Военно-политическая обстановка в Ираке (февраль 2009 года)

В феврале 2009 года военно-политическая обстановка в Ираке продолжала оставаться сложной. В стране был отмечен небольшой рост напряженности в сфере безопасности. Серьезные разногласия между основными иракскими политическими силами по-прежнему негативно воздействуют на внутриполитическую ситуацию в стране. Важнейшим событием стало объявление 27 февраля президентом США Б. Обамой плана вывода большей части американских войск из Ирака к сентябрю 2010 года. Сообщая о своем плане, глава вашингтонской администрации отметил, что ситуация в Ираке остается «небезопасной и нестабильной», и страну «ожидают трудные времена». Однако США должны сосредоточиться «на других приоритетах», таких как Афганистан и Пакистан.

Положение дел в сфере безопасности в Ираке в феврале 2009 года осложнилось, хотя говорить об этом как об устойчивой тенденции пока нет достаточных оснований. Число жертв вооруженного насилия в стране в феврале возросло, по сравнению с предыдущим месяцем. Так, по официальной информации иракского правительства, потери среди гражданского населения составили убитыми 211 человек (в январе – 138) и ранеными 456 человек (в январе – 300).

В феврале в Ираке произошла крупная вспышка насилия, что связано с традиционными шиитскими религиозными праздниками. Ее жертвами стали преимущественно арабы-шииты. Правительство было вынуждено принять дополнительные меры по обеспечению безопасности шиитских паломников.

Очагами напряженности, как и прежде, оставались северные и северо-восточные провинции Ирака: Найнава с центром в г. Мосул, Дияла (г. Баакуба) и Эт-Таамим (г. Киркук), а также столица страны Багдад и прилегающие к городу районы. По оценке американских военных, северные провинции страны остаются наиболее крупной «зоной риска».

В минувшем месяце на северо-востоке, севере, в центре и на западе Ирака вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия имели место в городах (и прилегающих к ним районах): Багдад, Киркук, Баакуба, Мосул, Эт-Тармия, Тикрит, Балад-Руз, Байджи, Хувейджа, Эль-Мусайиб, Эль-Баадж, Эль-Искандерийя, Ханакин, Халидия, Эль-Микдадия, Самарра, Балад, Талль-Афар, Бухриз и в ряде других мест.

Нестабильная и напряженная обстановка сохраняется в крупнейшем городе иракского севера – Мосуле и прилегающих к нему районах, где постоянно происходят вооруженные нападения или теракты. Мосул и провинция Найнава остаются одним из основных районов активных действии иракского филиала «Аль-Каиды». Дополнительным элементом напряженность является спор между арабами и курдами за контроль над некоторыми районами на севере провинции. 22 февраля иракские войска при поддержке американской армии начали в провинции Найнава очередную масштабную операцию под названием «Новая надежда» против боевиков местной «Аль-Каиды» и других экстремистских группировок. Ранее американские и иракские войска уже провели в регионе несколько подобных операции, которые, однако, не привели к разгрому боевиков.

Напряженной остается ситуация в провинции Дияла к северо-востоку от Багдада. Американские военные считают этот регион «наиболее опасным местом» в стране. Именно здесь боевики из «Аль-Каиды в Ираке» и других экстремистских группировок совершают наибольшее число вооруженных нападений и терактов. В провинции постоянно происходят столкновения правительственных сил и поддерживающих их американских войск с боевиками. При этом местная «Аль-Каида» умело использует в своих интересах противоречия и вражду между проживающими в Дияле арабами-суннитами, шиитами и курдами, стремится всячески усилить противоречия на конфессиональной и национальной почве.

Взрывоопасной сохраняется обстановка в Киркуке, что обусловлено непрекращающимся противоборством между курдами, с одной стороны, и арабами и туркоманами с другой, по вопросу о дальнейшей судьбе города и прилегающих к нему территорий. Курдские руководители считают, что только присутствие в Киркуке бригады американских войск удерживает ба-гдадские власти от попытки силового решения вопроса о принадлежности спорных районов.

