Оценки в Израиле причин и путей решения проблемы эскалации насилия на почве этнической ненависти. Часть 2

В последнее время участились нападения палестинцев на евреев и агрессия еврейских религиозных поселенцев на палестинцев в Восточном Иерусалиме и на Западном берегу р. Иордан (как минимум 7 случаев за месяц).

Помимо серьезных на этом фоне разногласий в политическом руководстве арабского сектора Израиля и трений в правящей коалиции, обостряется вопрос об активизации ХАМАСа на Западном берегу р. Иордан, где свои позиции теряет Махмуд Аббас (Абу Мазен, 1935 г.р.) – лидер Организации освобождения Палестины (ООП), единственного представителя палестинского народа, и правящего движения ФАТХ, а также глава Палестинской национальной администрации (ПНА). В Израиле нет консенсуса относительно способов выхода из складывающейся ситуации, при которой слабеющий режим ПНА может пасть под натиском пропагандистской и военной деятельности ХАМАСа на Западном берегу р. Иордан.

Научный сотрудник Института исследований национальной безопасности (INSS), подполковник Йоханан Цореф (занимается израильско-палестинскими отношениями, палестинским обществом, его взаимодействием с Израилем и еврейскими поселениями; будучи на армейской службе, являлся арабоязычным советником Гражданской администрации в секторе Газа во время Первой интифады; был личным переводчиком премьер-министра Ицхака Рабина на многих встречах с Ясиром Арафатом[i]), отмечает, что отмена Махмудом Аббасом выборов в Палестинский законодательный совет, которые были намечены на май этого года, стала еще одним и, возможно, решающим ударом по его легитимности. Исходя из того, что на палестинских территориях многие хотят, чтобы М.Аббас и его команда ушли с политической арены, встает вопрос, приближается ли Израиль к тому моменту, когда не с кем будет вести переговоры о мирном урегулировании конфликта, т.к. подобный диалог с ХАМАСом исключается?

Он ссылается на последние по времени  опросы общественного мнения на палестинских территориях, которые показывают, что более 75% палестинцев хотят ухода главы ПНА. Даже в возглавляемом им ФАТХе считают, что он во многом виноват в расколе движения, его слабости и отрыве от молодого поколения, а также многочисленных коррупционных скандалах, которые вызвали широкий общественный резонанс.

Палестинцы, пишет Й.Цореф, оказались перед политической дилеммой – каким путем достичь своих национальных целей ввиду провала процесса Осло; должны ли они полагаться на тактику вооруженного сопротивления ХАМАСа и «Палестинского исламского джихада» для создания независимого государства или, скорее, ждать формирования одного государства от реки Иордан до Средиземного моря, что, по мнению многих, в конечном итоге и произойдет.

Как показывает опыт, вооруженная борьба не принесла желаемого результата. Даже ХАМАС, который гордится достижениями движения сопротивления, которое навязывает свою волю Израилю, тем не менее, не сумел решить палестинский вопрос в течение четырнадцати лет своего правления в секторе Газа и фактически принес огромные разрушения анклаву, став объектом сильного общественного негодования. В последние годы ХАМАС стремился к примирению с ФАТХом, признавая, что в одиночку не сможет привести палестинцев к политической независимости. Сближение между двумя правящими движениями потребует компромиссов, на которые ХАМАС готов, но вопрос упирается в позицию М.Аббаса и возглавляемого им ФАТХа.

На протяжении шестнадцати лет правления глава ПНА вел с премьер-министром Израиля Эхудом Ольмертом переговоры, которые были основаны на взаимном доверии и вызывали у палестинцев большие надежды. Несмотря на отклонение предложений Э.Ольмерта, он продолжал усиливать взаимодействие с Израилем в сфере безопасности, чтобы предотвратить насилие на своей территории. В то же время вместе с тогдашним премьер-министром Саламом Файядом он построил институциональную и экономическую инфраструктуру для будущего государства, создавая средний класс, который извлекал выгоду из трудовой деятельности и экономической безопасности и продолжает вносить вклад в поддержание стабильности на Западном берегу р. Иордан. За такую политику в 2012 г. Всемирный банк признал ПНА компетентной создавать и руководить независимым государством.

Однако с 2009 г., когда к власти в Израиле пришли правые силы, М.Аббас столкнулся с попытками израильского руководства вычеркнуть палестинский вопрос из местной и международной повестки дня. Неспособность главы ПНА отреагировать на щедрые предложения Э.Ольмерта было расценено как отказ палестинцев от мирного урегулирования. Израильские правительства осудили М.Аббаса, демонстрировали незаинтересованность в политическом процессе, выдвинув условия для возобновления переговоров, которые палестинцы отвергли.

Усилия госсекретаря США Джона Керри провести еще один раунд переговоров в 2013-2014 гг. были обречены на провал ввиду кризиса доверия между сторонами, отказа палестинцев от сделанных Керри предложений, и напряженность между Белым домом (во время президентства Барака Обамы) и премьер-министром Биньямином Нетаньяху.

«Сделка века» администрации Дональда Трампа, по сути, отвечала требованиям израильских правых и была направлена ​​на то, чтобы навязать палестинцам рамки урегулирования, которые они наверняка бы не приняли. Белый дом разозлился на палестинцев за их отказ, в результате чего не только урезал большую часть американской помощи, но и настаивал на том, чтобы арабские государства сделали то же самое.

По мнению эксперта INSS, М.Аббас не смог оправиться от шока от политики Соединенных Штатов, которых палестинцы всегда считали честным посредником, несмотря на склонность поддерживать Израиль. Оказавшись по большому счету в изоляции, палестинское руководство было вынуждено предпринять шаги в сторону ХАМАСа и других оппозиционных фракций. Но как только он понял, что может проиграть выборы в Палестинский законодательный совет, которые сам же и инициировал, было принято решение об их отмене. В качестве причины он назвал то, что Израиль не позволяет провести выборы в Иерусалиме (что соответствовало действительности – авт.).

