Об активности компании Abu-Dhabi Ports по поиску новых портовых проектов в Африке

В настоящее Абу-Даби развернули активную деятельность по поиску новых портовых проектов в Африке. При этом они испытывают жесткую конкуренцию со стороны дубайской DP World, которая недавно потерпела болезненную  неудачу в рамках получения контракта на модернизацию израильского порта Хайфы. Главный оппонент дубайцев в лице флагманской компании Abu-Dhabi Ports имеет два сильных козыря: капитал IPO  в миллиард долларов и поддержку высших властей эмирата. Это позволило  Abu-Dhabi Ports менее чем за два года превратится из регионального игрока в глобального гиганта, который пытается построить свою настоящую африканскую империю. В Абу-Даби, где высокопоставленные чиновники чаще путешествуют в Европу или Соединенные Штаты,  Мактум аль-Хукани, «второй номер» в Abu-Dhabi Ports, выделяется как исключение. Менее чем за шесть месяцев он посетил Бенин, Намибию, Анголу и ДРК в поисках проектов по развитию портов, в которые можно инвестировать. При этом  он очень тщательно старается постичь местные моральные и этические кодексы поведения, что является нетипичным для высших менеджеров из Абу-Даби.    После размещения облигаций на 1 млрд долларов на Лондонской фондовой бирже в мае прошлого года в руководстве Abu-Dhabi Ports  ищут проекты, которые могут превратить его из простого национального оператора, отвечающего за пять портов эмирата, в глобального логистического гиганта, способного конкурировать с главным конкурентом Dubai Ports World (DP World). Таков мандат, предоставленный ему его надзорным органом, стратегическим фондом ADQ, которым управляет советник Абу-Даби по национальной безопасности Тахнун бен Заид Аль-Нахайян.   По сравнению с компанией DP World, которая присутствует в десяти африканских странах и с октября сотрудничает с британским фондом развития CDC Group (в настоящее время «Британские международные инвестиции»), Abu-Dhabi Ports   стремится наилучшим образом использовать свое главное преимущество, а именно прямую связь с могущественной правящей семьей Абу-Даби  Аль-Нахьйян.  Халифа бен Заид Аль-Нахайян теоретически является президентом ОАЭ, но он находится в абсолютно нерабочем состоянии состоянии после сердечного приступа в 2014 году. Его брат, наследный принц Мухаммед бен Заид Аль-Нахайян (он же МБЗ) является реальной властью во главе федерации, но пока он ждет официального вступления в должность президента ОАЭ. Именно он и его непосредственное окружение курируют ADQ, главного акционера Abu-Dhabi Ports, и  именно эта  связь активно используется руководством этой компании в рамках своей африканской экспансии. Например, когда 20 декабря 2021 г. президент Анголы Жуан Лоренсу посетил Абу-Даби, его приветствовал и сопровождал во время пребывания Хамдан бен Заид бен Султан Аль-Нахайян, младший брат МБЗ. В Анголе Abu-Dhabi Ports стремятся к контролю над контейнерным терминалом в порту Лобито и логистическому коридору, используемому для транспортировки руды к горнодобывающему терминалу порта, ранее известному как Каминьо-де-Ферро-де-Бенгела.  Двумя месяцами ранее, когда президент ДРК Феликс Чисекеди посетил Абу-Даби, его приветствовал сам МБЗ. В ДРК Abu-Dhabi Ports заинтересована в контроле над портом Матади, которым в настоящее время управляет проблемное полугосударственное Конголезское общество транспорта и портов (SCTP), где воровство средств усугубляется хроническим недофинансированием.

Abu-Dhabi Ports извлекает также выгоду из официальной африканской дипломатии эмирата для развития своей портовой региональной сети.

