Обострение внутриполитической обстановки в Пакистане: еще один шаг к хаосу?

В последнее время в Пакистане вновь обострилась внутриполитическая обстановка. На этот раз страна оказалась на грани серьезного кризиса в результате конфликта между ведущими политическими партиями — Пакистанской народной партией (ПНП) президента Асифа Али Зардари и Пакистанской мусульманской лигой (Наваза) — ПМЛ (Н), руководителя оппозиции Наваза Шарифа. Причиной кризиса послужило решение Верховного суда Пакистана запретить бывшему главе правительства и лидеру ПМЛ (Н) Навазу Шарифу занимать посты в избираемых органах власти. Такое же наказание суд вынес и в отношении его брата, Шахбаза Шарифа, главного министра штата Пенджаб, самой густонаселенной и наиболее экономически развитой провинции Пакистана. Он смещен со своего поста и на его место распоряжением президента Зардари назначен представитель правящей партии ПНП.

Как только это решение Верховного суда Пакистана было объявлено, в Лахоре — столице штата Пенджаб — начались уличные беспорядки, вызванные тем, что сторонники Наваза Шарифа решили поддержать своего лидера и выступить против президента Зардари, которого Н. Шариф обвинил в том, что он способствовал принятию такого решения. Отмечались столкновения манифестантов с полицией. Президент Зардари в свою очередь призвал Н. Шарифа присоединиться к усилиям правительства страны по нормализации внутренней обстановки и прекратить беспорядки.

Все эти события происходят на фоне усилий, предпринимаемых Вашингтоном, союзником Пакистана. Новая президентская администрация Б. Обамы в рамках своей новой стратегии «регионального подхода» в Афганистане и Пакистане пытается заручиться поддержкой Исламабада в своей «решающей борьбе» против исламских радикалов и международных террористов в лице «Талибана» и «Аль-Каиды». Однако, как отмечают американские аналитики, новый внутриполитический кризис в Пакистане «тянет Пакистан вниз по спирали раскручивающегося кризиса, фактически сводя на нет варианты решений, которые Вашингтон рассматривал ранее». Здесь, конечно, прежде всего имеется в виду борьба с терроризмом, в которой американцы отводят Пакистану центральное место. Американские аналитики отмечают далее, что ситуация в Пакистане является «почти зеркальным отражением мирового финансового кризиса, который галопирует, опережая решения, разработанные правительствами западных стран. Ситуация в Пакистане ухудшается темпами более быстрыми, чем могут это воспринять политики, ответственные за выработку решений». На наш взгляд, в ситуации обострения террористической активности в Пакистане еще более тревожно то, что в условиях развивающегося кризиса в стране налицо вакуум власти, без которой любой разговор о борьбе с террором является бесплодным занятием.

Слабость нынешнего демократически избранного правительства Пакистана была наглядно продемонстрирована совсем недавно, когда во время очень важной трехсторонней встречи в Вашингтоне с участием госсекретаря США Х. Клинтон, министра иностранных дел Афганистана и министра иностранных дел Пакистана Шаха Мехмуда Куреши в самом Пакистане правительство фактически уступило контроль над частью страны «Талибану». Встреча в Вашингтоне, как пишут американские аналитики, «была задумана для того, чтобы выработать возможные рекомендации спецпосланнику президента Обамы по Афганистану и Пакистану г-ну Р. Холбруку, который должен доложить о них президенту Обаме, до того как тот представит их на саммите стран НАТО 2 апреля 2009 г.».

В то же время пакистанские аналитики отмечают, что противоречивое соглашение правительства с боевиками «Талибан» о перемирии «угрожает демократии в Пакистане». К сожалению, отмечают они далее, «все ранее предпринимавшиеся попытки примирения с боевиками «Талибана» только делали «Талибан» сильнее, и простые люди страдали от их господства и варварской практики».

Одновременно с этими событиями (в том числе вышеупомянутым решением Верховного суда Пакистана) экономические индикаторы страны скользнули вниз, и эта кошмарная неделя в Пакистане завершилась террористическим нападением на находившуюся в поездке по стране сборную команду Шри Ланки по крикету. Таким образом, можно смело утверждать, что Пакистан сделал еще один шаг на пути к всеобщему хаосу и беззаконию в стране в условиях нарастающего внутриполитического кризиса и новой волны террора и насилия.

Надежды на то, что демократические выборы в феврале 2008 г., первые за последние девять лет военного правления в Пакистане, в результате которых было избрано демократическое и светское правительство, руководимое ПНП (ее лидером была погибшая в результате теракта Беназир Бхутто), сблизят ведущие политические партии страны для того, чтобы обратиться к решению проблем терроризма и хаоса в Пакистане, не оправдались. Президент Пакистана Асиф Али Зардари в настоящее время крайне непопулярен в стране за отказ от попытки достичь перемирия с оппозицией и за неудачи в разрешении долгосрочных проблем страны, таких как терроризм и плохое состояние пакистанской экономики.

