К вопросу о Саммите Тюркского совета в Стамбуле. Часть 17

12 ноября с.г. в районе Стамбула, на так называемом Острове демократии и свободы в Мраморном море, состоялся Саммит Совета сотрудничества тюркоязычных государств, получившего теперь название Организация тюркских государств или ОТГ.

Продолжаем делать обзор этого мероприятия, которое представляется крайне важным не только для Турции, но и для значительной части постсоветского пространства, получается, включая Россию. Не будет преувеличением сказать, что 8-й по счету Саммит, теперь уже, Организации тюркских (в турецком языке – «турецких») государств, получился «историческим» и имеющим далеко идущие последствия.

Часть 16 нашей публикации доступна по ссылке на сайте ИБВ: http://www.iimes.ru/?p=81936.

Напомним, что мы остановились на разборе раздела, посвященного институциональным связям между странами – участницами ОТГ и сошлись на том, что именно эти связи – та, как говорится, «несгораемая сумма», которая будет, в итоге, определять траекторию движения тюркского мира в слабой зависимости от политической конъюнктуры в странах-участницах проекта, включая и саму Турцию, приближающуюся к очередному перекрестку своего движения в 2023 году, когда состоятся очередные президентские и парламентские выборы.

Кроме того, в отношениях между Россией и Турцией сложилась «революционная ситуация, когда верхи не могут, а низы не хотят». В том смысле, что «верхи» (Россия) не может предложить (пока или вообще) альтернативного проекта для конкуренции с тюркским миром, и не может никак эту идею «оседлать» своими встречными инициативами. А условные «низы» (Турция) не хотят никак сворачивать с намеченного пути, почувствовав запах, хочется сказать другое слово, но выразимся как «запах успеха».

Разумеется, никто за Россию думать не собирается. Турция не будет рассматривать РФ, как единое целое, в качестве части тюркского мира. А эти части, находящиеся на территории РФ, не будут рассматриваться турками в качестве центрального элемента тюркского мира. Это – к вопросу о заявлении Д. Пескова про Алтай, как родину тюрок. Турция и вовсе провозглашает другие географические пункты (тот же Казахстанский Туркестан) в качестве духовной столицы тюркского мира. Помимо всего прочего, таким образом, выбиваются все возможные будущие поползновения России на то, чтобы, в идеологическом смысле, перетянуть на себя «тюркское одеяло» в том случае, если такие поползновения возникнут.

Пока же, как следует из «институционального раздела» Декларации ОТГ, страны-участницы продолжают устанавливать и развивать горизонтальные связи между своими государственными учреждениями, ведомствами мягкой силы и некоммерческими организациями. Не надо говорить о том, что будущее отношений на межгосударственном уровне, в значительной времени, определяется плотностью и интенсивностью сети горизонтальных связей. Часто можно слышать вопрос относительно причин успехов турок на международной арене – во многом, секрет кроется в тех простых рецептах, которые они используют при установлении межличностных горизонтальных связей, которые «выстреливают» при решении практических задач. Туркам впору писать свой вариант книги Дейла Карнеги, лишь только основываясь на успехах своего зарубежного бизнеса, в том числе, на территории Российской Федерации.

Следующий раздел Декларации называется «Сотрудничество со внешними сторонами». Цитируем этот раздел: «Стороны…

