Об энергетической стратегии Алжира на 2022 год

2022 год Алжир намеревается посвятить развитию экономики, и в первую очередь, энергетической отрасли. Об этом 19 января заявил президент АНДР Абдельмаджид Теббун, выступив с отчетом перед армейским руководством страны в штаб-квартире Министерства обороны, где, фактически, и находятся основные рычаги управления страной.

В нем он сделал упор на том, что после «завершения институционального строительства в текущем году государство посвятит себя экономическим реформам», нацеленным на качественную модернизацию страны «с целью заметного увеличения прибавочного продукта и благосостояния населения».

В этой связи глава государства напомнил о своем несогласии наращивать «внешний долг и брать зарубежные заимствования, способный поставить под угрозу наши суверенитет, свободу решений и отстаивания справедливых дел во всем мире, в первую очередь, в Западной Сахаре и Палестине».

Иными словами, согласно Теббуну, рост экономики должен позволить Алжиру и далее вести активную наступательную политику не только против соседнего конкурента Марокко, но и за пределами региона против израильских интересов.

Со своей стороны глава штаба алжирских вооруженных сил Саид Шенгриха приветствовал этот отчет, заверив президента в том, что армия готова гарантировать выполнение данной экономико-политической стратегии.

Несмотря на то, что ключевым моментом модернизации алжирской экономики А.Теббун заявил максимальное содействие развитию инвестиционных проектов, реально основное внимание руководство АНДР намерено уделить «кормящей» энергетической отрасли с заметным перевесом газового сектора.

Соответственно, уже в ближайшие годы стране необходимы крупные инвестиции, поскольку в последнее время, год от года с одной стороны, отмечалось снижение добычи углеводородов внутри страны, а с другой – рост внутреннего потребления. Он уже «съедает» более 50% его производства и по мере дальнейшего непрекращающегося роста населения и внедрения новых промышленных проектов он будет только увеличиваться и пропорционально будет расширяться и экспортный разрыв. Соответственно, тенденция к будущему снижению алжирских доходов сохранится.

Чтобы ее переломить в сторону расширения экспорта, нужны крупные денежные вложения. Так, согласно заявлению 3 января генерального директора, государственной алжирской компании Sonatrach Туфика Хаккара на 2022 – 26 годы необходимы инвестиции в размере 40 млрд долларов, особенно в газовый сектор, в разведку, добычу и переработку сырья. Это должно обеспечить рост производства углеводородов и получения Алжиром валютной выручки.

Важным моментом служит заявление Хаккара, согласно которому «треть этих инвестиций обеспечат иностранные партнеры. То есть это 13 – 14 млрд долларов, тогда как 26 – 27 млрд долларов должен обеспечить сам Алжир.

Однако заметим, что собственных «свободных» финансовых «резервов» у АНДР немного. Так, несмотря на сильный рост стоимости газа на мировом рынке, ей удалось увеличить по официальным данным их объемы с 44.5 млрд долларов в сентябре 2021 года до 46 млрд долларов на декабрь того же года, хотя по данным германских экспертов энергетической отрасли, реально они сейчас не превышают 30 млрд долларов.

Как бы там ни было, по словам Туфика Хаккара, четырехлетний план Sonatrach предусматривает, среди прочего, строительство нефтеперерабатывающего завода в Хасси-Мессауде (крупнейшее нефтяное месторождение в Алжире) и расширение аналогичного предприятия в Скикде с целью увеличения переработки «черного золота» в топливо.

Столь серьезные объемы ресурсов Алжиру потребовались потому, что он не получил их необходимый объем за минувшее десятилетие. Так, в 2011 году компания Sonatrach объявила о инвестиционном плане в размере 60 млрд долларов на период 2011 -2015 годов для наращивания производства нефти и газа. Неполучение значительной части этого объема ее руководство объясняло падением мировых цен на энергоресурсы с 2014 года, вынудившее сократить инвестиции, дополнительно сниженные после вспышки пандемии коронавируса в 2020 году до середины 2021 года.

В итоге это привело к дальнейшему снижению их экспорта, что отразилось на карманах алжирцев. Так, многие из них уже не имеют прежних бонусов от высоких цен на углеводороды, которыми они обладали до 2014 года, когда, к примеру, преподаватели вузов на регулярной основе получали солидную «нефтегазовую» премию к своей зарплате.

