К заключению сделки между Израилем и Иорданией «электроэнергия в обмен на водоснабжение»

Информационные сводки, поступающие с Ближнего Востока, в последнее время редко радуют хорошими новостями.  Поэтому вести о заключенном между Иорданий и Израилем соглашении, способном оказать положительное влияние на экономику этих государств, представляются довольно важными.

23 ноября с.г. в Дубае Иордания, Израиль и Объединенные Арабские Эмираты подписали крупнейшее соглашение о взаимных поставках воды и электроэнергии с момента нормализации отношений между Израилем и Иорданским Хашимитским Королевством в 1994 году. На подписании договора присутствовали специальный посланник президента США по климату Джон Керри и Султан бен Ахмед аль-Джабер, министр промышленности и передовых технологий ОАЭ. Соглашение предусматривает строительство эмиратской государственной компанией «Масдар» на территории Иордании электростанции с батареями на солнечной энергии, которая начнет производство электроэнергии с 2026 года. Эта электроэнергия будет экспортироваться в Израиль по цене 180 млн долларов в год. Израилю важно найти побочный источник электроэнергии в дополнение к электричеству, вырабатываемому на газовых ТЭЦ (страна располагает значительными запасами природного газа на шельфе Средиземного моря).  В обмен на это Израиль ежегодно будет отправлять на нужды своего восточного соседа 200 млн куб. м воды со своих опреснительных установок, расположенных на побережье Средиземного моря.

Опреснение морской воды проводится в Израиле с 2005 года. Несмотря на энергозатратность этого мероприятия, оно показало свою эффективность для израильской экономики. В настоящее время 90% воды для промышленных и муниципальных нужд дают опреснительные установки. Снабжение водой из Израиля для Иордании будет более эффективным, чем развитие собственных опреснительных установок на небольшом участке побережья в Акабе. Водные проблемы имеют крайне болезненный характер на Ближнем Востоке. Зачастую борьба за водные ресурсы ведет к появлению политических и военных конфликтов. Авторы Института Ближнего Востока немало писали о развитии конфликта между Египтом и Эфиопией вокруг строительства плотины «Возрождения». В случае наполнения ее резервуаров от 15 до 20 млн египетских феллахов могут потерять возможность заниматься сельским хозяйством и потеряют средства к существованию. Разногласия между Египтом и Суданом с одной стороны, и Эфиопией с другой, так и не были преодолены, несмотря на посредничество Африканского союза и США. Сирия и Ирак предъявляют значительные претензии к Турции, касающиеся распределения воды в верховьях реки Евфрат. Правительства этих государств жалуются, что Турция забирает большую часть водных ресурсов себе. Отсутствие доступа к чистой питьевой воде послужило одной из главных причин массовых социальных протестов в иранской провинции Хузестан в 2018 году. Интересно, что ранее данная провинция была одной из самой благополучных в Иране по водным запасам, но строительство нескольких гидроэлектростанций на реке Карун еще в шахское время привело к ее обмелению. В свою очередь соседний Ирак недоволен тем, что из-за отвода вод реки Карун от реки Шатт эль-Араб произошло ее обмеление и привело к нехватке питьевой воды в провинции Басра.

Согласно иорданским СМИ, водные проблемы в ИХК также достигли кризисного уровня.  Водные запасы Плотины короля Таляля, которая обеспечивает орошение 80% сельскохозяйственных угодий в этой стране, находятся на рекордно низком уровне. Шесть водохранилищ в Иордании в прошлом году оказались сухими из-за недостатка дождевой воды. Председатель Союза фермеров долины реки Иордан Аднан Хаддам сообщил СМИ, что ежедневные потребности крестьянских хозяйств в воде составляют 500-550 тысяч куб. м. В то же время доступные запасы воды в водохранилище  Плотины короля Таляля составляют 19 млн куб. м.

Сотрудничество в водной сфере способно дать новый импульс иордано-израильским отношениям. Несмотря на подписание мирного договора в 1994 году и установление дипломатических отношений, они долгие годы характеризовались многими исследователями как «холодный мир». В 1997 году израильский премьер-министр Биньямин Нетаньяху сильно разозлил короля Хусейна тем, что направил убийц для ликвидации лидера ХАМАСа Халеда Машааля в Аммане. Король Хусейн в ярости позвонил тогдашнему президенту США Биллу Клинтону, пожаловавшись на то, что  Машааля попытались убить в иорданской столице всего через три года после заключения мирного договора. Сотрудники Моссада были арестованы и освобождены только после того, как бригада израильских врачей осуществила лечение Машааля, и израильтяне освободили из тюрьмы основателя этого движения шейха Ахмада Ясина.

Последние годы также были далеко не безоблачными в двусторонних отношениях. Стрельба охранников   израильского посольства в Иордании по демонстрантам в 2017 году, приостановка взаимовыгодных проектов в области сотрудничества по водным ресурсам, снижение двустороннего товарооборота, уменьшение взаимного интереса к культурным обменам стали признаками такого ухудшения. По мнению иорданской политической элиты, Израиль планомерно отходил от духа договора 1994 года. В 1989 году, когда начался переговорный процесс между Израилем и ООП, Амман официально отказался от претензий на палестинские территории в надежде на скорое создание независимого палестинского государства. Однако эти чаяния оказались напрасными, а возможная аннексия Западного берега угрожает национальной безопасности ИХК.

Особенно беспокоили иорданскую элиту планы предыдущего правительства Нетаньяху аннексировать палестинские территории на Западном Берегу реки Иордан.   В середине мая 2020 года король Иордании Абдалла II обратился с серьезным предупреждением к правительству Израиля по поводу возможной аннексии территорий на Западном берегу и в долине реки Иордан. 15 мая в интервью немецкому журналу Der Spiegel  Абдалла II  предупредил о «масштабном конфликте» между его страной и Израилем в случае, если израильское правительство прибегнет к аннексии этих территорий в июле. «Я не хочу прибегать к угрозам или создавать атмосферу напряженности, но мы рассматриваем все возможности. Мы согласны со многими европейскими государствами и мировым сообществом в том, что применение  права силы   на Ближнем Востоке недопустимо», — констатировал король. В свою очередь премьер-министр Иордании Омар Раззаз отметил 21 мая 2020 года в интервью информационному агентству «Петра»: «Иордания не примет решения об аннексии, и мы оставляем за собой право пересмотреть отношения с Израилем. Однако мы не будем забегать вперед и совершать поспешных действий». Он сказал, что об израильских планах стало известно « в исключительных обстоятельствах эпидемии коронавируса и мировой озабоченности этой пандемией. По его словам, «абсолютно ясно, что израильская сторона намерена извлечь выгоду из этой ситуации, совершая односторонние противоправные действия».

Уход крайне правого правительства Нетаньяху благотворно сказался на развитии иордано-израильских отношений. Первым признаком их улучшения стала поездка в Амман нового премьер-министра Израиля Нафтали Беннета, который  провел переговоры с королем Абдаллой II. Новая сделка о взаимном снабжении водой и электроэнергией может улучшить имидж Израиля в иорданском общественном мнении, в большинстве своем весьма негативно настроенном к этой стране. Свой интерес в этом договоре есть и у ОАЭ. После заключений соглашений с Израилем многие ближневосточные политики обвиняли Абу-Даби в предательстве палестинского и общеарабского дела. Сейчас у правящих кругов ОАЭ есть хороший повод доказать, что хорошие отношения с Израилем нужны им исключительно для помощи таким нуждающимся арабским государствам как Иордания.

52.3MB | MySQL:106 | 0,697sec