Эксперт INSS считает, что отмена выборов, которые должны были ознаменовать кульминацию процесса сближения между правящими палестинскими движениями, усугубила разлад между ними, углубила раскол в рядах ФАТХа и нанесла смертельный удар по личному положению М.Аббаса. «ХАМАС, убежденный в том, что отменой выборов у него украли победу, совершил провокации вокруг мечети Аль-Акса и района Шейх-Джаррах в Восточном Иерусалиме, чтобы спровоцировать конфликт с Израилем. Операция «Страж стен» в мае 2021 г. принесла ХАМАСу широкую поддержку и ухудшила позиции М.Аббаса и ФАТХа, ООП фактически утратила свой статус единственного представителя палестинского народа. Палестинская общественность все более рассматривает ХАМАС как альтернативу ФАТХу и ПНА. Неоднократный призыв Газы с 2017 г. к национальному примирению вызывает в обществе доверие и изображает М.Аббаса как единственное препятствие на пути к достижению этой цели.

В таких обстоятельствах, пишет Й.Цореф, все больше сомнений вызывает способность ФАТХа удержать лидерство в ООП. Организации придется учитывать требования ХАМАСа и других оппозиционных групп стать частью официального руководства палестинского народа (войти в ООП – авт.) и идти на компромисс с ними. Однако М.Аббас преграждает им путь в этом направлении, настаивая на прекращении вооруженной борьбы с правом на применение силы только центральной властью. Однако эксперт INSS сомневается, что среди его возможных преемников в ФАТХе есть хотя бы один политик, который смог бы предъявить такое требование. В глазах ХАМАСа и других оппозиционных групп М.Аббас пользуется статусом законного президента, который был избран благодаря поддержке заявленной им политики, которую он с тех пор проводил. Следовательно, он может время от времени заявлять, что взаимодействие с Израилем по вопросам безопасности священно, и что международные решения являются основой всех политических переговоров. Но после отмены выборов все с нетерпением ждут его ухода, после чего встанет вопрос о реорганизации палестинского руководства, которое займется уменьшением асимметрии между палестинцами и Израилем.

Следовательно, нет никакой уверенности в том, что Израилю удастся продолжить взаимодействие в рамках урегулирования, или что останутся уместными призывы (в основном соратников М.Аббаса и региональных акторов, таких как Иордания) вернуться к переговорам. Стремление уменьшить асимметрию между палестинцами и Израилем потребует более решительных действий против еврейского государства с целью изменения стартовой переговорной позиции, особенно на фоне все большего признания несостоятельности «примирительного подхода М.Аббаса». Это может привести к столкновениям между израильскими военными и палестинцами на Западном берегу р. Иордан по образцу сектора Газа, а именно, столкновениям без применения огнестрельного оружия с целью оказать сильное международное давление на Израиль.

Й.Цореф отмечает, что политика администрации Трампа показала, что слишком сильное давление на палестинцев в конечном итоге сближает враждующие палестинские лагеря. «Очевидно также, что произраильская позиция США ослабляют палестинскую сторону, ее способность выполнять свою роль в координации действий в сфере безопасности и ее жизнеспособность как возможного партнера в политических переговорах».

В противостоянии ХАМАСу ФАТХ опирается на коалицию всех элементов, которые продвигали и поддерживали процесс Осло. В их число входят Соединенные Штаты и многие другие члены международного сообщества, которые признали ПНА и ООП на важных международных форумах и оказали палестинцам большую помощь, а также умеренные арабские государства, которые поддержали политический процесс во главе с США. ООП, в отличие от ХАМАСа, является частью этого лагеря. Помощь, оказываемая властям Палестины, играет важную роль в обеспечении ее устойчивости и безопасности на Западном берегу р. Иордан. Израиль тоже играет в этом роль. Само существование диалога, если он является конструктивным и искренним, придает палестинским властям и их лидеру легитимность, доказывает правильность их пути перед лицом политических соперников и вселяет надежду в палестинское общество.

По мнению эксперта INSS, для того, чтобы не свернуть с пути переговоров необходимо задействовать все вовлеченные стороны, способные дать толчок процессу, который обозначит четкий политический горизонт; заверить в том, что палестинский вопрос не вычеркнут из повестки дня, и оказывать доверие любому палестинскому национальному руководству, приверженному соглашениям, подписанным Израилем и ООП. Для этого Израилю целесообразнее не возражать восстановлению связей между ООП и США, включая возобновление помощи палестинским властям, открытие посольства ООП в Вашингтоне и закрытого Трампом американского консульства в Восточном Иерусалиме, в месте, согласованном с Израилем, при условии, что будущее Восточного Иерусалима будет определяться в ходе переговоров. Израиль, со своей стороны, должен объяснить, что он не заинтересован в крахе ПНА, что он ценит сотрудничество с палестинским руководством в области безопасности и заинтересован в диалоге, который расширит это сотрудничество на другие сферы жизни[ii].

Таким образом, Й.Цореф не принадлежит к тем, кто поддерживает идею решения палестино-израильского конфликта по формуле «одно государство для двух народов» и считает, что на данном сложном для М.Аббаса этапе Израиль должен всячески поддержать ПНА при участии всех задействованных и заинтересованных в мирном урегулировании сторон.

[i] Yohanan Tzoreff. https://www.inss.org.il/person/yohanan-tzoreff/

[ii] Israel and the Palestinians: Approaching an Age that Defies Negotiations? // INSS. 16.12.2021. https://www.inss.org.il/publication/palestine-authority-new-age/

52.29MB | MySQL:103 | 0,487sec