Однако сейчас международная конъюнктура для Алжира выгодно изменилась. Приходу инвестиций в его энергетический сектор способствует, по мнению представителей руководства Sonatrach, успехи этой группы 2021 года, благодаря чему ее выручка увеличилась на 70% в 2021 г., а показатели «экспорта углеводородов – на 19%» в основном из-за увеличения стоимости газа. Причем если в 2020 г. Sonatrach экспортировала продукции на 20 млрд долларов, то в 2021 году – на 34.5 млрд долларов. Однако независимые источники утверждают, что рост поставок Европе был обусловлен снижением поставок другим поставщикам, в том числе азиатским. Кроме того, понижение 2020 – 2021 гг. соответствующих показателей по их данным имело прежде всего «технический» характер и у Алжира оставался потенциал восполнить свой же «ковидный простой».

В любом случае, за последний квартал руководство АНДР смогло «отложить» лишь полтора миллиарда долларов и при аналогичной динамике и уровню своих трат Алжир может рассчитывать отложить в 2022 году 4 – 5 млрд долларов, что весьма немного по меркам «энергетических держав».

Однако его власти выражают оптимизм относительно ожидаемого прихода иностранных инвесторов, указывая на соответствующие положительные примеры конца 2021 года, когда итальянские, турецкие и французские компании стали вкладываться в энергетический и газохимический комплекс страны. Особенно наглядным по их мнению примером, свидетельствующим о росте желания иностранных инвесторов по-крупному вкладываться в Алжир, является расширение контрактов с ним со стороны концерна Eni, подписавшего контракт на добычу нефти на сумму 1.4 млрд долларов.

Что же касается перспективы получения иностранных инвестиций, то алжирское руководство рассчитывает в том числе получить их от готовившихся в 2021 году британских компаний уйти из АНДР.

Это относится и энергогиганту BP, участвующему в крупном газоперерабатывающем проекте в Ин-Аменасе. Однако некоторые послабления инвестиционного законодательства и особенно заметный рост стоимости газа на мировом рынке несколько изменили настроение британцев.

Это хорошо заметно по последним контактам (18 января) министра энергетики и горнодобывающей промышленности АНДР Мухаммеда Аркаба со специальным посланником премьер-министра Великобритании по вопросам содействия экономическому партнерству с Алжиром лорда Ричарда Рисби. С ним он в присутствии посла Соединенного Королевства в АНДР обсудил сотрудничество между двумя странами в нефтегазовом и горнодобывающем секторе.

На этой встрече алжирский министр пригласил британские компании инвестировать в добычу полезных ископаемых, особенно в углеводородное сырье и горнодобывающую промышленность.

Причем стороны, не упоминая настроений руководства британских энергокомпаний уйти из Алжира, назвали перспективы сотрудничества двух стран «очень хорошими». Правда, по имеющимся данным, британцы несколько удивились алжирскому предложению наладить взаимовыгодные партнерские отношения путем передачи эксклюзивных технологий и соответствующего обучения персонала.

Это касается в том числе желания алжирской стороны научиться разведке и добыче углеводородов на глубинном шельфе.

Удастся ли уговорить британцев инвестировать в энергетический сектор Алжира миллиарды долларов – большой вопрос. Пока кроме итальянцев других желающих делать это не наблюдается в том числе по причине того, что его руководство до сих пор не реформировало полноценно свое ущербное по отношению к зарубежным инвесторам законодательство, особенно печально знаменитый «закон 51/49».

Говоря о новой энергетической стратегии АНДР, следует заметить, что алжирское руководство намеревается вернуться в Ливию с крупными инвестициями, где оно приостановила большую часть своей деятельности еще в 2014 году из-за роста террористических угроз. По словам генерального директора алжирского энергетического гиганта, делегация Sonatrach прибудет туда к концу февраля, чтобы вместе со своим партнером NOC, Ливийской национальной компанией, подготовить «условия возвращения с целью обеспечения безопасности рабочих и оборудования».

По его словам, алжирская группа уже «вложила значительные инвестиции в разведку нефти и газа в Ливии» и что она не собирается «оставлять свои достижения без развития».

Предположим, что во многом уровень инвестиций в алжирскую энергоотрасль будет зависеть от продолжительности нынешнего газового кризиса в Европе вообще и политических трений с Россией в частности.

Но даже при самом оптимистичном раскладе инвестиционные мечтания Алжира в сложившихся условиях выглядят мало реалистичными. Судя по всему, его лидеры рассчитывают изыскать средства для этого, направляя все полученные сверхдоходы от продажи газа в инвестиции на развитие же собственного энергосектора, которых может не хватить, особенно если зарубежных инвестиций окажется недостаточно.

И еще большой вопрос – сохранятся ли эти поступления в ближайшие годы?

62.85MB | MySQL:102 | 0,519sec