Открытие Специального трибунала по Ливану

1 марта 2009 г. в голландском местечке Лейшендем (Leischendam) недалеко от Гааги начал работу Специальный трибунал по Ливану (СТЛ). Впервые в истории международного правосудия трибунал под эгидой ООН будет рассматривать преступления, связанные с терроризмом. Главная задача СТЛ состоит в определении и наказании виновных в деле по убийству бывшего премьер-министра Ливана Рафика Харири.

14 февраля 2005 г. покушение на Харири (его бронированный Мерседес был взорван на набережной Бейрута) стоило жизни 22 человек. В стране, где заказные убийства до сих пор являлись одним из основных способов достижения политических целей, смерть Харири всколыхнула всю нацию и послужила началу «Кедровой революции», которая привела к формированию антисирийской коалиции (при существенной поддержке международного сообщества), получившей название коалиции «14 марта». Ее основу составило «Движение будущего» (Тайяр аль-Мустакбаль), возглавленное сыном погибшего премьера Саадом Харири. По итогам парламентских выборов коалиция получила большинство мест в законодательном собрании. Парламентский блок «14 марта», именуемый также ливанским большинством, возложил всю ответственность за совершенные преступления и за постоянные попытки дестабилизации ситуации в Ливане на Дамаск, который, по его мнению, не смирился с вынужденным выводом своих войск из Ливана весной 2005 г. и не может отказаться от планов по воплощению идеи «Великой Сирии», подразумевающей присоединение ливанской территории. Естественно, Сирия отрицает какую-либо причастность к этому делу.

В оппозиции к прозападному большинству находится просирийское (и проиранское) меньшинство, в центре которого шиитское движение «Хизбалла», обладающее непререкаемым авторитетом среди своих сторонников и мощной социальной поддержкой (главным образом среди шиитов). Популярность «Хизбаллы» связана, прежде всего, с тем, что это политико-боевое движение продолжает вести антиизраильское сопротивление на юге Ливана, а также канализирует требования шиитов (в настоящее время самая многочисленная община страны) по расширению их представительства во властных структурах. Движение ставит под сомнение легитимность ливанского правительства, договоренности, заключенные от его имени, действует, исходя из собственных интересов, и является силой, с которой не может не считаться не только ливанское большинство, но и соседние государства, а также крупные державы, являющиеся внешними игроками во внутриливанском политическом пространстве. Опираясь на моральную и материальную поддержку своих покровителей, а также на растущее шиитское население в Ливане, находившееся в течение многих лет на обочине политической жизни, «Хизбалла» стала главным субъектом внутренней политики, от позиции которого во многом зависит стабильность обстановки в стране. Через несколько недель после покушения на Харири и растущих подозрений относительно вовлеченности Сирии в организацию теракта 8 марта 2005 г. «Хизбалла» со своими сторонниками провела массовые народные шествия в поддержку Дамаска. Впоследствии союз оппозиционных сил получил название движения «8 марта».

Постановлением резолюции №1595 Совета Безопасности ООН, принятой 7 апреля 2005 г., была учреждена Международная независимая комиссия по расследованию (МНКР) убийства ливанского экс-премьер-министра Рафика Харири со штаб-квартирой в Ливане для оказания помощи ливанским властям в расследовании убийства (на фоне существенного снижения доверия граждан к ливанской судебной системе). Однако, несмотря на это, в Ливане продолжилась серия покушений и убийств на видных общественных и политических деятелей с антисирийскими взглядами.

13 декабря 2005 г. правительство Ливанской Республики обратилось в ООН с просьбой «учредить трибунал международного характера для привлечения к судебной ответственности всех лиц, которые будут признаны виновными в совершении этого террористического преступления (убийства Р.Харири)».

В соответствии с резолюцией №1757 Совета Безопасности такой Трибунал был создан, решение о его учреждении вступило в силу 10 июня 2007 г. Согласно его Уставу, Специальный трибунал и национальные суды Ливана имеют параллельную юрисдикцию, однако Трибунал имеет верховенство над национальными судами. В статье 2 Устава записано, что в отношении преследования и наказания за преступления «будут применяться положения Уголовного кодекса Ливана, касающиеся преследования и наказания за акты терроризма, преступления и правонарушения против жизни и личной неприкосновенности, незаконные объединения и недонесение о преступлениях», а также «статьи 6 и 7 закона Ливана от 11 января 1958 года «Об усилении наказаний за ведение подрывной деятельности, гражданскую войну и межконфессиональную вражду»».

Помимо расследования убийства Харири Трибунал будет обладать юрисдикцией над лицами, ответственными за другие нападения, которые имели место в Ливане после 14 февраля 2005 г., в случае если Трибунал определит, что эти нападения взаимосвязаны согласно принципам уголовного правосудия и по своему характеру и степени тяжести аналогичны убийству премьера.