  1. Призывают к укреплению активного сотрудничества государств-членов на международных форумах и поощряют взаимную поддержку кандидатур и инициатив, включая резолюции друг друга, в рамках международных организаций, где это возможно.
  2. Высоко оценивают успешное председательство Азербайджанской Республики в Движении неприсоединения и приветствуем его усилия, направленные на укрепление позиций Движения в системе международных отношений.
  3. С признательностью отмечают руководящую роль его превосходительства Президента Азербайджанской Республики г-н Ильхама Алиев в своем качестве председателя Движения неприсоединения в мобилизации глобальных усилий по устранению негативных последствий пандемии COVID-19 посредством своих нескольких успешных инициатив, напоминая, в этой связи, созыв специальной сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций в ответ на пандемию COVID-19 3-4 декабря 2020 года.
  4. Приветствуют принятие резолюции Совета ООН по правам человека, озаглавленной «Обеспечение справедливого, доступного, своевременного и всеобщего доступа для всех стран к вакцинам в ответ на пандемию коронавирусного заболевания (COVID-19)» на 46-й сессии Совета, по случаю пандемии коронавируса, по инициативе Азербайджанской Республики, в качестве председателя Движения неприсоединения.
  5. Высоко оценивают председательство Республики Казахстан в Совещании по взаимодействию и мерам доверия в Азии (CICA) и приветствуют его инициативу по преобразованию CICA в международную организацию.
  6. Приняли к сведению инициативу Президента Республики Казахстан его превосходительства г-на Касыма Жомарта Токаева на 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН об учреждении Международного агентства биологической безопасности, специализированной организации, подотчетной Совету Безопасности ООН.
  7. Выражают признательность Республике Узбекистан за избрание в Совет ООН по правам человека (UNHRC) на период 2021-2023 гг.
  8. Обращают внимание на принятие новой Резолюции ООН по инициативе Кыргызской Республики под названием «Природа не знает границ: трансграничное сотрудничество — ключевой фактор сохранения, восстановления и устойчивого использования биоразнообразия» 16 апреля 2021 года.
  9. Поздравляют Республику Казахстан с избранием в Экономический Социальный Совет ООН (ECOSOC) и Совет ООН по правам человека на период 2022-2024 годов.
  10. Принимают к сведению принятие, по инициативе Республики Узбекистан, Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН об объявлении региона Приаралья зоной экологических инноваций и технологий.
  11. Подчеркивают богатый опыт Республики Казахстан в области ядерного разоружения, нераспространения и мирной дипломатии и в этом контексте высоко оценивают историческое решение о закрытии Семипалатинского испытательного ядерного полигона, принятое в 1991 году, которое внесло огромный вклад в международные усилия по тому, что добиться мира, свободного от ядерного оружия, и приветствуют 30-летие этого исторического решения.
  12. Приветствуют решение Республики Казахстан выполнить запрос ООН о временном перемещении в Алматы персонала Миссии ООН по содействию Афганистану (UNAMA) и других агентств ООН, аккредитованных в Афганистане, в рамках обязательств Казахстана как члена организации. Высоко оценивают инициативу Республики Узбекистан по созданию Постоянного комитета ООН по Афганистану для координации миротворческих усилий и содействия прочному политическому урегулированию в стране, а также выражают признательность за решение Турецкой Республики стать убежищем для международного персонала ООН и для их легальных иждивенцев в Афганистане в случае кризисной ситуации в Афганистане. Приветствуют лидирующую роль Турции и вклад Азербайджана в обеспечение безопасности аэропорта Кабула с целью облегчения усилий по эвакуации. Приветствуют решение Кыргызской Республики о выдаче 500 студенческих виз афганским гражданам для обучения в вузах Кыргызстана.
  13. Поздравляют Турецкую Республику с успешным завершением своего председательства в Процессе сотрудничества в Юго-Восточной Европе (SEECP) в 2020-2021 годах встречей на высшем уровне в Анталии, посвященной 25-летию Процесса.
  14. Приветствуют продление статуса наблюдателя Организации тюркских государств в ОЭС на три года и призывают активизировать совместные усилия по получению статуса наблюдателя Организацией тюркских государств при Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций (ООН) и Организации исламского сотрудничества (OIC).
  15. Поощряют Секретариат к расширению сотрудничества с международными организациями, включая ООН и ее агентства, к улучшению институциональных отношений с региональными организациями, включая ЕС, ОБСЕ, ЧЭС, ОЭСР, V4 и АСЕАН, и к осуществлению совместных проектов с ними в областях взаимных интересов.
  16. Выражают удовлетворение ролью государств-членов в оказании помощи в области развития и гуманитарной помощи третьим странам по всему миру, что способствует достижению Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года; поддерживают дальнейшее расширение сотрудничества между агентствами развития стран-членов и, в этом ключе, одобряют Меморандум о взаимопонимании, подписанный между Турецким агентством сотрудничества и координации (TİKA) и Казахстанским агентством международного развития (KazAID)».

И завершает Декларацию ОТГ краткий раздел, озаглавленный как «Организационные вопросы». Итак, «Стороны…

  1. Поздравляют Азербайджанскую Республику с успешным председательством в Организации тюркских государств в 2019-2021 годах и высоко оценивают его большой вклад в деятельность Организации тюркских государств.
  2. Высоко оценивают значительные достижения Секретариата Организации тюркских государств со времени последнего Саммита и подчеркивают необходимость укрепления потенциала Секретариата для эффективного выполнения его растущих задач.
  3. Решили провести Девятый Саммит Организации Тюркских государств в 2022 году в Республике Узбекистан. Главы государств выражают глубокую благодарность его превосходительству Реджепу Тайипу Эрдогану, президенту Турецкой Республики, за успешное завершение работы восьмого саммита Организации тюркских государств и за теплое гостеприимство правительства и народа Турции. Они приветствуют принятие Турецкой Республикой председательства в Организации тюркоязычных государств до следующего саммита.

Подписано 12 ноября 2021 года в Стамбуле на азербайджанском, казахском, киргизском, турецком и узбекском языках».

На этом Декларация из 121 пункта, дополняющая «Видение – 2040» завершается. Считаем необходимым сказать несколько слов, касающихся завершающих разделов документа, в частности, сотрудничества ОТГ с третьими сторонами и подвести итоге проведенного нами обзора Саммита в Стамбуле.