Пакистанские аналитики считают, что нынешний кризис, связанный с братьями Навазом и Шахбазом Шарифами, может развиваться по трем сценариям. Первый сценарий предполагает, что после взрыва негодования по поводу решения Верховного суда и нескольких дней беспорядков пакистанцы успокоятся, и наступит хрупкий мир. Партии ПМЛ (К) (партия бывшего президента Первеза Мушаррафа) и ПНП сформируют правительство в Пенджабе, и ПНП пробудет у власти до завершения своего срока. Однако при проведении всеобщих выборов, в случае если они будут справедливыми, ее забаллотируют, и она больше не будет сильной национальной партией.

Второй сценарий, по мнению этих аналитиков, состоит в следующем: антиправительственная агитация будет продолжаться. Движение юристов, планирующих выступления протеста в середине марта в связи с требованием о восстановлении в должности бывшего Верховного судьи Пакистана Ифтихара Чоудхури, также укрепит антиправительственные настроения. Вероятно, после многих случаев полицейской жестокости и кровопролития правительству ПНП придется согласиться на досрочные выборы. В этом случае, даже если ПНП потеряет голоса, процесс демократии в Пакистане будет укреплен, и партия ПНП получит некоторое доверие со стороны электората за то, что разрешила досрочные выборы. Однако чем дольше продлится период антиправительственной агитации, тем меньше шансов у ПНП выиграть выборы в Пенджабе. Более того, экономика будет испытывать удары, и враги демократии получат шанс утверждать, что демократия в этой стране не работает.

Третий сценарий состоит в том, что антиправительственные настроения будут настолько сильными или продолжительными, что в дело вступит армия. Если это произойдет, то процесс демократии в Пакистане будет снова прерван. С точки зрения сохранения демократии это было бы наихудшим вариантом развития событий, так как он ослабит либеральные и демократические силы в стране. Пакистанские аналитики заключают: «Мы можем вернуться к военным шевронам, как мы уже возвращались к ним несколько раз в прошлом».

На наш взгляд, кризис в Пакистане служит предметом глубокой озабоченности не только для самого Пакистана, но и для Южно-Азиатского региона, включая Афганистан, и для всего международного сообщества. Варианты политики США для оказания помощи Исламабаду в таких условиях являются более трудными, для их практической реализации.

Расширение присутствия пакистанского «Талибана» («Тэхрике-Талибан-и-Пакистан») в северных районах Пакистана, наличие убежищ для лидеров афганского «Талибана» и «Аль-Каиды», имеющихся в пакистано-афганском приграничье, представляют, по словам американцев, «самую большую глобальную угрозу безопасности». Такую же угрозу представляет собой и возможный коллапс экономики Пакистана.

Напомним, что несколько дней назад как правительство страны, так и армия согласились на противоречивое перемирие в долине Сват к востоку от Зоны племен (FATA). Правительство фактически уступает контроль над этой долиной (находящейся всего в 150 км от столицы страны Исламабада) еще одной ветви пакистанского «Талибана».

Сделка была совершена с мауланой Суфи Мохаммадом, радикальным клерикалом, в прошлом году освобожденным из пакистанской тюрьмы, где он провел в заключении шесть лет. Тюремное заключение было наказанием за попытку возглавить 10 тыс. человек из пуштунских племен, чтобы выступить против ввода американских войск в Афганистан в 2001 г. В настоящий момент он возглавил марш мира в Свате, чтобы убедить своего зятя маулану Фазлуллу, возглавляющего отделение «Техрике- Пакистан-и-Талибан» в Свате и тесно связанного с «Аль-Каидой», принять предложение правительства в Исламабаде о перемирии в обмен на введение законов шариата в долине.

Американские журналисты отмечают, что США твердо выступают против таких перемирий, которые в прошлом только укрепляли «Талибан», в то время как истощенная и деморализованная пакистанская армия приветствует их. Пакистанское правительство настаивает, что юридически изменения будут выражаться в ограниченном применении исламских законов в местных судах, но «Талибан» интерпретирует это как полноценное применение законов шариата для всех аспектов: образования, администрации и законопорядка в этом регионе. Люди Фазлуллы, с помощью чеченцев-, узбеков- и арабов-джихадистов вели кровавые бои против пакистанской армии в течение последних двух лет, и в конце концов в 2008 г. захватили контроль над большей частью долины Сват. Вооруженная борьба местного «Талибана» против пакистанской армии привела к смерти более чем 1,2 тыс. мирных жителей и навязанному исходу из долины порядка 350 тыс. человек из общего числа жителей 1,5 млн человек. Фазлулла взорвал уже 200 школ для девочек, казнил полицейских и учителей, установил суды шариата и руководит параллельным правительством. Даже во времена правления военного режима президента П. Мушаррафа, когда он заключил несколько противоречивых коротких перемирий с пакистанским «Тэхрике-Талибан», правительство Пакистана никогда не шло на крупные изменения в юридической или политической системе.

