Ордер на арест аль-Башира: последний шанс Судана

Как и было ранее анонсировано Международный уголовный суд (МУС) 4 марта 2009 года удовлетворил требование прокурора МУСа Луиса Морено Окампо и выдал ордер на арест президента Судана Омара аль-Башира. Его обвиняют в том, что рамках компании по подавлению восстания в Дарфуре в период с марта 2003 по 14 июля 2008 года он использовал госаппарат Судана, в том числе суданскую армию и её союзников в лице «Джанджавида», суданской полиции, Национальный Службы разведки и безопасности (НСРБ), а также Комиссию по гуманитарной помощи, чтобы совершить действия, представляющие собой военные преступления в соответствии с частью 2 и пунктами E, I, V статьи 8 Римского статута Международного уголовного суда.

Также аль-Башир обвиняется в использование госаппарата Судана с целью совершения убийств, истребления, насильственного переселения, пыток и изнасилований в отношении племен фур, масалит и загава, что соответствует части 1 и пунктам a, b, d, f и g статьи 7 Римского статута и трактуется как преступления против человечности. В то же время обвинение аль-Башира в геноциде судьи сочли слабо аргументированным, и поэтому оно было отклонено.

Как и следовало ожидать, Судан решительно отверг ордер МУС, призвав все региональные и международные организации выйти из числа участников МУС. В первую очередь, этот призыв обращен к таким организациям, как АС, ЛАГ, ОИК, Движению неприсоединения и Группе 77.

Но в куда более сложном положении оказался сам МУС: выдав ордер на арест аль-Башира, Суд уничтожил для себя все пути к «отступлению» теперь он должен или добиться явки суданского лидера в зал судебных слушаний, либо расписаться в своем полном бессилии.

Единственный игрок, оказавшийся в выигрыше – это США, ведь фактически от них теперь зависит, как сложится судьба этого ордера: будет ли дан ему ход или его похоронят в пучине бюрократических проволочек. А это, в свою очередь, будет зависеть от целого множества факторов: внешне и внутриполитического положения в США, готовности суданского руководства пойти на нужные американскому бизнесу уступки, положения дел в Северо-Восточной Африке, расклада сил на мировой политической арене и др.

В настоящий момент США возглавляют ту часть спектра мировых сил, которые выступают за судебное преследование аль-Башира: Франция, Великобритания, Германия, ЕС и генсек ООН. Девизом этого лагеря стали слова пресс-секретаря МИД Франции: «Борьба с безнаказанностью является неотделимой от поиска мира в Дарфуре».

Это лагерю противостоит лагерь сил, осуждающих решение МУС как «опасный прецедент в системе международных отношений, способный негативно повлиять как на ситуацию внутри Судана, так и на общую ситуацию в регионе». В этот лагерь входят арабские и африканские страны, а также Россия и Китай.

Как нам представляется судьба ордера, во многом определяемая позицией США и их верных союзников, также в немалой степени зависит и от ситуации в Дарфуре: пока сохраняются неплохие шансы на мирное урегулирование дарфурского кризиса, ордер, несмотря на активную поддержку, как западными СМИ, так и политиками, фактически будет «заморожен».

Однако у этой «заморозки» есть две стороны: первая, подобный подход ведущих западных стран будет очень жестко стимулировать хартумское руководство к поиску взаимовыгодной для него и дарфурских повстанцев формулы мира, а вторая же состоит в том, что аль-Башир и его окружение, видя, что их положение зависит от процесса дарфурского урегулирования, будут всячески его затягивать, доказывая мировому сообществу необходимость своей деятельности для установления прочного мира в регионе.

Кроме этого, нельзя исключать и следующий вариант развития ситуации, когда наряду с ордером на арест аль-Башира, будут выданы ордера на арест повстанческих лидеров, ответственных, по мнению команды Окампо, за нападение 29 сентября 2007 г. на миротворцев АС в Хасканите (погибло 12 военнослужащих Миссии АС в Судане, тяжелые ранения получили ещё 8 человек). Ранее эта атака на МАСС приписывалась СОА (Суданской освободительной армии), однако, кто на самом деле повинен в этом преступлении пока не ясно: судьи МУС запретили Окампо обнародовать информацию о лицах, возможно причастных к этому нападению.

В таком случае при формальном торжестве основных принципов правосудия (не один аль-Башир будет отвечать, за преступления, совершенные в Дарфуре) мы получаем абсолютный тупик: лидеры повстанцев и аль-Башир, с которым они ведут переговоры о мире, оказываются под следствием и теперь для них важен не столько мир на западе Судана, сколько их собственная участь.

При этом даже осуждение аль-Башира и повстанческих лидеров не только не улучшит ситуацию в регионе, сколько ухудшит: так как им на смену придут ещё более жестокие циничные и прагматичные лидеры, которые сделают всё от них зависящее, чтобы не осталось и следа от их преступлений. А классический способ добиться этого состоит в эскалации насилия до предельного уровня, когда уничтожается всё, сколько-нибудь напоминающее о прошлых преступлениях (люди, имущество и т.д.).

Более того, в глазах большинства политиков из арабских и африканских стран решения МУС никогда не будут легитимными из-за их однобокости: МУС не собирается привлекать к ответственности граждан США за их преступления, совершенные в Ираке. А без этого убедить арабо-африканский мир в беспристрастности МУС никак не получится.

Кроме этого, сама борьба за отсрочку вступления судебного ордера аль-Башира в силу, путем принятия СБ ООН соответствующей резолюции, будет отвлекать внимание мирового сообщества от реального положения дел в Дарфуре и фактически может превратиться в сведение счетов между ведущими мировыми игроками: США, ООН, Россия, Китай и ЕС.

Также надо учитывать, что затягивание вопроса с решением об отсрочке ордера может негативно отразиться на ситуации в Судане, где пока все идет по плану команды аль-Башира, но если ей в течение полугода не удастся добиться сколько-нибудь значимых результатов в борьбе с ордером, её позиции внутри страны могут сильно пошатнуться.

Конечно, наивно полагать, что США и их союзники вторгнутся в Судан с целью ареста аль-Башира и его сподвижников, но у американцев есть и другие не менее действенные рычаги воздействия на суданскую политическую элиту, недовольную тем, что её интересы и позиции стали разменной монетой в игре супердержав. В частности, США могут инспирировать очередную «бархатную» революцию в Судане, единственное, что их пока удерживает от такого варианта, так это его слабо контролируемый характер.

Итак, Судан вновь стоит перед выбором: стать разменной картой в игре ведущих мировых игроков, что может привести к фатальным последствиям для его существования или взять, наконец-таки, ситуацию в свои руки и разрешить дарфурский кризис, довести до конца процесс реализации Всеобъемлющего мирного соглашения. Иными словами, Судан, чтобы избежать своей возможной гибели в результате превращения в ринг для боев супердержав, должен сделать тяжелый и мучительный шаг к обретению подлинной самостоятельности в своих внутренних и внешних делах.

А для этого суданское руководство не должно консервировать прежнее порочные порядки, путем превращения Судана в осажденную «мировым неоколониализмом» крепость, а наоборот пойти по пути реформ: дать людям, пусть и не стразу, возможность жить и работать в нормальных человеческих условиях, что устранит причины для возможных конфликтов, так как люди получат все, что им необходимо мирным путем, без применения насилия.

62.9MB | MySQL:102 | 0,452sec