О турецкой реакции на новость о визите президента России В.В. Путина. Часть 3

Как 27 января сообщили сначала отечественные, а потом и турецкие СМИ, со ссылкой на пресс-секретаря Д. Пескова, визит президента России Владимира Путина в Турцию состоится, «когда позволит эпидемическая обстановка и графики президентов двух стран».

Это объявление вызвало немалый интерес со стороны турецких СМИ, подогреваемый контекстом нынешнего противостояния между Россией и Западом и неутихающим кризисом на Украине.

Неизбежным вопросом, который возникает в этой связи у турецкой прессы является то, какую именно роль Турция может сыграть в нынешнем «кризисе на Украине». Кавычим это словосочетание, поскольку им в эти дни принято обозначать всё: от непосредственных событий вокруг востока страны до более широкого кризиса в отношениях между Россией и Западом. Который, собственно, и является предметом нынешнего противостояния.

При этом, турецкие обозреватели отлично осознают себе, что Россия – это не та страна, которая предпочитает назначать себе посредников для урегулирования её проблем, предпочитая рассматривать себя в качестве «достаточно глобального» игрока, который «сам решает свои проблемы». Отсюда возникает закономерные проблемы с прочтением российского взгляда на роль Турции в этих процессах. Причем, это прочтение со стороны турецких обозревателей, нередко, оказывается замешанным на чувстве возросшей роли Турции в мировых процессах и желанием, возможно несколько превышающим реальные возможности, эту роль демонстрировать практическими делами.

Подробно и весьма развернуто по этому вопросу известному, пожалуй, самому пророссийскому турецкому изданию, газете Aydınlık рассказал чрезвычайный и полномочный посол Российской Федерации в Анкаре А.В.Ерхов. Продолжаем знакомить читателей с текстом этого интервью, опубликованным на турецком языке. Приведенный ниже перевод – неофициальный, авторский.

Начало интервью – в Части 2 нашей публикации, доступной по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=83097.

Цитируем:

«Мы больше не верим словам Вашингтона и Брюсселя. В первую очередь, нам важно получить юридически обязывающие гарантии безопасности, что НАТО не будет расширяться, а входящие в него государства не будут размещать наступательные вооружения у наших границ. Нам говорят, что каждое государство имеет право ввести войска. Мы также говорим, что государства не должны укреплять свою безопасность, нанося ущерб безопасности других. Такое обязательство было ратифицировано и подтверждено на саммите ОБСЕ в Стамбуле в 1999 году. Безопасность либо неделима для всех, либо ее не существует. Короче говоря, моя свобода махать кулаком заканчивается там, где начинается нос другого человека».

«Украина, к сожалению, может стать «детонатором» дальнейшей эскалации. Некоторые круги в Киеве пользуются тем, что их правонарушения покрывают их западные спонсоры».

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ТУРЦИИ (по посредничеству – И.С.)    

«Согласно заявлениям пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова, мы приветствуем, если Турция использует свое влияние на Киев для того, чтобы убедить Украину соблюдать Минские договоренности. При этом, Минские договоренности четко и ясно показывают, кто что должен делать и последовательность этих шагов для разрешения кризиса на востоке Украины. Что касается вопроса переговоров в Стамбуле, то у меня нет подтверждающей информации».

ЧЛЕНСТВО УКРАИНЫ В НАТО

«Я хочу еще раз четко сказать. Причиной наших самых серьезных опасений является, прежде всего, размещение современных наступательных вооружений вблизи наших границ и серьезные и тяжелые последствия, которые могут возникнуть в результате, скорее чем членство какой-либо страны в какой-либо организации. Что было бы, если бы эта страна однажды, не дай Бог, стала членом Альянса, в то время как НАТО уже «закачивало» оружие в Украину?».

«Иногда нам говорят, что поставка оружия была «просто работой». На наш взгляд, это не всегда может быть правдой, а иногда и вовсе неверно. Если бы это было так, то некоторые столицы не следили бы внимательно за продажей вооружений, например, американских самолетов или французских корветов, в соседние страны. И конечно, очень важным вопросом является не только то, кому вы даете оружие, а кому и с какой целью. Очень важна зрелость и степень ответственности «конечного покупателя» военно-технической продукции. И если новое оружие, которое приобретает этот «покупатель», может увеличить намерение покупателя использовать его в авантюрных целях без какой-либо уголовной ответственности (вероятно, имелась в виду, в общем, юридическая ответственность – прим.), это должно быть поводом для рассмотрения».

НАРУШЕНИЕ СОГЛАШЕНИЯ (Минского – И.С.)     

