Ситуация в Алжире: февраль 2009г.

7 февраля алжирцы узнали дату события, в ожидании которого они проведут два месяца. В тот день в столице АНДР было официально объявлено, что президентские выборы пройдут в стране 9 апреля. Хотя к тому моменту действующий президент страны Абдельазиз Бутефлика еще не объявил о своем намерении вновь баллотироваться на высший государственный пост, ни у кого не было сомнений, что это будет именно так, и что Бутефлика заранее является фаворитом выборов.

К 7 февраля предвыборные формуляры получили 18 претендентов. Среди них только одна — лидер Партии трудящихся Луиза Ханун — уже баллотировалась на президентских выборах /2004г./. Руководитель светской оппозиционной проберберской партии Объединение за культуру и демократию Саид Саади отказался от участия в выборах в качестве претендента на избрание. Ожидается, что другая оппозиционная проберберская партия Фронт социалистических сил призовет своих сторонников бойкотировать голосование.

От участия в выборах в качестве претендентов отказались бывший президент страны Ламин Зеруаль /1995-1998/ и бывший глава правительства Реда Малек. Исламистская оппозиция также мало интересуется выборами, так как единственный из возможных кандидатов Абдалла Джабалла /он уже боролся за президентский пост в 2004г./ также отказался выставлять свою кандидатуру. Подобный расклад вынудил наблюдателей констатировать, что предстоящие президентские выборы пройдут без оппозиции, которая называет их результат предопределенным заранее.

Первый раз Бутефлика победил на выборах в 1999г. Тогда шесть других претендентов в последний момент сняли свои кандидатуры в знак протеста против предрешенности, на их взгляд, итогов голосования. Это не помешало проведению «альтернативных» выборов без альтернативы. В 2004г. Бутефлика добился переизбрания. Поскольку действовавшая конституция страны не позволяла ему баллотироваться в третий раз, поддерживающие Бутефлику пропрезидентские партии инициировали референдум, в ходе которого алжирцы проголосовали за изменение основного закона страны.

12 февраля Бутефлика официально объявил о том, что будет баллотироваться на выборах. Выступая на массовом митинге, он сообщил, что будет выступать в качестве «независимого кандидата» с тем, чтобы «продолжить реализацию своей программы», начатой в 1999 году. Бутефлика сделал три предвыборных обещания, одно из которых — «продолжать политику национального примирения с тем, чтобы примирить алжирцев самих с собой и их страной». «Я продолжу бороться против терроризма всеми доступными средствами, — пообещал также он. — При этом дверь останется открытой для тех, кто захочет сдаться». Третье обещание касалось решения социально-экономических проблем страны через выделение в течение пяти лет 150 млрд долларов на диверсификацию экономики и создание 3 млн рабочих мест.

По состоянию на 23 февраля в списке кандидатов на избрание на пост президента значились уже 11 претендентов.

24 февраля проживающий в последнее время в Катаре «исторический» лидер запрещенного Исламского фронта спасения /ИФС/ Аббас Мадани призвал алжирцев бойкотировать президентские выборы.

Самым заметным внешнеполитическим событием февраля стал визит в Алжир кубинского руководителя Рауля Кастро. Для последнего эта поездка стала первой с 2006г., когда он заменил брата на посту главы государства. В ходе турне Р.Кастро посетил Россию, Анголу и Алжир.

Алжир и Куба поддерживают самые тесные отношения с 1962 года, когда АНДР добилась независимости. Подтверждение тому — за это время только Фидель Кастро семь раз побывал в Алжире. Обе страны исторически играли ведущие роли в Движении неприсоединения. Состоявшаяся 8 февраля встреча между президентом АНДР Абдельазизом Бутефликой и Раулем Кастро продолжалась свыше 3-х часов. Как было объявлено, обсуждались главным образом вопросы развития двухстороннего сотрудничества.

В феврале немало событий произошло на антитеррористическом «фронте».

1 февраля было объявлено, что властям сдался высокопоставленный полевой командир «Аль-Каиды в странах исламского Магриба» /АКМ/ Али бен Тамим /боевой псевдоним — Абу Тамим/, представленный как «эмир» одного из основных формирований этой группировки. Он сдал оружие властям Якурена — населенного пункта близ Тизи-Узу /100 км к востоку от Алжира/. Абу Тамим утверждал, что таким образом он ответил на недавний призыв Хасана Хаттаба — бывшего основателя и главаря Салафистской группы проповеди и джихада, на базе которой в 2006г. была создана АКМ. В своем призыве от 18 января Хаттаб призвал действующих боевиков сдаться властям.