Сделка с перемирием уже стала «взрывной» проблемой Пакистана. Правые и религиозно настроенные граждане и политики хвалят ее за то, что она «принесла мир» в Сват, в то время как либеральные пакистанцы рассматривают ее как водораздел в борьбе Пакистана с исламским экстремизмом, дающим «Аль-Каиде» и «Талибану» новое прибежище. Долина Сват является жизненно важной территорией для боевиков, поскольку она недосягаема для дальности полетов американских беспилотников — «дронов», которые успешно бомбардируют эти экстремистские и террористические организации в FATA. Пакистан уже выражал свои возражения США против использования ими беспилотников для бомбардировки его территории. Кстати, нельзя исключать, что в этом замешана и сама пакистанская армия — после обошедших мир фотографий американских «дронов», стоящих на базе в Шамси в FATA. Для Пакистана будет политически неприемлемо, если США расширят зону атак беспилотников на долину Сват, находящуюся в нескольких сотнях километров от афганской границы.

Думается, что «Талибан» не остановится на Свате. Из FATA «Талибан» уже расширил свое влияние в населенные места СЗПП Пакистана и фактически подверг осаде ее столицу — Пешавар.

Кроме того, как отмечают американские журналисты, к нынешним проблемам США и НАТО в Пакистане, прибавилась еще одна проблема: три соперничающих между собой лидера «Тэхрике-Талибан-и- Пакистан», которые вели бои с пакистанской армией в разных местах с того момента как армия ввела войска в FATA в 2004 г., создали новый альянс, который называется «Шура-е-Иттихад-уль Муджахеддин» («Совет объединенных борцов за веру») . Под влиянием муллы Мохаммада Омара, лидера афганского «Талибана», который также имеет убежище в Пакистане, новый альянс стремится выторговать перемирие с пакистанской армией. Это необходимо для того, чтобы пакистанский «Талибан» и его афганский собрат вместе смогли сконцентрировать свою военную мощь на новом 17000-м военном контингенте американских войск, который, по приказу президента Обамы, отправляется в Афганистан весной текущего года.

Американские аналитики отмечают, что военные США пытаются убедить пакистанскую армию провести переподготовку некоторых регулярных частей в области современной антиповстанческой тактики. В 2008 г. после многих месяцев диалога пакистанская армия разрешила США провести переподготовку и переоснащение своего полувоенного Корпуса погранвойск (Frontier Corps), но только не регулярных частей, потому что она считает, что Индия представляет большую угрозу и все еще ожидает конвенциональной войны с ней.

Тем временем атаки исламистских радикалов наподобие той, которая имела место на прошлой неделе в Лахоре против сборной команды Шри Ланки по крикету, еще больше ввергают пакистанскую экономику в депрессию. Экономика страны в настоящий момент страдает от растущей безработицы, галопирующей инфляции и утечки капиталов из Пакистана.

В 2008 г. Пакистан получил от МВФ кредит на сумму 7,6 млрд ам. долларов сроком на два года, но надежды на получение двусторонней помощи от европейских и других доноров пока не оправдались. Администрация президента Б. Обамы пообещала оказывать Пакистану финансовую помощь на сумму 1, 5 млрд долларов в год в течение пяти следующих лет, но, по словам американских экспертов по Пакистану, «пройдет еще много месяцев до того, как конгресс США одобрит выделение этой финансовой помощи Пакистану, в то время как условия, которые американский конгресс, вероятно, будет навязывать Исламабаду — такие как решительная борьба с экстремизмом и терроризмом — Пакистан может не захотеть или оказаться неспособным выполнить».

Наблюдающийся сейчас в Пакистане острый внутриполитический кризис, сопровождающийся заметным ростом экстремизма и терроризма, а также отсутствие сильного руководства страной, которая фактически находится на грани хаоса, может привести к тому, что внутренняя ситуация в стране начнет развиваться по третьему сценарию пакистанских аналитиков, предусматривающему вмешательство армии и смещение слабого правительства Юсуфа Резы Гилани и президента Асифа Али Зардари, вероятнее всего в результате бескровного военного переворота. Таким образом, у Пакистана есть все шансы вновь вернуться к правлению военных — единственной политической силы в Пакистане, способной предотвратить распад и хаос в стране. Насколько это возможно — покажет уже ближайшее будущее.

52.21MB | MySQL:103 | 0,460sec