Оценки китайских специалистов проблем ОПК РФ при поставках авиационной техники в страны Ближнего Востока и Северной Африки

По данным китайских специализированных военно-политических изданий в конце 2021 г. официальный Алжир отказался от приобретения партии многофункциональных истребителей СУ-35СА, хотя, как известно, в течение 2018 г. представители ВВС Алжира вели переговоры с предприятиями оборонно-промышленного комплекса РФ о приобретении 14 ед,. Су-35 СА, а также подписали протоколы о намерениях покупки истребителей Су-57Э (14 ед.)и истребителей-бомбардировщиков Су-34 (максимальное количество 30 ед.).

Китайские источники указывают, что основным поводом для отказа ВВС Алжира принимать Су-35СА стали недостатки бортовой радиолокационной станции Н035 «Ирбис-Э». Известно, что данная РЛС не обладает достаточной стойкостью к искусственным радиоэлектронным помехам, что и было установлено в рамках двух учений ВВС Арабской Республикой Египет, на вооружении которых находятся как Су-35СЕ, так и французские истребители «Рафаль».

Согласно данных, опубликованных в открытом доступе пилоты ВВС АРЕ на истребителях французской постройки успешно поставили помехи в отношении РЛС Н035 «Ирбис-Э» и потом смогли победить в воздушных боях Су-35СЕ, поскольку российские истребители лишились возможности выполнять пуски управляемых ракет класса «воздух-воздух» из-за отказов бортового радиоэлектронного оборудования российского производства.

Вполне вероятно, что египетские военные поделились подробными данными о двух эпизодах столкновения «Рафалей» и Су-35СЕ на учениях, что и стало причиной отказа ВВС Алжира от приобретения истребителей российского производства. В дополнение к этому китайские специалисты отмечают, что ВВС Арабской Республики Египет намерены вернуть полученные Су-35СЕ, которые были приобретены в рамках контракта на 26 ед.

Китайские специалисты отмечают, что уровень развития радиоэлектроники в Российской Федерации  не позволяет создавать высокоэффективные РЛС с активной фазированной антенной решеткой.  Даже при стабильной работе РЛС Н035 способна принять воздушные цели на автоматическое сопровождение на удалении не более 100 км, хотя обнаруживает крупноразмерные объекты типа «бомбардировщик», «транспорт» на дальности до 400 км.

Отставание в развитие радиоэлектроники подтверждается и другими параметрами Н035, масса которой составляет около 1000 кг, тогда как аналогичные образцы оборудования иностранного производства имеют массу не более 300 кг.

Представители профильных предприятий ОПК КНР указывают, что РЛС Н035 практически невозможно усовершенствовать и российским конструкторам необходимо разрабатывать новую станцию с активной фазированной антенной решеткой, которая по своим параметрам должна полностью превосходить американские AN/APG-79 и AN/APG-83, а по надежности работы в условиях помех французскую RBE-2A.

Последняя из указанных является одной из самых компактных РЛС с АФАР – устанавливается на истребители «Рафаль» и обеспечивает применение УР класса «воздух-воздух» большой дальности «МЕТЕОР».

Вторым доводом для отказа ВВС Алжира от приема Су-35СА является завышенная стоимость данного истребителя. Так, цена Су-30МКА, коих на вооружении ВВС  Алжира находится 70 ед. на 60% ниже по сравнению с Су-35СА.  Кроме того, в распоряжении алжирских военных летчиков находятся Миг-25, 29, 29М, а также Су-24М.  Всего около 120 самолетов советского/российского производства.

По примеру контракта с ВВС НОАК известно, что стоимость истребителя Су-35 составляет примерно 83  млн долл. США.

Следует отметить, что российские авиастроители и ранее испытывали проблемы с поставками качественных комплектующих. Так, истребители Су-30МКИ серийно комплектовали бортовыми радиоэлектронным оборудованием французского производства, что приводило к снижению доли выручки от экспортных заказов.

Однако, в целом, объем продаж истребителей типа «Су-30МКИ» составил более 600 ед., а полученный опыт позволили российским авиастроителям успешно выполнить контракт с ВКС РФ на поставку около 100 ед. истребителей Су-30СМ, которые по соотношению «стоимость — боевые возможности» практически не уступают Су-35С. Некоторые китайские специалисты полагают, что ОПК РФ мог бы добиться большего успеха в поставках именно Су-30СМ, поскольку этот самолет значительно дешевле Су-35С, а с учетом программы перевода его на двигатель Ал-41Ф1-С привлекательность «30-ки» значительно выше для многих покупателей.

Аналитики китайских специализированных изданий, что в настоящее время на международном рынке вооружений в качестве аналога Су-35С  можно расценивать американский F-15EX или французский «Рафаль». Стоимость первого составляет более 100 млн.долл.США, тогда как реальный ценовой параметр для французского самолета не представляется возможным установить из-за разницы в условиях на экспортные контракты. Как известно, французские авиастроители только в 2021 г. подписали экспортных  контрактов на сумму 30 млрд.долл.США на поставку 140 истребителей «Рафаль».

В дополнение к вышесказанному отметим, что в последние два года турецкие СМИ периодически обсуждали возможность взаимодействия Анкары и Москвы в области боевой авиации. В качестве наиболее вероятного варианта развития событий некоторые турецкие источники называли покупку от 24 до 26 истребителей Су-35СТ.

Однако, в 2021 г. турецкая сторона приступила к активным работам по национальному проекту малозаметного истребителя TF-X, реализация которого возможна при определенном содействии авиа и моторостроительных предприятий ОПК Украины. Абсолютное большинство китайских специалистов сходятся во мнении, что слухи о заинтересованности ВВС Турции в приобретении  Су-35СТ были специально запущены официальной Анкарой для оказания давления на Вашингтон с целью возвращения Турции в программу производства F-35, однако американские разведчики оперативно определили цель данной информационной операции.

В результате, турецкая сторона не смогла вернуть себе статус участника в программе поставок F-35 и даже пошла на дальнейшие уступки партнерам по НАТО – в августе 2021 г. на закрытых переговорах в Анкаре между США и ТР достигнуто понимание о возможности  продажи Вашингтону одного полка С-400 в обмен на возврат Турции в программу истребителя F-35 и поставки других комплектующих для ОПК ТР, которые заблокированы военно-политическим руководством США .

Следует отметить, что благодаря определенным «рычагам» официальный Вашингтон оказал давление на военно-политическое руководство Индонезии, которое также отказалось от приобретения Су-35СИ (11 ед.).

Подводя итог вышесказанному, представляется возможным указать, что ОПК РФ потерял значительный объем экспортной выручки из-за отказа четырех стран (Египет, Алжир, Турция, Индонезия) от покупки/приема Су-35 в соответствующих модификациях (всего 54 истребителя). Очевидно, что основанная причина это недостаточная эффективности/надежность комплектующих российского производства, и следующая причина, по значимости —  противодействие США в борьбе за контроль над странами и регионами. Кроме того, определенную роль сыграла активизация ОПК Франции после того, как США «грубо и агрессивно» вмешались во французско-австралийский контракт на поставку АПЛ.

52.41MB | MySQL:106 | 0,738sec