Продуктовый кризис в Алжире чреват социальным взрывом

Работа специальной парламентской комиссии по выявлению причин продуктового кризиса в АНДР вырисовывает двух главных традиционных виновников – внутреннего и внешнего.

Так, согласно первичным выводам ее экспертов, значительная доля ответственности за это возлагается на «мировую закулису», поскольку, по их данным, среднемировые цены на продукты питания выросли почти на треть или 28.1% за 2021 год, что во многом и вызвало их удорожание в Алжире. Ведь основную часть потребляемого в стране продовольствия составляет продукция, произведенная за рубежом.

В частности, стоимость кукурузы выросла за год на 44.1%, пшеницы — на 31,3   %, прочих зерновых – на 27.2% по сравнению с 2020 годом.

Наибольший же рост цен за тот же период времени наблюдался по растительному маслу – за всю историю наблюдений он стал рекордным – на 65.8%, сахара – на 29.8%, молока и молочных продуктов – на 16.9%, промтоваров – по разным данным от 6.2 до 8.8%.

Однако суммирование этих «объективных» зарубежных и внутренних факторов не дает понимания причин такого колоссального роста стоимости товаров в Алжире, выросшей за минувший год по данным потребителей больше, чем на 50%.

И это же не дает ответа на вопрос, почему при таком раскладе потребитель не всегда может найти в свободной продаже искомую продукцию даже по рекордно выросшим ценам.

Дополнительные данные парламентарии получили при обследовании конкретных, наиболее проблемных торговых отраслей. Сейчас это производство и реализация хлеба, молока и молочных продуктов, растительного масла.

Они отмечают, что ужесточение антиспекулятивного законодательства не привело к улучшению ситуации, поскольку, несмотря на официально прописанную стоимость багета хлеба в 10 динар, часто он продается по цене в 15 – 20 динар. Наряду с этим фиксируется резкое сокращение пекарен. В качестве примера приводится ситуация в вилайе Беджайя, где за 10 лет их количество уменьшилось почти вдвое – с 500 до 260 при серьезном росте численности населения.

Причина – все большая невыгодность подобной работы, когда государство с 1996 года «держит» старые цены на хлеб, мотивируя это тем, что оно субсидирует стоимость муки. В свою очередь, пекари указывают, что оно при этом забыло про серьезный рост за это время стоимости рабочей силы, коммунальных услуг, других пищевых компонентов, используемых при производстве.

Установлено, что в результате средний размер зарплаты пекарей в день составляет 1000 динар в день (7.2 доллара США), тогда как большинство алжирцев считают приемлемым заработок в 1800 динар (13 долларов). Соответственно, молодежь предпочитает обходить эту отрасль при трудоустройстве стороной.

Соответствующие данные пекари сообщили на встрече с руководством министерств торговли и сельского хозяйства и развития сельских районов и Общего союза алжирских торговцев и ремесленников (UGCAA), состоявшейся 10 января текущего года.

Чиновники упрекали пекарей в том, что они «производят очень мало багетов по цене 10 динар», почему и наблюдается их нехватка в розничной торговле. Те, в свою очередь, требовали поднять официальную стоимость багета до уровня, при котором им выгодно работать – до 15 динар.

В итоге диалог дал неутешительные результаты, и стороны лишь договорились продолжить консультации.

При этом генеральный секретарь UGCAA Хазеб Бенчахра выступил своего рода посредником между ними, предлагая частично удовлетворить требования пекарей относительно увеличения стоимости багетов «в качестве временной меры». И с учетом того, что себестоимость одного багета хлеба составляет 12 динар и ее увеличение до 15 динар не будет согласно его мнению особенно накладно для государства, субсидирующего выпечку хлеба.

Соответственно, с учетом потребления в день в стране 8 млн багетов руководству АНДР придется доплатить пекарям 40 млн динар в сутки (286 560 долларов) или 1.2 млрд динар (87.066 млн долларов) в месяц и 14.4 млрд динар (1.065 млрд долларов) в год. С учетом высокой цены экспортируемого алжирского газа это вполне подъемная для алжирских властей задача.

Однако проблема в том, что в среднем аналогичную же сумму придется доплачивать и за все остальные продукты, а это уже представляется накладным даже при нынешнем поступлении в казну АНДР газодолларов.

Наряду с этим с мест представители контрольной комиссии получили противоречивые сведения. Так, контрольные службы вилайи Сетиф в последние дни провели внеочередные рейды «по выявлению незаконных операций» на ее 640 пекарнях и, по их данным, «Мы не выявили никаких нарушений относительно роста цен на хлеб или отсутствия обычного хлеба на прилавках». И это при наличии немалого числа жалоб местных жителей, утверждающих, что пекари почти не продают обычный хлеб или реализуют его в небольших количествах.

Так, представители Ассоциации содействия качеству и защите прав потребителей (APQPC) вилайи Сетиф осуждают поведение пекарей, «делающих то, что им заблагорассудится, и диктующих свои интересы». В связи с этим, по его данным, «мы по-прежнему отмечаем отсутствие субсидируемого государством багета, и за редкими исключениями, на прилавках есть только улучшенный и более дорогостоящий хлеб, а также элитные сорта выпечки и кондитерских изделий, продающиеся по цене даже выше 350 динар. Нам интересно, куда деваются огромные объемы субсидируемой государством муки».

Возможно, причина неэффективности работы местных контрольных служб вызвана теми же самыми факторами, что и в провинции Маскара и других вилайях, где пекари играют в «кошки-мышки» с государственными контролерами. По имеющимся данным, они обзавелись собственными информаторами из их числа, своевременно сообщающими о предстоящих рейдах, и когда они появляются, то продаваемый ими хлеб по 15 – 20 динар внезапно начинает продаваться по цене 10 динар, а потребитель все чаще выражает проклятия по адресу властей, «вступивших в сговор с барыгами».

