда не было тесным, но между французской и алжирской армиями на сахельском фронте до января существовало определенное конструктивное сотрудничество.  Это было  не только  снабжение топливом французских войск в Мали, но и  обмен разведданными в отношении вооруженных  группировок вдоль границы. На промышленном фронте судостроительная компания OCEA поставила в Алжир более 40 небольших 32-метровых патрульных катеров FPB98 и готовилась к дальнейшему заказу. Компания Thales оснащает российские боевые танки Т-90 тепловизионными камерами Catherine-FC, а также без лишней огласки поставляла другие передовые технологии. И, наконец, тандем компаний Safran Electronics & Defense (ранее Sagem) и производитель дирижаблей A-NSE участвовали в торгах за мега-контракт на поставку алжирской армии привязных воздушных шаров для наблюдения за границами и защиты нефтегазовых объектов национальной газовой компании Sonatrach.

52.71MB | MySQL:104 | 0,445sec