О факторах, обеспечивших турецкий прорыв в области беспилотной авиации в 2020-2021 гг.

Успехи Турецкой Республики в продажах беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) Bayraktar TB2 в очередной раз подтверждают ее становление в качестве «беспилотной державы». Еще в конце 2019 года, когда было известно только о первых случаях эффективного боевого применения БПЛА Bayraktar TB2 в Ливии, стало ясно, что турецким инженерам удалось создать и довести до серийного производства весьма эффективную систему вооружения. Результаты (по большей части успешные) применения Азербайджаном произведенных турецкой компанией Baykar Makina БПЛА во Второй Карабахской войне (октябрь-ноябрь 2020 года) по понятным причинам привлекло к себе большое внимание.

В 2021 году к числу экспуатантов турецких беспилотников можно отнести такие страны как Катар, Марокко, Польша и Украина. Учитывая опыт проведенных переговоров, в 2022 году стоит ожидать расширение спектра стран, эксплуатирующих турецкую беспилотную технику за счет африканских государств, например Анголы. Однако, к числу факторов, положительно влияющих на имидж турецкого оборонно-промышленного комплекса в лице компании Baykar Makina, стоит отнести и системные предпосылки, которые в совокупности привели к популярности за рубежом продукции данного производителя.

Фактор личности

Пожалуй, ключевую роль в развитии турецкой программы производства БПЛА сыграл Сельчук Байрактар (тур. Selçuk Bayraktar), родившийся в 1979 году в обеспеченной семье. Его отец, инженер по профессии, в 1984 году основал семейную компанию Baykar Makina, которая занималась производством автомобильных комплектующих. Семейный бизнес получил развитие благодаря усилиям государства по организации национальной автомобильной промышленности. К началу 2000-х годов Baykar Makina переключилась на разработки робототехники и автоматизированных систем управления.

Особо стоит отметить уровень образования, которое получил
С.Байрактар. Он окончил в 2002 году Стамбульский технический университет. Затем уехал учиться в США, где получил степень магистра Пенсильванского университета. Известно, что он также обучался в Массачусетском технологическом институте. Примечательно то, что вопреки общей практике, когда подающие надежды турецкие выпускники элитарных американских технических университетов устраиваются на работу в американские же авиакосмические корпорации, С.Байрактар в 2007 году вернулся в Турцию, где занялся разработками в сфере беспилотной авиации.

На рынке беспилотников компании Baykar Makina пришлось столкнуться с двойной конкуренцией. С одной стороны, турецкие военные долгое время придерживались подхода, основанного на закупках БПЛА в Израиле и США. С другой стороны, чиновники в турецком правительстве отдавали предпочтение продукции национальной авиапромышленной компании Turkish Aerospace Industries (TAI, Türk Havacılık ve Uzay Sanayii A.Ş.). В добавок ко всему, семейство Байрактар придерживалась консервативных мусульманских взглядов, что само по себе вызывало недоверие военных, которые были по большей части кемалисты.

В 2010 году турецко-израильские отношения резко ухудшились, а военно-техническое сотрудничество между странами заморожено. В это же время США отказались продать Турции ударные БПЛА, согласившись на поставку беспилотников, способных решать задачи разведки. Светские военные также постепенно теряли влияние в стране. В итоге, обстановка постепенно эволюционировала в благоприятном для компании Baykar Makina направлении.

Первые успехи компания достигла еще в 2006 году, когда военное ведомство закупило 19 мини-БПЛА разработки Baykar Makina. В дальнейшем семейное предприятие много работало с младшими офицерскими кадрами турецкой армии, более открытыми к сотрудничеству с малоизвестной компанией по сравнению с высокопоставленными военными, традиционно санкционировавшими закупки дорогостоящих аппаратов у национальной корпорации TAI.

Усилия семьи по лоббированию своих интересов увенчались успехом в 2015 году, когда С.Байрактар провел презентацию ударного БПЛА Bayractar TB2, который с высоты 4 км поразил цель управляемой ракетой национального производства. Другим достижением Сельчука стала его женитьба в 2016 году на младшей дочери президента Р.Т.Эрдогана Сумейе, после чего отношение государственных заказчиков к компании Baykar Makina и ее продукции стало более доброжелательным.

