Успехи Турецкой Республики в продажах беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) Bayraktar TB2 в очередной раз подтверждают ее становление в качестве «беспилотной державы». Еще в конце 2019 года, когда было известно только о первых случаях эффективного боевого применения БПЛА Bayraktar TB2 в Ливии, стало ясно, что турецким инженерам удалось создать и довести до серийного производства весьма эффективную систему вооружения. Результаты (по большей части успешные) применения Азербайджаном произведенных турецкой компанией Baykar Makina БПЛА во Второй Карабахской войне (октябрь-ноябрь 2020 года) по понятным причинам привлекло к себе большое внимание.
В 2021 году к числу экспуатантов турецких беспилотников можно отнести такие страны как Катар, Марокко, Польша и Украина. Учитывая опыт проведенных переговоров, в 2022 году стоит ожидать расширение спектра стран, эксплуатирующих турецкую беспилотную технику за счет африканских государств, например Анголы. Однако, к числу факторов, положительно влияющих на имидж турецкого оборонно-промышленного комплекса в лице компании Baykar Makina, стоит отнести и системные предпосылки, которые в совокупности привели к популярности за рубежом продукции данного производителя.
Фактор личности
Пожалуй, ключевую роль в развитии турецкой программы производства БПЛА сыграл Сельчук Байрактар (тур. Selçuk Bayraktar), родившийся в 1979 году в обеспеченной семье. Его отец, инженер по профессии, в 1984 году основал семейную компанию Baykar Makina, которая занималась производством автомобильных комплектующих. Семейный бизнес получил развитие благодаря усилиям государства по организации национальной автомобильной промышленности. К началу 2000-х годов Baykar Makina переключилась на разработки робототехники и автоматизированных систем управления.
Особо стоит отметить уровень образования, которое получил
С.Байрактар. Он окончил в 2002 году Стамбульский технический университет. Затем уехал учиться в США, где получил степень магистра Пенсильванского университета. Известно, что он также обучался в Массачусетском технологическом институте. Примечательно то, что вопреки общей практике, когда подающие надежды турецкие выпускники элитарных американских технических университетов устраиваются на работу в американские же авиакосмические корпорации, С.Байрактар в 2007 году вернулся в Турцию, где занялся разработками в сфере беспилотной авиации.
На рынке беспилотников компании Baykar Makina пришлось столкнуться с двойной конкуренцией. С одной стороны, турецкие военные долгое время придерживались подхода, основанного на закупках БПЛА в Израиле и США. С другой стороны, чиновники в турецком правительстве отдавали предпочтение продукции национальной авиапромышленной компании Turkish Aerospace Industries (TAI, Türk Havacılık ve Uzay Sanayii A.Ş.). В добавок ко всему, семейство Байрактар придерживалась консервативных мусульманских взглядов, что само по себе вызывало недоверие военных, которые были по большей части кемалисты.
В 2010 году турецко-израильские отношения резко ухудшились, а военно-техническое сотрудничество между странами заморожено. В это же время США отказались продать Турции ударные БПЛА, согласившись на поставку беспилотников, способных решать задачи разведки. Светские военные также постепенно теряли влияние в стране. В итоге, обстановка постепенно эволюционировала в благоприятном для компании Baykar Makina направлении.
Первые успехи компания достигла еще в 2006 году, когда военное ведомство закупило 19 мини-БПЛА разработки Baykar Makina. В дальнейшем семейное предприятие много работало с младшими офицерскими кадрами турецкой армии, более открытыми к сотрудничеству с малоизвестной компанией по сравнению с высокопоставленными военными, традиционно санкционировавшими закупки дорогостоящих аппаратов у национальной корпорации TAI.
Усилия семьи по лоббированию своих интересов увенчались успехом в 2015 году, когда С.Байрактар провел презентацию ударного БПЛА Bayractar TB2, который с высоты 4 км поразил цель управляемой ракетой национального производства. Другим достижением Сельчука стала его женитьба в 2016 году на младшей дочери президента Р.Т.Эрдогана Сумейе, после чего отношение государственных заказчиков к компании Baykar Makina и ее продукции стало более доброжелательным.
