О развитии российско-египетских экономических отношений. Часть 1

Российскую Федерацию (РФ) и Арабскую Республику Египет (АРЕ) связывает комплекс исторически сложившихся политических, экономических отношений и разносторонних гуманитарных связей. Значение Египта для России определяется его ролью как одного из ведущих политических, экономических и культурных центров Ближнего Востока и Северной Африки, обширного исламского мира. Через Египет пролегают морские, наземные и воздушные коммуникации международного значения.

Сотрудничество с этой страной отвечает интересам России в ближневосточном регионе, расположенном близко к нашим южным границам и одном из самых важных в геополитическом плане районе планеты. Исходя из этого, взаимодействие между двумя странами будет способствовать обеспечению устойчивости позиции России в исламском мире, формированию благоприятных условий для развития регионов РФ с мусульманским населением, сохранению и укреплению российских интересов на мировом рынке нефти и газа, на стратегически важном рынке сбыта российской сельскохозяйственной и высокотехнологичной продукции, экспорта товаров и услуг в рамках двустороннего военно-технического сотрудничества, а также в аэрокосмической области и других сферах.

Обширны и значимы для России связи с Египтом в гуманитарной сфере – по линии международного туризма, в жизни многочисленной российской общины в этой стране, во взаимодействии христианской и мусульманской конфессий. Для эффективной реализации целей и задач российской внешней политики существенное значение имеет координация международной деятельности России и Египта на основе согласованных межведомственных консультаций по проблематике ООН, Организации исламского сотрудничества, Лиги арабских государств, Африканского союза, Форума стран-экспортеров газа и других авторитетных международных организаций и форумов.

Экономические интересы

Египет считается перспективным рынком сбыта для российской продукции, в том числе сельскохозяйственной, например пшеницы, и товаров с высокой добавленной стоимостью. Кроме того, Россия является крупным импортером различных видов сельскохозяйственной продукции из стран, расположенных в зоне субтропиков, включая Египет. С учетом введенного Россией в 2014 г. продовольственного эмбарго в отношении сельскохозяйственной продукции стран ЕС и ряда других государств имеются благоприятные условия для роста экспорта египетской сельскохозяйственной продукции на российский рынок. Также, в контексте разворота российских геополитических интересов на Восток арабские страны могут стать одним из наиболее привлекательных для России рынков, и в этом отношении Египет мог бы выступить для нашей страны транзитным пунктом в арабский мир и шире – в соседние с ним регионы.

В ходе визита президента РФ В.Путина в Египет 10 февраля 2015 г. были подписаны три соглашения, которые подтверждают выход двух стран на новые рубежи сотрудничества. Приоритетное внимание партнеры уделили вопросам экономического взаимодействия. Среди подписанных документов – Соглашение о развитии проекта по строительству АЭС на территории Арабской Республики Египет, меморандум о взаимопонимании в области привлечения инвестиций и участия в строительстве объектов на территории Египта и Меморандум о взаимопонимании о развитии инвестиционного сотрудничества.

Договоренности в области атомной энергетики касаются не только строительства АЭС, которое фактически создает новую атомную отрасль в стране. «Росатом» возведет на севере Египта четыре блока АЭС мощностью по 1200 МВт каждый с реакторами типа ВВЭР-1200.  АЭС «Эль-Дабаа» – первая атомная станция в Египте, которая будет построена в городе Эль-Дабаа провинции Матрух на берегу Средиземного моря, примерно в 300 км к северо-западу от Каира. Проектирование и строительство объекта осуществляет Инжиниринговый дивизион Госкорпорации «Росатом». Будет реализован целый комплекс мер, касающихся не только самого строительства, но и подготовки кадров, развития науки. Предполагается также, что в рамках строительства атомной электростанции будет осуществлен проект по опреснению воды. Проект предполагает кредитное финансирование работ российской стороной. В сентябре 2021 года началась подготовка египетских специалистов-атомщиков в Петербургском филиале Технической академии.

Что касается инвестиционного сотрудничества, то приоритетными областями для реализации инвестиционных проектов станут транспортная инфраструктура, машиностроение и химическая промышленность. Этим будет заниматься межправительственная комиссия, которая в феврале 2015 г. возобновила свою работу. Главы государств договорились расширять возможности для малого и среднего бизнеса. Обсуждались также перспективы создания зоны свободной торговли между Египтом и Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС: Россия, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Армения) и о развитии российской промышленной зоны в районе Суэцкого канала. Реализация этих договоренностей призвана способствовать увеличению объемов взаимной торговли и российского экспорта в страны Ближнего Востока и Северной Африки.