Положение дел в Багдаде нельзя назвать полностью стабильным. В феврале в столице и ее пригородах был совершен ряд терактов, обстрелов, вооруженных нападений и других видов насилия.

В большей части территории иракского юга ситуация в минувшем месяце сохранялась в основном стабильной. Исключение составил район священного для шиитов города Кербела, где произошла серия терактов против шиитских паломников, приведших к значительным человеческим жертвам: погибли 60 и получили ранения около 170 человек. Вооруженные нападения, теракты, другие насильственные действия также имели место городах (и прилегающих к ним районах) Эд-Дивания, Джурф-эс-Сахр и в некоторых других местах.

Обстановка в Иракском Курдистане в феврале в целом продолжала оставаться стабильной. Исключение, как и прежде, составили районы, где базируются силы сепаратистской Курдской рабочей партии (КРП), ведущей вооруженную борьбу с турецким правительством. В феврале самолеты турецких ВВС нанесли несколько ударов по объектам боевиков КРП в Север-ном Ираке.

Не прекращается противостояние между арабами-суннитами и шиитами. Уже упоминавшиеся теракты в Кербеле, совершенные суннитскими боевиками, преследовали цель обострить противостояние между приверженцами двух ветвей ислама.

Острые противоречия между арабами и курдами являются одним из наиболее опасных источников напряженности в Ираке. Более того, не исключена возможность их перерастания в прямое вооруженное противостояние. Так, среди курдских политиков имеется мнение, что постоянные отсрочки в решении спорных вопросов могут «заставить курдов однажды прибегнуть к силе».

В последнее время видные курдские политики усилили нападки на премьер-министра страны Н. аль-Малики, обвиняя его в стремлении возродить в Ираке сильное централизованное государство, наподобие того, что существовало при режиме С. Хусейна. Так, глава правительства курдской автономии Н. Барзани считает, что если существующие территориальные про-блемы не будут урегулированы до американской эвакуации, то в Ираке начнется война между арабами и курдами», причем аль-Малики, по его мнению, настроен «на развязывание конфликта» на севере страны. Беспокоят курдов и заявления аль-Малики о том, что курдская автономия «получила в соответствии с конституцией 2005 года больше того, в чем она нуждается». Вице-спикер курдского регионального парламента даже назвал Н. аль-Малики «вторым Саддамом Хусейном», который «несет угрозу демократическому строю». В решении проблем в отношениях с арабами курды рассчитывают на американское давление на власти в Багдаде. Вместе с тем, представители командования ВС США заявляют, что у американских войск «иная функция» и они не намерены вмешиваться в иракские внутренние дела.

Группировка «Аль-Каида в Ираке», несмотря на понесенные серьезные потери, все еще сохраняет потенциал для активной деятельности. В стране продолжают действовать подготовленные экстремистами террористы-смертники, совершенствуются и применяемые террористами взрывные устройства.

Как и прежде, наиболее часто иностранные террористы и местные боевики совершают вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия в отношении иракских политических деятелей различной ориентации, чиновников разных рангов, военнослужащих правительственной армии, сотрудников правоохранительных органов, бойцов суннитских отрядов «сахва», шейхов племен. Нападениям подвергаются представители иракской интеллигенции, иностранцы, работающие в стране, предприниматели, женщины и дети, врачи.

Повседневной практикой остается похищение людей с целью получения выкупа или по политическим мотивам, причем многих из похищенных лиц затем убивают. В целом похищение людей и рэкет продолжают считаться в Ираке прибыльным «бизнесом», борьба с которым все еще не привела к заметным успехам.

Продолжаются, хотя и с меньшей интенсивностью, нападения на административные здания, полицейские участки и объекты иракской армии, офисы местных политических партий и организаций, представительства иракских и иностранных фирм, школы, различные экономические объекты, медицинские учреждения.

По состоянию на 1 марта 2009 года в силовых структурах Ирака числилось около 619,4 тыс. человек, в т. ч. в вооруженных силах – 227,8 тыс. человек, и в различных подразделениях МВД – 391,6 тыс. человек. Кроме того, в стране имеются т. н. «части охраны инфраструктуры», насчитывающие свыше 110 тыс. человек и подчиняющиеся различным министерствам и ведомствам.