Системные предпосылки
На турецкий прорыв в сфере создания собственных БПЛА также повлияли некоторые системные предпосылки, которые создали благоприятные условия для успеха:
– многоуровневая система турецкого технического образования, не самая сильная в мире, но качественная и конкурентоспособная;
– сильные инженерно-конструкторская школа и авиапромышленная традиция. В некоторой степени школа и опыт организации авиационного производства появились в результате реализации на территории Турции программы лицензионного производства американских истребителей F-16;
– плотная среда частных машиностроительных и обрабатывающих предприятий среднего и малого бизнеса. Речь идет о развитой системе предприятий по производству компонентов для авиационной и судостроительной промышленности (производство катеров и судов небольшого водоизмещения);
– доступ к иностранным (американским и израильским) технологиям беспилотных систем. Несмотря на политические ограничения при закупке американских и израильских БПЛА, Турция смогла получить опыт эксплуатации дронов разработки и производства обоих мировых лидеров в области беспилотной авиации;
– доступ к системе технического образования западных стран, в основном США.
В итоге, можно констатировать существование трех важнейших предпосылок турецкого успеха в области производства БПЛА:
– плотная среда малого и среднего бизнеса в обрабатывающей промышленности;
– доступ к передовым зарубежным технологиям и системе технического образования;
– наличие национальной авиапромышленной традиции.
Фактор турецкой промышленности
Стоит отметить еще несколько особенностей развития турецких программ БПЛА. Относительно малая и малоизвестная частная инновационная компания оказалась более эффективной, чем крупная государственная TAI, обеспеченная гарантированными государственными заказами и долгое время имевшая привилегированные связи с военной элитой.
Успех в создании турецких БПЛА пришел не сразу. Потребовалось более 20 лет, прежде чем были реализованы успешные программы Anka и Bayractar TB2 и перспективная Akıncı. Таким образом, турецкий подход к созданию БПЛА отличается последовательностью и упорством. Необходимо отметить его системность: одновременно с разработкой платформ велись работы и по созданию специально предназначенных для применения с БПЛА малогабаритных авиационных управляемых средств поражения.
Выводы
Сравнение наличия выявленных нами предпосылок успешной реализации программ БПЛА в Турции с другими государствами Ближнего Востока говорит о том, что только совокупность указанных факторов, способна обеспечить гарантирование производство и предоставление на рынок беспилотных летательных аппаратов, способных решать боевые и разведывательные задачи (таблица 1). В свою очередь, такие страны как Ирак, Иордания, Саудовская Аравия, Египет, Алжир не производят БПЛА, а закупают их за рубежом, в основном у Китая. Однако эти беспилотники обычно уступают аналогам из США, России и Израиля, поскольку они менее продвинутые, летают с меньшей скоростью и на меньшей высоте.
Можно отметить две принципиальные особенности Сельчука Байрактара. Во-первых, он – инженер во втором поколении. Во-вторых, явно прослеживается надличная мотивация, индикатором чего является его приверженность консервативным исламским взглядам и возвращение на родину после учебы в США вопреки явно имевшимся возможностям устроиться на работу в одну из американских аэрокосмических компаний.
Наличие всех рассмотренных предпосылок оказало более значимый эффект, чем действие изоляционистских тенденций и склонность к огосударствлению критически важных бизнесов в Турции. Вне всякого сомнения, не последнюю роль в этом сыграл субъективный фактор, а именно, незаурядные интеллектуальные и волевые качества Сельчука Байрактара.
Таблица 1. Факторы успешности реализации программ создания экспортных БПЛА некоторых стран Ближнего Востока
Фактор | Израиль | Иран | ОАЭ | Турция |
Национальная система технического образования | есть | есть | есть | есть |
Национальная авиапромышленная традиция | есть | есть | нет | есть |
Плотная среда малого и среднего бизнеса в обрабатывающей промышленности | есть | нет | есть | есть |
Плотная среда малого и среднего инновационного бизнеса | есть | нет | есть | есть |
Легальный доступ к передовым иностранным технологиям | был/есть | был/есть | был/есть | был/есть |
Доступ к зарубежной системе технического образования | есть | нет | есть | есть |
Отношение государства к частным инновационным экономическим субъектам в авиационной промышленности | стимулирование | национализация предприятий | стимулирование | стимулирование, особенно при наличии связей непотической природы |
Результат: наличие ударных БПЛА национального производства
на экспорт |
есть | нет | нет | есть |