О перспективах ВТС Республики Корея и ОАЭ в области учебно-боевой и оперативно-тактической авиации

Как сообщают китайские специализированные военно-технические издания, президент Республики Корея в рамках официального визита в Объединенные Арабские Эмираты присутствовал при подписании контракта между Korea Aerospace Industries и ВВС ОАЭ на поставку 60 легких истребителей FA-50 Block 10 стоимостью 3 млрд долл. СШ., т.е. стоимость одного самолета составляет примерно 50 млн долл. США.

Известно, что в феврале 2022 г. состоится визит министра обороны ОАЭ в Республику Корея, в ходе которого он посетит сборочную линию указанных самолетов, а также получит возможность ознакомится лично с ходом работ над малозаметным истребителем KF-21, начало летных испытаний которого запланировано на весну 2022 г., а принятие на вооружение ВВС РК должно состоятся в 2025 г.

По данным китайских источников, себестоимость FA-50 Block 10 составляет около 30 млн долл. США, т.е. южнокорейские авиастроители получат значительный объем экспортной выручки от контракта с ВВС ОАЭ, что позволит им продолжить работу над совершенствованием данного самолета и расширением его возможностей.

Следует учитывать, что дополнительно ВВС ОАЭ подпишут контракт на сервисное обслуживание, средняя стоимость которого может достигать 1 млрд долл. США с учетом количества поставляемых самолетов, однако данный параметр зависит и от продолжительности предоставления услуг южнокорейских  технических специалистов.

Фактически, это крупнейший контракт южнокорейского оборонного концерна на поставку легких истребителей, которые также можно применять в качестве учебно-боевых самолетов – имеют обозначение T/A-50. Как известно, ранее Korea Aerospace Industries поставила данные самолеты для ВВС Филиппин (12 ед. обозначение FA-50FH), Королевства Таиланд (12 ед. обозначение Т-50ТН), Ирак (24 ед. обозначение Т-50IQ) и Индонезии (22 ед.). Суммарная стоимость контрактов с ВВС 4 стран составила всего 1,7 млрд долл. США, при этом было поставлено 70 самолетов.

Некоторые китайские специалисты указывают, что военно-политическое руководство ОАЭ просто приобретает самые дорогие самолеты для национальных ВВС, однако анализ ситуации позволяет выделить несколько особенностей.

Тендер ВВС ОАЭ на поставку легких многофункциональных истребителей был объявлен еще в 2018 г. и аравийские военные рассматривали возможность приобретения китайских L-15AW и российских Як-130, однако угрозы официального Вашингтона о приостановлении нескольких действующих контрактов с ОПК США заставили официальный Абу-Даби выбрать южнокорейских авиастроителей.

Согласно имеющейся информации, ВВС ОАЭ на определенном этапе даже рассматривали вариант приобретения легких истребителей JF-17 BlockIII (средняя стоимость 35 млн долл. США), производство которых налажено, как на авиастроительном предприятии КАМRА в Исламской Республике Пакистан, так и в КНР на Чэндусском авиастроительном предприятии, однако по военно-политическим соображениям официальный Абу-Даби был вынужден отказаться от приобретения истребителей китайской разработки

Примечательно, что покупка ВВС ОАЭ партии FA-50 вполне отвечает интересам ОПК США, поскольку в качестве силового агрегата конструкторы Korea Aerospace Industries выбрали турбореактивный двигатель F404-GE-102 (пр-во компании General Electric, США), поскольку в Республике Корея пока отсутствует производство собственных ТРДД.

Однотипные двигатели устанавливают на истребители F/A-18 в модификациях A/B/C/D, стоящих на вооружении США и нескольких стран НАТО и, очевидно, что проблем со сменно-запасными частями не предвидится ближайшие несколько лет. Кроме того, F404-GE-102 серийно устанавливают на истребители «Kфир» израильского производства и на индийские LCA Tejas.

В отношении FA-50 известно, что указанный выше двигатель обеспечивает компактному самолету (длина 12,98 м, размах 9,17 м, высота 4,78 м) максимальную скорость 1,5МАХа, дальность полета 1851 км, а практический потолок  составляет 14 630 м.

Данный летательный аппарат был разработан конструкторами Korea Aerospace Industries в интересах учебных подразделений ВВС Республики Корея для замены устаревших F-5, однако тактико-технические характеристики позволяют применять FA-50, как для подготовки/переподготовки пилотов, но и в качестве легкого истребителя, стоимость эксплуатации которого значительно ниже в сравнении с одномоторными истребителями третьего и четвертого поколения.

Как известно, на вооружении ВВС ОАЭ находится 80 ед. F-16E Block 60, которые в настоящее время составляют основу оперативно-тактической авиации официального Абу-Даби.  Некоторые китайские специалисты полагают, что за счет FA-50 ВВС ОАЭ планируют снизить эксплуатационные расходы, поскольку боевая авиация систематически привлекается для выполнения задач по уничтожению объектов хоуситов в Йемене.   Кроме того, FA-50 Block 10 будут применять для повышения квалификации молодых пилотов и для переучивания с одной модели самолета на другую.

Китайские специалисты указывают, что FA-50 в значительной мере состоит из компонентов американского производства. Так под носовым обтекателем установлена радиолокационная станция с фазированной антенной решеткой  AN/APG-67(V)4 (пр-во Lockheed Martin, США) позволяющая одновременно сопровождать 10 воздушных целей и обстреливать 2 из них управляемыми ракетами класса «воздух-воздух» малой дальности AIM-9. Известно, что по запросу ВВС ОАЭ южнокорейские специалисты адаптируют программное обеспечение самолета для применении УР ВВ европейского производства , а именно IRIS-T.

Указанная бортовая РЛС не позволяет применять УР ВВ средней/большой дальности AIM-120, т.е. как истребитель FA-50 имеет ограниченные возможности при ведении воздушного боя.  В настоящее время южнокорейские конструкторы работают над этим слабым местом и ожидается, что в модификации Block 20 самолет получит возможность применять упомянутые выше AIM-120 в разных модификациях.

Однако, данный самолет вполне может наносить удары по наземным целям, поскольку под фюзеляжем расположена оптико-электронная система разведки и наведения AN/AAQ-38 Sniper, которая позволяет пилоту применять как неуправляемые авиационные бомбы, так и корректируемые, оперенные боеприпасы типа JDAM массой от 227 до 908 кг. в любое время суток и в неблагоприятных метеоусловиях.  Кроме того, в номенклатуру авиационных средств поражения включены и легкие противокорабельные ракеты AGM-65 Maverick.

В дополнение к вышесказанному отметим, что активная деятельность военно-политического руководства Республики Корея по продвижению продукции национального ОПК имеет своей целью расширение присутствия на международном рынке вооружения и на наработку контактов среди состоятельных государств Ближнего Востока, которые могут быть заинтересованы в приобретении новых образцов вооружения и военной техники в перспективе.

Китайские специалисты ожидают, что государства Аравийского полуострова в ближайшее время обратят самое серьезное внимание на новые разработки ОПК РК, а именно на малозаметный истребитель KF-21; самоходные артиллерийские орудия К9 (ведется разработка новых модификаций, вт. ч. безэкипажной), основные боевые танки (конкуренция К2 «Черная пантера» с немецким Леопард2А7) а также баллистические ракеты и подводные лодки.

62.84MB | MySQL:102 | 0,580sec