По официальной правительственной информации, в феврале 2009 года иракские силовики потеряли убитыми 47 человек (в январе – 51), в т. ч. военнослужащих – 17 (в январе — 27) и полицейских – 31 (в январе — 24). Ранения получили 92 человека (в январе — 109), в т. ч. военнослужащих – 31 (в январе — 71) и полицейских – 61 (в январе — 38).

Вооруженные силы Ирака состоят из сухопутных войск (196,7 тыс. человек), сил специальных операций (4,2 тыс. человек), сил поддержки (22,7 тыс. человек), ВВС (2,0 тыс. человек) и ВМС (1,9 тыс. человек).

На вооружении ВВС имеется 85 самолетов и вертолетов (все не боевые). Министр обороны Ирака А. Кадыр заявил, что вооруженные силы страны должны иметь «воздушный компонент, способный поддерживать их солдат». Министр подчеркнул, что вопросам увеличения боевой мощи и технической оснащенности военной авиации будет уделяться повышенное внимание. В ближайшие годы на вооружение должны поступить американские тактические истребители F-16, разведывательные и учебно-тренировочные самолеты. А пока ВВС Ирака способны в ограниченных объемах вести воздушную разведки и осуществлять транспортные перевозки.

Корабельный состав флота представлен 35 патрульными катерами. Кроме того, в составе ВМС имеется полк береговой охраны.

Обучением иракских военнослужащих занимаются 4 тыс. американских советников и инструкторов, а также до 300 военнослужащих из стран НАТО. При обучении иракских военных американские советники большое внимание уделяют вопросам планирования боевых операций. Расходы США на военную помощь Ираку составили около 5 млрд долларов. Эти средства пошли на поставки вооружения, военной техники, снаряжения и подготовку иракских военнослужащих.

Неразвитой остается система тылового и материально-технического обеспечения вооруженных сил. По мнению иностранных специалистов, работающих в ВС Ирака, потребуются «годы и годы» для того, чтобы она могла удовлетворять потребностям армии.

Во время визита в Багдад президент Франции Н. Саркози выразил готовность оказать содействие в обучении иракских военнослужащих и полицейских. Париж также намерен направить в Багдад военного атташе. Было объявлено, что Франция и Ирак планируют подписать контракт на поставку иракским ВВС 24 легких многоцелевых вертолетов ЕС-635 на сумму 360 млн евро. Это будет первый контракт на поставку Ираку французского военной техники после 1990 года.

В составе МВД имеется полиция (310 тыс. человек), Национальная полиция (40,7 тыс. человек, аналог жандармерии или внутренних войск) и пограничная охрана (40,9 тыс. человек). Обучением сотрудников иракской полиции и других формирований МВД занимаются до 3 тыс. американских военнослужащих в составе 247 специальных команд по 6-12 человек. Кроме того, в подготовке личного состава МВД участвуют специалисты из стран НАТО и некоторых арабских государств.

В феврале вновь была открыта тюрьма Абу-Грейб, ныне Центральная тюрьма Багдада. В настоящее время она находится в подчинении не американцев, а властей Ирака.

Премьер-министр Н. аль-Малики заявил, что национальные силы безопасности готовы к поддержанию порядка в Ираке после ухода войск США. В то же время иностранные военные специалисты, признавая определенные успехи в деле укрепления национальной армии и полиции, сомневаются в их способности самостоятельно решать задачи по обеспечению безопасности в стране. По их мнению, для обеспечения вооруженных сил Ирака современным оружием, освоения этого оружия личным составом, создания более-менее боеспособных ВВС и ВМС потребуется, как минимум, от трех до пяти лет.

В феврале 2009 года в численности и боевом составе группировки вооруженных сил США в Ираке существенных изменений не произошло. По состоянию на 1 марта 2009 года она насчитывала около 142 тыс. человек в составе 14 боевых бригад. Американские войска в стране размещены на 400 военных базах и местах дислокации, а их основные силы продолжают на-ходиться в центральных и северных районах Ирака.