В Оране же контролеры выявили, что местные пекари, чтобы не подвергнуться государственным репрессиям, до 13 часов, то есть в самое «неторговое» время, продают ограниченные объемы багетов по цене в 10 динар, а после, когда с работы идет основная масса покупателей, продают лишь элитные дорогостоящие сорта хлеба.

И противопоставить этому властям что-то сложно, поскольку пекари грамотно нашли законодательные лазейки для собственного выживания.

Однако к ним у проверяющих органов здесь имеются другие претензии – почему они не производят в необходимом для потребителя объеме даже элитные сорта хлеба. Те, в свою очередь, объясняют это тем, что «у пекарей нет достаточного количества муки, поскольку на мукомольных заводах больше нет четких соответствующих квот, и для ее получения требуется предъявление большого количества различных разрешительных документов».

Относительно дефицита растительного масла и роста его стоимости проведенное расследование показывает, согласно жалобам оптовых торговцев, что именно недавнее ужесточение антиспекулятивного закона вынудило их ограничить торговлю из-за страха, что они будут объявлены его нарушителями.

По данным оптовиков, «мы не можем, с одной стороны, работать в убыток, а с другой хранить наши товары на своих же складах и, таким образом, невольно становиться преступниками-спекулянтами. Так что мы не будем запасаться запасами впрок, чтобы избежать проблем».

Также, по их данным, проблемы с ними вызваны не недоступностью этого продукта, а дополнительной избыточной бюрократизацией процесса торгового оборота, устроенного властями. В частности, по их данным, это касается обязательной процедуры выставления счетов за продукт, занимающей много времени, чего оптовики стараются избегать, опасаясь «избыточного» налогообложения в условиях снижения их торговых прибылей.

По их данным, «мы обязаны предоставлять каждый день на каждую сумму, проданную розничным торговцам, все копии счетов-фактур, в торговое управление вилайи». И, что дополнительно их раздражает, контролеры «также вмешиваются в торговлю, диктуя, как нам следует торговать, в частности, требуют от нас выставлять товары на витринах магазинов».

В результате удивленные проверяющие наблюдают «тишину» на оптовых рынках, где прежде была невиданная толчея из-за отсутствия там товаров.

Причем, по их данным, подобная ситуация наблюдается с декабря прошлого года именно из-за изменения порядка ведения торговли, куда вклинилось государство. И «пока с нас взимается плата за продукт теми, кто просто хочет получить денег, не делая нам ничего хорошего, нам не выгодно продавать его».

Впрочем, и розничные торговцы не замечены в усиленном розыске субсидируемых государством товаров. И это неудивительно, ведь данное ограничение ударило и по ним, и они также должны предоставлять за каждую поставку товаров контрольным «антиспекулятивным» органам копию торгового реестра перед выставлением счетов и пока этого нововведения не было, их торговля шла бойко.

Соответственно, пытающиеся их регулярно терроризировать многочисленные государственные контролеры остаются ни с чем и зачастую ходят по почти пустым торговым помещениям.

Оптовики дополнительно объясняют торговые сложности тем, что они закупают пятилитровые канистры масла у производителей за 585 динар, продавая по закону розничным торговцам по цене в 588 динар, которые те, в свою очередь, перепродают покупателям по субсидируемым ценам за 650 динар. В результате за каждую канистру оптовики получают по 3 динара, тогда как розничные торговцы имеют прибыль 62 динара и они считают это несправедливым и невыгодным для себя.

Наряду с этим оранские оптовики подтверждают наличие спекулятивной проблемы. Которая, впрочем, по их данным, появилась не сама по себе, а как следствие действий самих властей. В частности, спекулянты используют несовершеннолетних для покупки большого количества канистр с маслом, которые они перепродают на черном рынке и в связи с этим министр торговли АНДР запретил такие продажи, но его решение мало кто принимает во внимание.

Опять же, и без того острую ситуацию, созданную самими же алжирскими властями, они усугубляют еще больше. К примеру, в вилайе Константина их представители отчитались об изъятии 7 января у «спекулянтов» почти 11 тонн масла, найденного бдительными госконтролерами.

Однако подобные действия создают дополнительную неразбериху на рынке, лишив население серьезных объемов продовольствия, с одной стороны, и вынуждают оптовиков тем самым дополнительно отказаться от хранения больших объемов товаров, чтобы не стать спекулянтами, которых рекомендовано искать представителям контрольных служб, с другой.

Во всяком случае, все приведенные выше факты возлагают основную долю ответственности за произошедший колоссальный рост стоимости продуктов на сами алжирские власти. И каждое новое их действие, направленное, казалось бы, на исправление ситуации, напротив, лишь создает дополнительные сложности в торговле, и приводит к росту черного рынка, провоцируя дальнейшее увеличение стоимости там продовольствия и его дефициту.

Однако можно предположить, что окончательный вывод парламентской комиссии, от которой во многом будут зависеть дальнейшие действия по исправлению ситуации, не будет отражать объективную реальность. Скорее всего, в конечном ее документе будет отведено их обвинение (то есть от самих себя) на абстрактную закулису и «спекулянтов». То есть не на первопричину, а на следствие или вторичные факторы удорожания и исчезновения в Алжире товаров.

Соответственно, ожидать эффективного решения проблемы при таком раскладе ожидать сложно.

Между тем, времени на исправление ситуации остается все меньше и на горизонте в качестве альтернативы уже маячит почти неизбежный социальный взрыв, становящийся лишь вопросом времени.

52.24MB | MySQL:103 | 0,460sec