7 февраля алжирская пресса сообщила об уничтожении в самом центре города Бу-Мердас /50 км к востоку от Алжира/ двух террористов, включая видного полевого командира АКМ Омара Бентитрауи /боевой псевдоним — Яхья Абу Хитма/. Для этого спецслужбы провели специальную операцию в городе, являющемся центром одноименной провинции. Про 38-летнего Бентитрауи известно, что он стал на «тропу войны» с существующим режимом еще в 1993 году, то есть фактически в самом начале внутриалжирского противостояния. За прошедшее время он «дорос» до поста «эмира» фаланги «Аль-Фатх» АКМ, которая действует в зоне от Бу-Мердаса до восточных окраин Алжира. Его считают организатором ряда крупных терактов, в том числе двух, совершенных в Бу-Мердаса в 2007 году против комиссариата полиции и поста жандармерии. Уничтожение Бентитрауи не было подтверждено официальными источниками.

13 февраля официальное информационное агентство АПС сообщило, что в результате взрывов двух бомб в н.п.Фоум аль-Метлаг в провинции Тебесса на крайнем востоке Алжира погибли 7 человек, в том числе 2 жандарма. Террористы действовали по схеме, часто применяемой «Аль-Каидой». Сначала на фугасе подорвался грузовичок, в котором находилась семья из 4-х человек, включая двух женщин и ребенка. Когда к месту трагедии прибыли жандармы и спасатели, прогремел второй взрыв. Его жертвами стали двое жандармов и работник службы скорой помощи. Район Тебессы близ границы с Тунисом уже много лет считался очень спокойным. Появление там террористов следует рассматривать как стремление АКМ максимально расширить зону ее деятельности.

17 февраля алжирские газеты сообщили, что алжирская Национальная народная армия потеряла 7 военнослужащих в двух инцидентах. Один из них случился в 50 км к востоку от Алжира, где террористы выставили ложный блок-пост на одной из автодорог. В ловушку попал пассажирский автобус, среди пассажиров которого оказались трое военнослужащих, которые в гражданской одежде возвращались в свою часть. Исламисты, одетые в форму солдат, убили их после проверки документов. Второй инцидент произошел в районе Тебессы, где исламисты подорвали фугас при прохождении армейской автоколонны. В результате взрыва погибли 4 военнослужащих. Информация об этих инцидентах не подтверждалась официальными источниками.

22 февраля в Зиама Мансурия близ Джиджелли /360 км к востоку от Алжира/ террористы атаковали помещение частного охранного предприятия. В результате атаки были убиты 9 сотрудников предприятия, 3 получили ранения.

Российская Объединенная авиастроительная корпорация /ОАК/ может получить дополнительные заказы на истребители типа Су-30 от трех стран, где они уже состоят на вооружении. Об этом сообщил 13 февраля президент ОАК Алексей Федоров на 7-ой международной авиакосмической выставке «Аэро Индия-2009» в Бангалоре. По его словам, есть большая вероятность получить дополнительные контракты от Малайзии, Алжира и Индии. «Малайзия выразила желание увеличить свой парк Су-30, от Алжира у нас есть запрос на дополнительное количество этих самолетов, да и в Индии эта тема не закрыта», — отметил А.Федоров. Программа Су-30МКИ «будет активно существовать как минимум 10 лет», постепенно замещаясь истребителями Су-35 и перспективным авиационным комплексом фронтовой авиации /ПАК ФА/, известным также как истребитель пятого поколения. Что касается Иркутского авиазавода /ИАЗ/, пока его мощностей достаточно для параллельного выпуска Су-30МК, перспективного ближне- среднемагистрального самолета МС-21 и учебно-боевого самолета. Однако после выхода производства МС-21 на полную мощность, это будет затруднительно, отметил А.Федоров.

24 февраля министр энергетики и шахт Алжира Шакиб Хелиль объявил о намерении АНДР к 2020 году построить первую АЭС, и в дальнейшем строить подобные объекты с интенсивностью одна станция в пять лет. Он напомнил, что Алжир уже имеет соглашения о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии с Аргентиной, Францией, Китаем и США. По его словам, в настоящее время ведутся переговоры на предмет заключения аналогичных соглашений с Россией и ЮАР.

52.22MB | MySQL:103 | 0,612sec