Потери личного состава американских войск в Ираке в феврале 2009 года составили убитыми 16 человек (в январе — 16) и ранеными около 70 человек (в январе — 83). Таким образом, общие потери ВС США с 20 марта 2003 года по 1 марта 2009 года достигли, по уточненным данным, убитыми 4502 человека и ранеными около 31100 человек. Кроме того, один американский военнослужащий считается пропавшим без вести.

В январе в Ираке погиб один британский военнослужащий.

По подсчетам американского Центра стратегических и бюджетных оценок, к настоящему времени расходы США на военную кампанию в Ираке достигли 687 млрд долларов.

План президента США Б. Обамы, о котором он сообщил 27 февраля, предусматривает вывод из Ирака боевых частей вооруженных сил США к 31 августа 2010 года, после чего в этой стране должны остаться от 35 до 50 тыс. американских военнослужащих, которые продолжат обучение иракских сил безопасности и будут оказывать им поддержку при проведении боевых операций. Помимо этого американские военные будут заниматься сбором разведывательной информации о силах террористов, и участвовать в борьбе с ними. Полный вывод ВС США намечено завершить до конца 2011 года, как это и предусмотрено американо-иракским соглашением, подписанным в ноябре 2008 года. В то же время глава Пентагона Р. Гейтс хотел бы сохранить в Ираке после 2011 года небольшой контингент американских военнослужащих для обучения иракских военных и, возможно, проведения разведывательных операций. Подчеркнем, что по плану Б. Обамы вывод боевых частей из Ирака должен произойти в течение 19 месяцев, в то время как в своих предвыборных заявлениях он обещал сделать это за 16 месяцев. По мнению американских официальных лиц, в т. ч. руководителей Пентагона, одобренный Б. Обамой график вывода войск из Ирака позволит США поддерживать в этой стране свое «ощутимое присутствие», в т. ч. помочь местным властям в решении задач по обеспечению безопасности в ходе подготовки и проведения парламентских выборов, намеченных на декабрь 2009 года.

Решение Вашингтона вывести основную часть войск из Ирака в 2010 году было положительно встречено многими иракскими политиками, в т. ч. главой правительства Н. аль-Малики. Положительно оценил решение Б. Обамы вице-президент страны Т. аль-Хашеми (представитель арабской суннитской общины). В то же время сторонники радикального шиитского лидера М. ас-Садра выразили свое недовольство тем, что после 2010 года в Ираке останутся до 50 тыс. американских военных. Они потребовали скорейшего полного ухода войск США из страны. Многие иракские политики надеются, что темпы вывода американских войск будут соизмеряться с положением дел в Ираке. Высказываются опасения, что «нелегитимные амбиции некоторых партий» могут привести к разжиганию конфликтов в случае быстрого ухода американцев. Также высказываются опасения, что вакуум, который образуется после ухода американских войск в Ираке, может заполнить Иран.

Во второй половине февраля американские военные приступили к вывозу части оборудования и имущества из Ирака через Иорданию и Кувейт. Тем самым они проверяют возможные маршруты вывода войск. Отметим, что это лишь первые шаги Пентагона в решении очень сложной и масштабной задачи по транспортировке личного состава, боевой техники и огромных материальных и технических средств, ввезенных в Ираке с 2003 года.