За время ведения расследования МНКР высказывала предположение о возможной связи убийства Р.Харири с его политической деятельностью (однако мотивами преступников, по мнению следователей, также могли быть «мошенничество, коррупция и отмывание денег»). В одном из докладов следственной комиссии подчеркивается, что резолюция №1559, принятая в 2004 г. Советом Безопасности ООН и нацеленная на вывод сирийских войск и ослабление «Хизбаллы» (хотя напрямую в тексте они не упоминались, речь шла об обеспечении суверенитета Ливана и разоружении боевых формирований), сыграла важную роль в подготовке и приведении в исполнение убийства бывшего ливанского премьера.

В результате расследования под руководством Детлева Мехлиса (первого главы МНКР) были опрошены более 500 свидетелей и составлен список из 19 подозреваемых, а собранные улики, как отмечалось в докладе Мехлиса, указывали на причастность ливанской и сирийской сторон, в частности, высокопоставленных лиц сирийских спецслужб к теракту. В первых докладах МНКР указывалось на недостаточное содействие следствию со стороны САР. В СМИ Мехлис даже критиковал сирийские власти в проведении специальных пропагандистских кампаний по дискредитации следственной комиссии. Впоследствии сдержанная критика в отчетах МНКР сменилась на сдержанную удовлетворенность шагами, предпринятыми Дамаском. Следующий глава МНКР С.Браммерц уже отмечал, что Сирия оказывает следствию «своевременную и эффективную помощь».

Тем не менее, вплоть до настоящего времени неизвестно никакой конкретной информации относительно главных подозреваемых, ни одному из них обвинение не предъявлено. В результате расследования удалось задержать лишь четырех ливанских генералов, занимавших ответственные посты в системе обеспечения безопасности страны на заключительном этапе сирийского военного присутствия. Под подозрение попали также двое служащих ливанской компании сотовой связи Liban Cell (в настоящее время носящей название MTC Touch), имена которых, как и генералов, не были преданы гласности.

В 2007 г. расследование возглавил канадский судья Дэниэл Бельмар, который занимал эту должность вплоть до истечения продленного (до 28.02.09) мандата МНКР. В настоящее время он назначен прокурором по этому делу в СТЛ.

В течение работы комиссии велось расследование еще около 20 дел, связанных, как предполагается, с политическими убийствами в Ливане, в результате которых, согласно докладу Бельмара, погибли 61 человек и 494 получили ранения. Что касается Сирии, то в докладе отмечается, что содействие САР расследованию остается в целом удовлетворительным, однако комиссия оставляет за собой возможность требовать от Сирии «полного сотрудничества».

Заместитель Генерального секретаря ООН по правовым вопросам Патрисия O’Брайен в ходе официальной церемонии открытия Специального трибунала по Ливану 1 марта 2009 г. заявила, что учреждение Трибунала является «вехой в деятельности международного сообщества по пресечению безнаказанности по ужасным преступлениям в Ливане». По мнению посла Ливанской Республики в Нидерландах Зейдана Захира, «только подобная международная инстанция восстановит доверие в сердцах и душах ливанцев…Ливанцы снова почувствуют себя в безопасности, а преступники узнают, что они не смогут избежать наказания, которого заслуживают». О своей независимой позиции и проведении беспристрастного расследования заявил прокурор Д.Бельмар. Он, в частности, подчеркнул, что «расследование и процессуальные действия не находятся и не будут находиться под влиянием политики, они подчиняются юридическим принципам. Как прокурор – я независим».

Бельмар в течение 60-дневного срока после начала работы Трибунала должен получить в свое распоряжение результаты расследования и копии судебных материалов, находящихся в распоряжении ливанского правосудия. Таким образом, производство по делу должно быть передано Трибуналу. По мнению прокурора, следственный процесс может занять от 3 до 5 лет. Состав судей (11 человек) сформирован из представителей Ливана (4 судьи) и других государств, однако их имена тщательно скрываются во избежание давления на них со стороны заинтересованных сил, а также по причинам обеспечения личной безопасности самих судей. Расходы Специального трибунала будут покрываться за счет правительства Ливана (49%) и добровольных взносов государств (51%). Их объем оценивается приблизительно в 50 млн долл. США.

Накануне открытия Трибунала С.Харири в интервью французскому изданию «Journal du dimanche» заявил, что «благодаря Трибуналу будет рожден новый Ливан, Ливан в котором убийствам политиков, журналистов, парламентариев, которые продолжались в течение 30 лет, не будет места. Это — конец безнаказанности». Ливанское большинство, настаивавшее в течение всего времени, прошедшего со дня убийства экс-премьер-министра, на международном расследовании этого дела, рассчитывает на справедливое и беспристрастное решение. Несмотря на заявленную готовность принять любой вердикт, который будут вынесен этой международной судебной инстанцией, лидер «Движения будущего» уверен в виновности Дамаска. По словам С.Харири, Сирия препятствовала расследованию и хотела избежать процесса, однако «именно они (сирийцы) совершили эти преступления в нашей стране. Теперь ничто не сможет остановить Трибунал. Ни Сирия, ни «Хизбалла»».