В ноябре прошлого года она подписала меморандум о взаимопонимании с Египтом, президент которого Абдель Фаттах ас-Сиси является ближайшим региональным союзником Абу-Даби, о развитии мультимодального терминала в порту Сафага. Опираясь на тесные связи с Абу-Даби и Каира с суданским режимом генерала-путчиста Абдель Фаттаха аль-Бурхана, Abu-Dhabi Ports также пытается получить концессию в Порт-Судане, стратегическое расположение которого представляет большой интерес для  всех «тяжеловесов» строительства  и управления портовой инфраструктурой. Прямая связь Abu-Dhabi Ports с правительством ОАЭ также позволила ей возглавить одну из основных дипломатических инициатив ОАЭ в Африке, а именно распространение вакцин против коронавируса. Генеральный директор  компании Мухаммед Джума аль-Шамиси, возглавляет также консорциум «Надежда», главную инициативу ОАЭ по распространению вакцин, а филиал компании является главным  хранителем и дистрибьютором  вакцин  в свободной зоне порта Халифа. В конечном счете, оператор надеется, что эта инициатива облегчит его поиск портовых активов в Африке. Повседневным управлением этой гуманитарной инициативой занимается американец Роберт Саттон, бывший сотрудник DHL , который с 2019 года работал менеджером по логистике Abu-Dhabi Ports. Этой компании, на которую возложена серьезная миссия лидерами эмирата, сейчас приходится  прикладывать серьезные  усилия, чтобы попытаться достичь поставленных перед ними ориентиров. Ее стратегия заключалась в том, чтобы нанять множество западных руководителей. Половина ее менеджеров-иностранцы. Ее юридический директор Эмиль Пеллисер — канадец, а финансовый директор Мартин Ааруп провел более десяти лет на руководящих должностях  в судоходном гиганте Maersk в своей родной Дании. Эти часто очень опытные ветераны работают вместе с местными менеджерами и директорами, некоторые из которых имеют прежде всего значительный политический вес.  Председателем правления Abu-Dhabi Ports, является, например, бывший министр и экс-директор Фонда национального благосостояния «Мубадала» Султан Ахмед аль-Джабер.  При этом, несмотря на активность,  эксперты отмечают многочисленные пробелы и узкие места в организационной структуре компании, что было очевидно продемонстрировано ее неудачной попыткой установить контроль через компанию CMA CGM  семьи Сааде над африканскими активами французской  «Боллоре» в ДРК. С сентября компания сотрудничает с этой группой Saadé family для строительства нового терминала, ориентированного, в частности, на Африку, в порту Халифа. Одновременно, более скрытно, Saadé family используется Abu-Dhabi Ports  в нескольких операциях по захвату контроля над некоторыми портами, в частности в Бомбее и ДРК. При этом CMA CGM пыталась даже играть свою собственную игру в рамках своих попыток навязать себя в качестве партнера «Боллоре», и Абу-Даби было застигнуто врасплох, когда 21 декабря эта бретонская группа объявила об открытии эксклюзивных переговоров не с CMA CGM, а с семьей Апонте, акционерами итало-швейцарского гиганта MSC. Это относительное поражение означает, что Abu-Dhabi Ports , несмотря на обильные денежные потоки,  чаще всего довольствуется тем, чтобы пока следует по стопам DP World, охотясь за контрактами  в тех местах, где последняя уже работает, и, пытаясь воспользоваться ее просчетами. Abu-Dhabi Ports выбрали Анголу в качестве приоритетной цели всего через несколько месяцев после того, как DP World получила управление многофункциональным терминалом в Луанде. То же самое произошло в ДРК, где Abu-Dhabi Ports   связалась с властями в начале 2021 года,  как раз когда они пытались заключить сделку с DP World по порту Банана. В Намибию Abu-Dhabi Ports вошла после того, как в 2019 году DP World подписала соглашение о создании свободной зоны в Уолфиш-Бей. Единственной африканской страной, где Abu-Dhabi Ports опередили своего дубайского конкурента, является Гвинея, где у нее есть концессия на развитие контейнерного терминала в минеральном порту Камсар. Но этот контракт, единственный африканский актив компании на сегодняшний день, не был результатом собственной инициативы Abu-Dhabi Ports . Она просто пошла по стопам фонда «Мубадала», который инвестировал в гвинейскую Alumina Corp (GAC) и в холдинговую компанию EN+ Олега Дерипаски. Оба активно занимаются добычей гвинейских бокситов, для которых Камсар является основным экспортным портом. Чтобы выйти из тени своих могущественных коллег, Abu-Dhabi Ports ищет партнеров в Африке и недавно пыталась установить деловые контакты  с шейхом Ахмедом бен Далмуком Джумой аль-Мактумом, несмотря на то, что он слабо связан с правящей семьей главного конкурента в лице Дубая. Шейх очень активен в Африке, но пока его проекты никак не могут сдвинуться с мертвой точки.  Abu-Dhabi Ports также регулярно обращается  к другим бизнес-разведчикам и консалтинговым агентствам, созданным в ОАЭ иностранцами  и действующим в Африке.

62.86MB | MySQL:102 | 0,519sec