Интенсивность действий боевой авиации коалиционных сил в Ираке в феврале существенно не изменилась. Авиация (преимущественно самолеты F-16, F/A-18, GR-4 «Торнадо», беспилотные летательные аппараты MQ-1 «Предатор») оказывала поддержку боевым действиям наземных сил ВС США и иракской армии в различных районах страны, наносила удары по базам и лагерям боевиков и террористов, их транспортным средствам, складам оружия и боеприпасов, мастерским по изготовлению взрывных устройств, прикрывала с воздуха передвижение транспортных конвоев на автодорогах, вела воздушную разведку объектов противника. Отмечается ведение активной воздушной разведки в районе иракско-сирийской границы. Наиболее интенсивно авиация союзников действовала в районе городов Баакуба, Балад-Руз, Багдад и Талль-Афар. Ежедневно в минувшем месяце самолеты союзников совершали от 37 до 89 боевых вылетов. Для нанесения ударов по противнику использовались, в частности, управляемые авиационные бомбы GBU-31/-38/-51, другие боеприпасы. Боевые самолеты неоднократно совершали полеты над неспокойными районами Ирака с целью демонстрации силы и запугивания противника. Авиация регулярно привлекалась к решению поисково-спасательных задач. Транспортные перевозки в интересах коалиционных сил осуществляли ВВС США и Великобритании преимущественно на самолетах типа С-130 и С-17. Дозаправку боевых самолетов горючим в воздухе производили американские самолеты-заправщики КС-10 и КС-135.

Общая численность войск других стран коалиции в Ираке (4) составляла на 1 марта 2009 года около 4,5 тыс. человек. Кроме того, в Ираке находятся 150 военнослужащих из Фиджи, которые охраняют сотрудников миссии ООН в Багдаде и не входят в состав многонациональных сил.

Сальвадор в феврале вывел из Ирака свое военное подразделение (200 человек).

По словам британского дипломата Дж. Соверса, иранские представители в «приватной обстановке» признали, что Тегеран помогает иракским вооруженным группировкам, совершающим нападения на английские и американские войска, но при этом предложили сделку: если Запад прекратит давление на Тегеран по его ядерной программе, то иранцы не станут помогать иракским боевикам. Правительство Великобритании отвергло это предложение.

Таким образом, ситуация в сфере безопасности в Ираке в феврале 2009 года осложнилась. Однако, как видится, это явление не представляет пока устойчивой тенденции.

Внутриполитическая обстановка в Ираке в феврале 2009 года оставалась сложной.

18 февраля были опубликованы официальные окончательные итоги состоявшихся 31 января выборов депутатов советов в 14 из 18 провинций страны. Провинциальные выборы показали современную расстановку политических сил в Ираке, а их главным итогом стали значительные, порой кардинальные изменения в составе депутатского корпуса местных законодательных органов. Кроме того, результаты голосования в очередной раз отчетливо продемонстрировали наличие глубокого раскола среди иракских политиков и иракского общества в целом по конфессиональному и национальному признакам: в шиитских регионах избиратели отдали голоса шиитским кандидатам, в суннитских – суннитам, а в курдских – курдам. Серьезное поражение на юге Ирака потерпели шиитские партии, выступавшие за большую автономию от центральной власти. Прежде всего, речь идет о партии «Аль-Фадыля», добивавшейся автономии для Басры, но завоевавшей лишь одно место в местном совете. Не добились успеха и большинство других региональных политических партий и группировок.

Наибольшего успеха достигла «Коалиция государство и закон», объединившая в своих рядах сторонников премьер-министра Н. аль-Малики (главным образом шиитов, «умеренных» исламистов) и выступавшая под лозунгом усиления центральной власти в стране и единения всех иракцев. Она завоевала 126 из 440 мест в советах 12 провинций (кроме северной провин-ции Найнава и западной Анбар). В то же время приверженцы главы правительства смогли получить абсолютное большинство (20 из 35 мест) лишь в одной провинции – Басра и близки к этому в Багдаде (28 из 57). Кроме того, коалиция набрала наибольшее число голосов в советах еще пяти провинций и в двух провинциях разделила первое место с другими партиями. Не подлежит сомнению и то, что успех «Коалиции государство и закон» достигнут и благодаря активному использованию административного ресурса. Так, в большинстве иракских провинций по инициативе Н. аль-Малики были созданы т. н. «Советы поддержки центральной власти», в состав которых вошли вожди и представители племен, заявившие о своей поддержке ба-гдадского правительства, в т. ч. по вопросам обеспечения безопасности и борьбы с терроризмом. Политические оппоненты главы правительства назвали создание «Советов» «нелегальной» попыткой аль-Малики укрепить свои позиции и власть, добиться успеха на провинциальных выборах. Сам же премьер-министр считает, что «Советы поддержки» помогают укреплять власть правительства и действуют в интересах упрочения единства Ирака.