Что касается вопроса о содействии Сирии расследованию, то, как подчеркнул в ходе открытия Трибунала прокурор Бельмар, ее помощь остается удовлетворительной. Скорее всего, эта «похвала» связана не столько с реальной помощью сирийской стороны по выявлению истинных заказчиков преступления, сколько является одним из сигналов, посылаемых в последнее время международным сообществом с целью налаживания диалога и ослабления изоляции сирийского режима, поддерживающего тесные связи с Ираном.

Учреждение Трибунала не в последнюю очередь является результатом совместных усилий США и Франции, государств, играющих ключевую роль в развитии ситуации на Ближнем Востоке. Бывший французский президент Жак Ширак, являясь личным другом Рафика Харири, самым активным образом содействовал как принятию резолюции о выводе сирийских войск, так и проведению международного расследования убийства ливанского премьера. После 14 февраля 2005 г. Париж практически заморозил свои отношения с Дамаском. Изоляция Сирии стала хорошим поводом для сближения позиций Франции и США (после охлаждения отношений вследствие войны в Ираке в 2003 г.), которые сошлись во мнении, что режим и амбиции Б. Асада нацелены на дестабилизацию региона.

Однако за последние 4 года политическая ситуация на Ближнем Востоке претерпела существенные изменения. Развитие ситуации в регионе за последние годы вынуждает считаться с мнением Дамаска. Поэтому Франция, избрала тактику сближения и восстановления, по словам нынешнего французского президента Н.Саркози, «шаг за шагом отношений доверия». Париж заверил сирийского президента, что Трибунал ни в коей мере не нацелен на дестабилизацию его режима, а на выявление виновных и справедливое правосудие и привержен соблюдению суверенитета Ливана.

Похожим путем пойдет и новая американская администрация, готовая к диалогу и зондирующая возможность восстановления отношений с Дамаском. В телефонном разговоре с ливанским президентом Б.Обама подчеркнул, что «Вашингтон планирует пересмотреть свою политику на Ближнем Востоке, в особенности в том, что касается Сирии». Исполняющий обязанности помощника госсекретаря США по Ближнему Востоку Д.Фелтман в ходе визита в Ливан в марте 2009 г. отметил, что нет никаких противоречий, с одной стороны, в твердой поддержке Ливана, а с другой – в попытках решать проблемы через диалог с Сирией, которая «может сыграть важную и конструктивную роль в регионе». Учитывая сложные и неоднозначные отношения Сирии с Парижем и Вашингтоном, существует риск вероятного использования Трибунала в качестве рычага давления на нее.

Именно поэтому часть ливанцев высказывают опасения, что политический торг с Сирией и возможные закулисные договоренности, могут затормозить работу Трибунала, если по наиболее важным вопросам для США и Франции Дамаск пойдет на реальное сотрудничество.

В самом Ливане в день начала работы Трибунала коалицией «14 марта» была организована специальная церемония, в которой приняли участие видные политики, депутаты, общественные деятели, а также митинг в поддержку усилий мирового сообщества. В Бейруте на Площади Мучеников (Сахат шухада) был установлен огромный экран, транслировавший из Голландии церемонию открытия СТЛ. В течение дня ко всем могилам жертв «Кедровой революции» были возложены цветы и венки.

Несмотря на то, что для многих ливанцев открытие СТЛ является надеждой на торжество правосудия и наказание виновных, часть населения, не испытывающая ни симпатий, ни доверия к Западу, все же настроена скептически и рассматривает Трибунал как очередную попытку вмешательства во внутренние дела Ливана и инструмент разжигания вражды между ливанцами и сирийцами. Оппозиционное движение «8 марта» неоднократно публично заявляло о своем негативном отношении к учреждению СТЛ и высказывало уверенность относительно того, что «Трибунал никогда не докопается до правды». По словам ливанского журналиста Мишеля Хаджи Георгиу, оппозиционеры даже предлагали (безусловно, не на публике) «превратить место захоронения Р.Харири (на Площади Мучеников, где находятся могилы всех погибших в результате теракта 14 февраля — И.М.) в общественные туалеты».

В этой связи начало работы СТЛ не может рассматриваться, как бы не желал этого прокурор Бельмар, в отрыве от сложного внутриливанского и в целом ближневосточного контекста. Процессу не удастся избежать попадания в политический лабиринт, где переплелись интересы как региональных, так и международных игроков.

Ситуация вокруг Трибунала в очередной раз выявляет необычное положение Ливана – каждая из противоборствующих сторон во внутреннем конфликте имеет сильных внешних покровителей и в то же время опирается на существенную социальную поддержку внутри страны. Ливан оказался местом острого регионального конфликта, в котором пересеклись интересы, с одной стороны, западных стран (прежде всего Франции и США) и Сирии и Ирана, с другой. В подобных условиях едва ли можно рассчитывать на отсутствие политического подтекста в деятельности Специального трибунала по Ливану.

52.28MB | MySQL:103 | 0,462sec