Немедленно обращает на себя внимание то, что стороны говорят о проявлении солидарности при голосовании по проектам своих резолюций на различных международных площадках. Конечно же, дело не в том, что есть, к примеру, «непроходная» резолюция, поданная в ООН и её можно «продавить» силами стран-участниц ОТГ. Речь идет о том, что стороны начинают синхронизировать свои усилия на внешнеполитическом треке. Иными словами, речь идет о том, что в Декларации четко говорится о том, что стороны будут выступать единым фронтом. А от это уже черты полноценного Союза. Напомним, что координация усилий сторонами предполагается не только на официальном уровне, но и на уровне агентств мягкой силы, диаспор и даже отдельных деятелей.

Далее в Декларации приводятся кейсы успешных резолюций сторон, предложенных друг другом в той же ООН. Опять же, совершенно не имеет значения то, каково содержание этих резолюций. Важно, что они отмечаются сторонами и страны-участницы ОТГ демонстрируют по ним общую позицию. Можно рассматривать это в качестве своего рода «боевого слаживания» тюркского мира в международных организациях. Актуального тем более, что ООН, со всей неизбежностью, когда-нибудь да будет реформироваться. А задачей Турции и ОТГ является приблизить этот момент и провести реформу в сторону большей инклюзивности, разумеется, своих голосов. Здесь Турция предлагает ОТГ себя на роль, своего рода, проводника и консолидатора перед международными организациями, включая ООН.

Хотя, как можно заметить, расширение Тюркского мира идет не только в направлении Запада, но и в направлении Востока, в направлении Азии. В этой связи, можно вспомнить ранее запущенные Турцией инициативы по «открытию Азии» и по расширению своего присутствия в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Понятно, насколько это возможно с учетом того, что Китай приходит на роль ведущей мировой державы, десятикратно превосходя Турцию по размеру своей экономики. Тем не менее, своими умелыми действиями можно извлекать пользу и из таких, изначально весьма несимметричных, отношений.

На самом деле, часто можно слышать о том, что «нельзя строить симметричные, взаимовыгодные отношения с теми, кто тебя кратно превосходит». Что, разумеется, справедливо. Но есть тут один момент, который заключается в том, что «крошки со стола гигантов» могут оказаться такого размера, что могут дать серьезный толчок тем, кто их грамотно собирает. Тут оговоримся, что мы не желаем никого принизить. Речь идет о том, что масштаб мышления, проектов и денег у гигантов таков, что Турция может даже реализацией всего одного-двух проектов решать для себя важные стратегические задачи. Наглядный пример – это тот же «Аккую», где Россия, не будучи гигантом, таким как США или Китай, повела себя в духе гиганта, в духе наследия СССР. Аналогичных проектов можно для Турции добиваться и для других направлений, «накачивая мускулы».

Достаточно интересным выглядит приветствие Казахстана (см. п.113) в отношении ядерного разоружения. На самом деле, стоит посмотреть на этот пункт достаточно внимательно и задаться простым вопросом, собирается ли ОТГ рассматривать режим ядерного нераспространения как нечто незыблемое? На первый взгляд, выглядит так, что ОТГ этот режим поддерживают, но, заметим, что тот же президент Р.Т. Эрдоган не раз говорил о том, что Турция «может задуматься» о том, чтобы получить в свое распоряжение ядерное оружие, коль скоро, режим нераспространения «трещит по швам». Конечно, в «приличном обществе», принято говорить о том, что мир должен быть безъядерным. Но, коль скоро, ситуация движется в ином направлении, Турция и другие безъядерные державы должны быть к этой ситуации готовы.

Так что, не будем торопиться давать ответ на вопрос, мыслится ли ОТГ в качестве «безъядерного блока» или же, с учетом отмеченного в Декларации ОТГ «богатого опыта Казахстана», именно в сфере создания и испытания ядерного оружия, этот опыт можно «придержать в горячем резерве» на случай определенного развития ситуации.

Заметим, что в Декларации ОТГ прописываются действия сторон в связи с ситуацией в Афганистане. Мы не раз говорили о том, что ситуация в Афганистане не может не подтолкнуть государства региона к консолидации перед лицом возросшей угрозы. Вопрос заключается лишь в том, кто выступит «точкой сборки». Как мы видим из Декларации, ОТГ может выступить в качестве такой точки сборки, а Турция, опять же, в качестве локомотива этого процесса.

Итак, на этом подводим черту под обзором стамбульского Саммита и обратим внимание, что на этот год председательство в организации переходит к Турции, а, следовательно, от организации следует ожидать большей активности, пассионарности. Имея в виду и предстоящий 2023-й год и то, как Турция умело «кует железо» своего проекта Тюркского мира, пользуясь благоприятной для этого ситуацией – очевидно, что Организация тюркского мира сделала мощный рывок за последние годы, и, в особенности, после Стамбульского саммита, завершившегося принятием основополагающих документов.

62.88MB | MySQL:102 | 0,674sec