На втором месте находятся сторонники исламистского шиитского Высшего исламского совета Ирака (ВИСИ), выступавшие за широкую автономию для иракского юга. В итоге ВИСИ получил 55 депутатских кресел в советах 11 провинций. Причем ни в одной из них исламисты не имеют абсолютного большинства. Наибольшего успеха ВИСИ добился в южных провинциях Майсан (8 из 27) и Наджаф (7 из 28) В провинции Майсан ВИСИ разделил первое место с коалицией Н. аль-Малики. В целом результаты, достигнутые ВИСИ, который считается наиболее крупной политической организацией иракских шиитов, нельзя считать удовлетворительными.

Третью позицию (41 место в советах 10 провинций) занимают сторонники радикального шиитского лидера М. ас-Садра. Наибольшего успеха радикальные исламисты добились в южных провинциях Майсан (7 из 28) и Ди-Кар (7 из 31).

В северных и западных провинциях большинство мест в советах завоевали, как и ожидалось, суннитские партии и организации. Причем в провинции Анбар они получили все места в законодательном органе. Крупного успеха арабы-сунниты добились в провинции Найнава. Здесь региональная суннитская организация «Аль-Хадба» получила абсолютное большинство мест (19 из 37), оттеснив на второе место доминировавших в прежнем составе совета курдов. Их организация «Братство Найнавы» получила 12 мест. Кроме того, курды получили 6 из 29 мест в совете северо-западной провинции Дияла. В Багдаде депутаты от суннитских партий имеют 11 мест.

Уверенно выступил «Иракский национальный список», возглавляемый бывшим премьер-министром страны А. Алауи и выступавший под лозунгом организации всех иракцев, вне зависимости от их религиозной или национальной принадлежности. «Список» Алауи получил 29 депутатских кресел в восьми провинциях, в т. ч. пять в Багдаде и пять в суннитской провинции Салах-эд-Дин.

После публикации в начале февраля предварительных итогов выборов сторонники М. ас-Садра и некоторые суннитские организации в провинции Анбар заявили о намерении потребовать пересмотра результатов голосования, обвинив власти в фальсификации и подтасовках. Однако дальнейшего развития эти претензии не получили. Более того, приверженцы М. ас-Садра предложили коалиции Н. аль-Малики блокироваться в местных советах. Курды в провинции Найнава опасаются притеснений после того, как большинство мест в провинциальном совете получили арабы. Они призывают арабских политиков «уважать конституцию Ирака, чувства и пожелания курдов».

Основная сложность ситуации, сложившейся после выборов, заключается в том, что в подавляющем большинстве провинций (исключение составляют Басра и Найнава) ни одна из партий и организаций не смогла получить большинство депутатских кресел в местных законодательных органах, что потребует создания коалиций. Причем, учитывая очень сложные, порой откровенно враждебные отношения между различными политическими силами страны, как общеиракскими, так и региональными, процесс создания коалиций будет трудным и пройдет немало времени, прежде чем большинство провинциальных советов смогут начать нормальную деятельность, что негативно скажется на обстановке в провинциях и в Ираке в целом.

Эксперты расценивают январские выборы как своего рода референдум о доверии премьер-министру Н. аль-Малики, который, в свою очередь, назвал их генеральной репетицией выборов в парламент Ирака, намеченных на конец этого года. Глава правительства стремится закрепить успех на местных выборах, расширить политическую и социальную базу своей коалиции, особенно в Багдаде, намерен создать «широкую национальную коалицию» в советах провинций. Она, по словам аль-Малики, «будет принципиально отличаться» от распавшегося Объединенного иракского альянса, в состав которого входили только шиитские партии и организации. В настоящее время сторонники аль-Малики уже ведут консультации о возможном создании таких коалиций, как было сказано, «со всеми партиями без исключения».