Системные предпосылки

На турецкий прорыв в сфере создания собственных БПЛА также повлияли некоторые системные предпосылки, которые создали благоприятные условия для успеха:

– многоуровневая система турецкого технического образования, не самая сильная в мире, но качественная и конкурентоспособная;

– сильные инженерно-конструкторская школа и авиапромышленная традиция. В некоторой степени школа и опыт организации авиационного производства появились в результате реализации на территории Турции программы лицензионного производства американских истребителей F-16;

– плотная среда частных машиностроительных и обрабатывающих предприятий среднего и малого бизнеса. Речь идет о развитой системе предприятий по производству компонентов для авиационной и судостроительной промышленности (производство катеров и судов небольшого водоизмещения);

– доступ к иностранным (американским и израильским) технологиям беспилотных систем. Несмотря на политические ограничения при закупке американских и израильских БПЛА, Турция смогла получить опыт эксплуатации дронов разработки и производства обоих мировых лидеров в области беспилотной авиации;

– доступ к системе технического образования западных стран, в основном США.

В итоге, можно констатировать существование трех важнейших предпосылок турецкого успеха в области производства БПЛА:

– плотная среда малого и среднего бизнеса в обрабатывающей промышленности;

– доступ к передовым зарубежным технологиям и системе технического образования;

– наличие национальной авиапромышленной традиции.

Фактор турецкой промышленности

Стоит отметить еще несколько особенностей развития турецких программ БПЛА. Относительно малая и малоизвестная частная инновационная компания оказалась более эффективной, чем крупная государственная TAI, обеспеченная гарантированными государственными заказами и долгое время имевшая привилегированные связи с военной элитой.

Успех в создании турецких БПЛА пришел не сразу. Потребовалось более 20 лет, прежде чем были реализованы успешные программы Anka и Bayractar TB2 и перспективная Akıncı. Таким образом, турецкий подход к созданию БПЛА отличается последовательностью и упорством. Необходимо отметить его системность: одновременно с разработкой платформ велись работы и по созданию специально предназначенных для применения с БПЛА малогабаритных авиационных управляемых средств поражения.

Выводы

Сравнение наличия выявленных нами предпосылок успешной реализации программ БПЛА в Турции с другими государствами Ближнего Востока говорит о том, что только совокупность указанных факторов, способна обеспечить гарантирование производство и предоставление на рынок беспилотных летательных аппаратов, способных решать боевые и разведывательные задачи (таблица 1). В свою очередь, такие страны как Ирак, Иордания, Саудовская Аравия, Египет, Алжир не производят БПЛА, а закупают их за рубежом, в основном у Китая. Однако эти беспилотники обычно уступают аналогам из США, России и Израиля, поскольку они менее продвинутые, летают с меньшей скоростью и на меньшей высоте.

Можно отметить две принципиальные особенности Сельчука Байрактара. Во-первых, он – инженер во втором поколении. Во-вторых, явно прослеживается надличная мотивация, индикатором чего является его приверженность консервативным исламским взглядам и возвращение на родину после учебы в США вопреки явно имевшимся возможностям устроиться на работу в одну из американских аэрокосмических компаний.

Наличие всех рассмотренных предпосылок оказало более значимый эффект, чем действие изоляционистских тенденций и склонность к огосударствлению критически важных бизнесов в Турции. Вне всякого сомнения, не последнюю роль в этом сыграл субъективный фактор, а именно, незаурядные интеллектуальные и волевые качества Сельчука Байрактара.

 

Таблица 1. Факторы успешности реализации программ создания экспортных БПЛА некоторых стран Ближнего Востока

 

Фактор Израиль Иран ОАЭ Турция
Национальная система технического образования есть есть есть есть
Национальная авиапромышленная традиция есть есть нет есть
Плотная среда малого и среднего бизнеса в обрабатывающей промышленности есть нет есть есть
Плотная среда малого и среднего инновационного бизнеса есть нет есть есть
Легальный доступ к передовым иностранным технологиям был/есть был/есть был/есть был/есть
Доступ к зарубежной системе технического образования есть нет есть есть
Отношение государства к частным инновационным экономическим субъектам в авиационной промышленности стимулирование национализация предприятий стимулирование стимулирование, особенно при наличии связей непотической природы
Результат: наличие ударных БПЛА национального производства

на экспорт

есть нет нет есть
52.55MB | MySQL:103 | 0,771sec