Стороны неоднократно обсуждали перспективы создания в Египте аналога Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ). Предметом обсуждения становился вопрос об оказании министерству инвестиций Египта поддержки со стороны РФПИ на всех этапах формирования такого инвестиционного фонда.

Другим направлением двустороннего сотрудничества выступает развитие военно-технического сотрудничества, взаимодействие в борьбе с международным терроризмом, наблюдение за ситуацией в Сирии и на Ближнем Востоке.

Нарастание нестабильности в международных отношениях актуализирует задачи вывода российско-египетских отношений из-под резких колебаний внутри- и внешнеполитической конъюнктуры, придания им большей устойчивости и стабильности, независимо от характера меняющихся политических режимов (в Египте). Этим задачам отвечал подписанный в 2009 г. Договор о стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Арабской Республикой Египет (в настоящее время он не действует), актуализация которого, очевидно, востребована в новых условиях, особенно после появления коронавируса нового типа COVID-19.

Со стороны Египта проявляется интерес к российской продукции и технологиям военно-промышленного комплекса, сельскохозяйственной продукции (прежде всего, к российскому зерну), инвестициям, технологиям возведения крупных инфраструктурных объектов, в том числе объектов атомной отрасли, технологиям в сфере телекоммуникаций и космоса. Основная статья российского экспорта – углеводороды – не выглядит привлекательной для Египта, который обладает запасами нефти и более удобными возможностями для ее импорта. Однако имеются значительные возможности, как для российских, так и совместных российско-египетских инвестиций в этой сфере.

Между руководством двух стран достигнута договоренность о строительстве египетского логистического центра на Черноморском побережье. Сюда можно будет поставлять сельскохозяйственное сырье и продовольствие и производить их дополнительную обработку. Кроме того, Египет готов предоставить России возможность открыть свою промышленную зону в районе второго Суэцкого канала. В заявлении для прессы по итогам переговоров с В.Путиным в августе 2014 г. президент АРЕ А.Ф.ас-Сиси, в частности, отметил: «Наши переговоры открыли большие перспективы касательно создания российской промышленной зоны в Египте». Однако никаких деталей относительно данного проекта сообщено не было. Есть также предложение торгового представительства Российской Федерации в Египте об открытии консультационно-инвестиционного и консультационно-проектного центра, который мог бы осуществлять поддержку российского бизнеса, желающего работать в этой стране, включая подготовку заявок на участие в тендерах.

С точки зрения структуры будущих совместных проектов, наибольшее понимание может дать изучение заседания Российско-египетского делового совета от 20 ноября 2014 г., на котором было принято решение о подготовке перечня перспективных проектов двустороннего сотрудничества. В целом в числе приоритетных областей экономического сотрудничества двух стран можно выделить следующие:

– сфера туризма (дальнейшее развитие двусторонних связей предусмотрено межправительственным соглашением от 15 марта 2008 г.);

– сельское хозяйство (поставки российской пшеницы в больших объемах и на регулярной основе);

– атомная энергетика (реализация египетской программы развития мирного атома – строительство АЭС, подготовка специалистов из числа египтян);

– нефтегазовая сфера (поставки СПГ в Египет, налаживание взаимодействия и координации в рамках Форума стран-экспортеров газа, где позиции Москвы и Каира во многом схожи, совместное участие в реализации международных и региональных проектов, в своп-поставках газа в Европу, в разработке нефтегазовых месторождений на территории Египта, в модернизации крупных промышленных объектов, построенных при содействии СССР, например, Асуанского гидроэнергетического комплекса, алюминиевого комплекса в Наг-Хаммади);

– инфраструктура и транспорт (сооружение жилищных, транспортно-логистических объектов, осуществление воздушных перевозок, налаживание прямого морского сообщения между двумя странами, модернизация египетской шоссейной и железнодорожной инфраструктуры, создание «безопасных маршрутов» поездок российских туристов по Египту);

– сфера телекоммуникаций (прежде всего, включение Египта в проект развития навигационной системы ГЛОНАСС);

– военно-техническая сфера (поставки из России бронетехники, систем противовоздушной обороны, вертолетов палубного базирования для египетских десантных кораблей).

52.27MB | MySQL:103 | 0,549sec