Выборы в парламент курдской автономии назначены на 19 мая 2009 года. Курдские законодатели также снизили с 30 до 25 лет возрастной ценз для кандидатов, баллотирующихся в местный парламент, и повысили с 20 до 30 проц число женщин, которые могут выдвигать свои кандидатуры. Кроме того курдские парламентарии переименовали Национальную ассамблею в Законодательное собрание Иракского Курдистана. Именно так парламент автономии должен был называться согласно закону № 1, принятому еще в 1992 году.

В минувшем месяце выявились серьезные разногласия в рядах одной из ведущих курдских партий – Патриотическом союзе Курдистана (ПСК), который возглавляет нынешний президент Ирака Дж. Талабани. О своем выходе из руководящих органов партии одновременно заявили пять человек во главе с заместителем генерального секретаря ПСК Н. Расулом. Они обвинили партийную верхушку в «финансовой и административной коррупции» и потребовали реформирования партийного аппарата. Н. Расул также обвинил Дж. Талабани в том, что его семья «осуществляет контроль над решениями и деньгами партии».

Сложная ситуация сохраняется в экономике и социальной сфере Ирака. В трудном положении продолжает находиться нефтяная отрасль, дающая 95 проц прибылей госбюджета. Проблемы обеспечения безопасности, закоснелая бюрократия и отсутствие четких юридических рамок препятствуют притоку зарубежных инвестиций, в которых отрасль остро нуждается для проведения модернизации.

В Багдаде в минувшем месяце прошла специальная конференция по поиску путей выхода страны из нефтяной зависимости. Глава правительства Н. аль-Малики в своем выступлении на этом форуме заявил о необходимости развивать собственное производство, комплексно подходить к решению задач экономического развития страны, использовать доходы от углеводородов для стимулирования развития других отраслей. Правительство в рамках планов по диверсификации экономики предполагает первоочередное развитие промышленности, сельского хозяйства и религиозного туризма.

В феврале ушла в отставку государственный министр по делам женщин Н. ас-Самарраи. Она сделала это шаг в знак протеста против недостаточного финансирования ее ведомства. По мнению ас-Самарраи, средств, выделяемых правительством, абсолютно недостаточно для решения проблем почти трех миллионов иракских вдов и других женщин, пострадавших от войн и режима С. Хусейна. Под предлогом сокращения бюджетных расходов в связи с падением мировых цен на нефть бюджет министерства был урезан в пять раз.

Серьезной проблемой Ирака остается безработица, особенно среди молодежи. Так, среди людей в возрасте от 15 до 29 лет число лиц, не имеющих работы, составляет 28 проц, при общем уровне безработицы в стране в 18 проц. Только 17 проц иракских женщин имеют работу. Ожидается, что большинство из примерно 450 тыс. молодых иракцев, которые придут на рынок труда в этом году, не смогут найти работу.

Таким образом, развитие внутриполитической ситуации в Ираке в феврале 2009 года показывает, что противоречия между ведущими политическим силами страны вряд ли будут урегулированы в обозримой перспективе. Несомненно, что подобное положение будет негативно воздействовать на общем развитии ситуации в стране.

В феврале 2009 года Ирак продолжал вести активную внешнеполитическую деятельность, основными направлениями которой оставались отношения с США и соседними государствами.

10 февраля в Багдаде с визитом находился президент Франции Н. Саркози. Это был первый визит главы французского государства в Ирак после свержения режима С. Хусейна в 2003 году. Саркози заявил о желании Франции развивать отношения с Ираком в сферах экономики, энергетики и безопасности, оказывать содействие в подготовке иракских специалистов раз-личного профиля. Париж готов списать оставшиеся 20 проц долга Багдада посредством реализации межправительственных проектов. Саркози также сообщил о планах Парижа построить в Багдаде «новое большое посольство» Франции и открыть консульства в Басре и провинции Найнава. По оценке экспертов визит Н. Саркози в Багдад укрепил французские позиции в Ираке, который обречен на сотрудничество в той или иной форме с Францией с учетом достаточно сильных антиамериканских настроений среди иракцев. Ирак же пригласил Францию участвовать в строительстве атомной электростанции.

