Израильские эксперты о ситуации на южной границе страны

Утром 1 января, из сектора Газы были выпущены две ракеты, которые упали в море недалеко от Тель-Авива. Система ПРО «Железный купол» не сработал, сигнала воздушной тревоги не было. СМИ Газы опубликовали сообщение, будто бы запуск был произведен по ошибке.

Этот запуск хоть и не причинил ущерба, но подтвердил версию израильских спецслужб касательно ситуации на южной границе страны: относительное затишье на границе с Газой, по всей видимости, подходит к концу.

В Израиле заинтересованы в сохранении спокойствия и поэтому стараются не доводить до очередной эскалации. Именно по этой причине реакция ЦАХАЛа на запуск ракет была столь сдержанной и ограниченной: в ночь на 2 января, были нанесены авиаудары по объектам радикального исламистского движения ХАМАС в секторе Газа. Целями авиации ЦАХАЛ стали, в частности, цех по производству ракет и военные посты, которые используются для террористической деятельности.

По мнению военного обозревателя новостного портала Ynet Йоси Йегошуа в Генштабе ЦАХАЛа хотят думать, что и ХАМАС так или иначе заинтересован в поддержании договоренностей, достигнутых после операции «Страж стен» в мае 2021 года. «А два последних инцидента – запуск ракет и обстрел на границе – предлагают рассматривать как недовольство ХАМАСа недостаточно быстрыми темпами реализации договоренностей»,- пишет он.

Эксперт отмечает, что для того чтобы верно проанализировать ситуацию, необходимо рассмотреть каждый инцидент по отдельности. Что касается ракет, то ХАМАС настойчиво ведет работы по модернизации своего боевого потенциала и периодически устраивает испытания новых ракет, осуществляя запуски в направлении Средиземного моря. Однако никогда прежде ракеты во время испытаний не летели в сторону Тель-Авива. «Теперь же можно сказать, что направление запуска было выбрано намеренно. И оправдания, мол, это произошло случайно из-за плохой погоды, неубедительны».

«Предшествующий инцидент на границе, в районе кибуца Нахаль-Оз, в результате которого был ранен израильтянин, также имел очень сдержанную реакцию: танки ЦАХАЛа дали залп по 5 укрепленным пунктам ХАМАСа на севере анклава»,- продолжает свою мысль  Йегошуа.

Он отмечает, что касательно данного инцидента в ЦАХАЛе предположили, что речь идет «о провокации экстремистов-одиночек», а не о «целенаправленной попытке теракта со стороны одной из террористических организаций». Однако в армии не исключили, что эти действия были спровоцированы воинственной риторикой ХАМАСа.

«Руководство террористической организации заинтересовано в получении дополнительных поблажек для жителей Газы. Однако обсуждаемое в последнее время предложение об увеличении квот на работу в Израиле для жителей Газы не вызывает особого энтузиазма у главарей ХАМАСа. В организации знают, что часть работающих в Израиле палестинцев начинают рано или поздно сотрудничать с ШАБАКом. В Израиле же уверены, что увеличение квот способствует улучшению экономической ситуации в секторе», — пишет эксперт.

К этому следует добавить растущее недовольство ХАМАСа темпами восстановления сектора Газа параллельно с медленными темпами переговоров с Израилем о долгосрочной нормализации. «Некоторые лидеры организации настаивают на выставлении Израилю четкого ультиматума: ускорение темпов восстановления – либо возобновление провокаций на границе, вплоть до военных действий».

Военный обозреватель издания «Гаарец» Амос Харэль предполагает, что ракеты, выпущенные из сектора Газа по центру Израиля 1 января – это предупредительный сигнал палестинцев. «Он говорит о том, что соглашение о прекращении огня, достигнутое вследствие операции «Страж стен», держится «на честном слове»». Он так же считает, что оправдания ХАМАСа, заявившего, что пуск был произведен по ошибке, выглядят крайне неубедительно.

«Создается впечатление, что ХАМАС и «Исламский джихад», каждый по своей причине, стремятся оказать давление на Израиль, чтобы добиться новых послаблений. Ради этого они готовы пойти на риск новой военной конфронтации»,- пишет эксперт.

Харэль пишет о том, что ХАМАС производит множество испытаний своих ракет, добиваясь увеличения их радиуса действия и точности. Тем же самым занимается «Исламский джихад». Но учебные пуски производятся в западном направлении, в сторону от территории Израиля. «На этот раз по крайней мере одна ракета была выпущена на север, и она упала в непосредственной близости от израильского побережья. ХАМАС решил свалить все на плохую погоду. Три года назад, после ночного обстрела Беэр-Шевы, Израиль согласился принять сомнительную теорию, в соответствии с которой удар молнии повредил кабель, ведущий к пусковым установкам. На этот раз реакция Иерусалима была более скептической. Израиль возложил на ХАМАС ответственность за обстрел Гуш-Дана. Возможно, он связан с разочарованием ХАМАСа темпом реконструкции сектора Газа и его желанием вынудить Израиль и Египет действовать побыстрее»,- пишет автор.

Однако эксперт отмечает, что при планировании ответной реакции у правительства Беннета-Лапида есть проблема, свойственная только ему. «Это первая в истории Израиля коалиция, в состав которой входит арабская партия. Всем ясно, что масштабная операция в секторе Газа поставит лидера партии РААМ Мансура Аббаса перед тяжелейшим выбором, и это может окончательно выбить почву из-под ног нынешнего правительства. С другой стороны, отсутствие реакции будет на руку лидеру оппозиции Биньямину Нетаньяху, который получит дополнительный повод для обвинений правительства в бездействии по отношению к террору».

52.25MB | MySQL:103 | 0,488sec