На совместной пресс-конференции с президентом Франции премьер-министр Ирака Н. аль-Малики заявил, что «времена давления на иракское правительство прошли». Таким образом аль-Малики ответил на слова вице-президента США Дж. Байдена о том, что Вашингтон должен быть «более настойчивым» в отношении иракцев, чтобы побудить их к проведению по-литических реформ.

Министр иностранных дел Германии Ф. Штайнмайер посетил 16 февраля с визитом Ирак. Это первая поездка в Багдад германского представителя такого ранга за последние 20 лет. Руководителя германской дипломатии сопровождала группа бизнесменов и представителей компаний, которые намерены участвовать в восстановлении Ирака.

Интенсивно развивались ирано-иракские отношения. Багдад в феврале посетил министр иностранных дел ИРИ М. Моттаки, обсудивший отношения между двумя странами в политической и экономической областях, а в конце месяца президент Ирака Дж. Талабани нанес визит в Тегеран, где провел переговоры с руководителем ИРИ А. Хаменеи и президентом М. Ахмадинежадом. Иран выразил обеспокоенность тем, что США «готовят почву для того, чтобы остаться в Ираке на постоянной основе. Это большая опасность и ее должны понимать иракские политики». В Тегеране считают, что «войска оккупантов должны как можно скорее покинуть Ирак».

В 2008 году товарооборот между Ираком и Ираном достиг 4 млрд долларов и стороны намерены увеличить его до 5 млрд долларов. Иран поставляет в соседнюю страну электроэнергию, нефтепродукты, потребительские товары, автомобили, станки, техническое оборудование, сельскохозяйственную продукцию. В то же время иракский экспорт в Иран составляет всего 100 млн долларов. Стороны предполагают улучшить транспортное сообщение. В частности, планируется построить железнодорожную ветку, которая соединит Иран с Басрой. Иранская компания выиграла тендер стоимостью в 1,5 млрд долларов на строительство пригорода Басры, Хейдар Али. Контракт предусматривает строительство 5000 квартир, больницы, школы, автостоянок, рынка и супермаркетов.

В феврале в Ирак впервые после 1990 года нанес визит министр иностранных дел Кувейта шейх М. ас-Сабах. В Багдаде он встретился с высшими иракскими руководителями, обсудив с ними вопросы укрепления отношений между двумя странами, усиления контроля на иракско-кувейтской границе и выплаты Ираком компенсаций Кувейту за ущерб, нанесенный в хо-де оккупации и войны в 1990-1991 годах. К настоящему времени Кувейт уже получил от Ирака компенсации в размере 13,3 млрд долларов, но кувейтское руководство требует еще несколько десятков миллиардов долларов. В частности, авиакомпания «Кувейт эйруэйз» не считает закрытым вопрос о споре с Ираком о выплате ей компенсации, заявив, что обещанных Багдадом 300 млн долларов недостаточно, потому что они не покрывают ущерб за похищенные самолеты и оборудование. «Кувейт эйруэйз», подчеркнул он, по-прежнему настаивает на выплате ей еще одного миллиарда долларов. Ирак же просит отменить оставшиеся компенсационные выплаты или их значительно сократить.

Активную внешнеполитическую деятельность ведет курдское руководство. В феврале президент курдской автономии М. Барзани посетил Катар, где был принят на высшем уровне. Стороны подписали меморандум о взаимопонимании, предусматривающий сотрудничество в развитии курдской инфраструктуры и сельского хозяйства, катарские инвестиции в аграрный сектор, туризм и воздушный транспорт. Не исключено, что Катар учредит свое консульство в Эрбиле, а курды свое представительство в Дохе. В минувшем месяце Иракский Курдистан посетил глава МИД ИРИ М. Моттаки. Стороны договорились о совместных мерах по обеспечению безопасности на северном участке ирано-иракской границы.

Таким образом, в феврале 2009 года военно-политическая обстановка в Ираке не претерпела принципиальных изменений и продолжала оставаться сложной, неустойчивой, а в некоторых районах страны – напряженной.

62.96MB | MySQL:102 | 0,536sec