«Нужно четко понимать, с кем ты имеешь дело в такие тяжелые и ответственные дни, как сейчас. Мы также должны учитывать возможность того, что вся та истерия, которая сейчас возникает на Западе, направлена если ​​не на то, чтобы спровоцировать военные действия Украины на Донбассе, а, как минимум, на то, чтобы прикрыть позицию киевского режима, который полностью саботирует Минские договоренности, которые он отказывается выполнять».

«Поэтому призываем всех, кто может позволить себе проявить необходимое влияние в Киеве, чтобы выполнить обязательства, одобренные СБ ООН и взятые на себя самой Украиной».

Начнем с того, что обратимся к сказанному российским послом турецкому изданию, прежде чем смотреть на интерпретацию этих слов турецкими авторами.

Если выбирать ключевые слова из этого интервью, касающиеся Турции, то, по всей видимости, это слова – следующие:

«Большая и критическая роль возложена на Турцию, которая является государством-контролером за выполнением требований Конвенции Монтрё — одного из важнейших международно-правовых документов, направленных на поддержание мира в Черноморском регионе».

Иными словами, речь идет об открытом подчеркивании российской стороной критического значения исполнения Турцией своих обязательств по Конвенции Монтрё в условиях разгорающегося кризиса. Как это было, допустим, в 2008 году в условиях конфликта между Россией и Грузией. Хотя понятно, что ставки сейчас – уже повышенные.

Второй момент – касающийся заявлений Дмитрия Пескова, которые были интерпретированы турецкой стороной в качестве приглашения к посредничеству между Россией и Украиной. На самом деле, контекст этого призыва такой, что все «здоровые силы» должны прикладывать усилия к тому, чтобы вернуть Киев в русло ранее достигнутых договоренностей. Разумеется, касательно «переговоров в Стамбуле» в рамках урегулирования украинского кризиса, у посла нет информации, поскольку здесь, опять же, имеет место быть выдавание желаемого за действительное – в особенности, когда говорится о переезде Минской площадки на турецкую территорию – в Стамбул.

Обратим внимание на то, что статья российского посла носит подробный, ознакомительный характер для турецкой аудитории относительно причин возникшего кризиса в отношениях между Россией и Западом. Что характерно с конкретными статистическими выкладками, касательно кратно возросшей активности НАТО в Черноморском регионе.

Как мы не раз говорили уже, Турции не нужна эскалация напряженности в Черноморском регионе, равно как Турция не заинтересована в превращении Черного моря в «озеро НАТО». Главная причина заключается в том, что Турция сама намерена наращивать в регионе собственное влияние, что будет невозможно в случае активного вмешательства НАТО в региональные процессы. В этом смысле, как неоднократно, на протяжении своего интервью, подчеркивает российский посол, большая роль возложена на Турцию, как на главное государство, обеспечивающее соблюдение условий Конвенции Монтрё.

В этом – та главная роль, на взгляд России, которая была, есть и будет у Турции. Разумеется, в том случае, если Турция не возьмется «перекраивать» Конвенцию в пользу «лучшего для себя» решения (см. ниже об этом – И.С.). Это неизбежно приведет к перебоям в функционировании устоявшегося порядка и сложно представить себе к каким положительным последствиям это реформирование может привести. Зато нетрудно себе представить последствия того, что Конвенция Монтрё прекратит свое существование, причем, последствия будут одинаково негативные как для России, так и для самой Турции.

Мы склонны рассматривать угрозу со стороны НАТО лишь только для России. Но ситуация заключается в том, что НАТО может давить не только на сторонние государства, но и на своих собственных членов, тем более, таких как Турция, которые заявляют свою новую роль в мире и декларируют идеи о переходе к новому миропорядку.

Не секрет, что растущие амбиции Турции вызывают раскол и внутри самого Североатлантического альянса. Это – к вопросу о том самом «альянсе внутри Альянса», о котором пишут турецкие авторы в контексте, допустим, того же противостояния между Турцией и Грецией в связи с разделом газовых месторождений Восточного Средиземного моря. Не говоря уже о том, что «ухода Эрдогана» откровенно ждут не только в США, но и в ЕС – особенно, в самых влиятельных европейских столицах. Пока это не произошло Западу нужны рычаги влияния на турецкое руководство и Черное море может предоставить такую возможность.

Затрагивает в своем интервью российский посол и тему поставки Украине вооружений.

На самом деле, ни одним словом, в своем интервью, посол А.В.Ерхов не обмолвился о том, что Турция поставляет свои БПЛА украинской стороне и, говоря шире, развивает с Украиной стратегическое сотрудничество в сфере оборонно-промышленного комплекса.

Однако, намек просматривается достаточно четкий: Россия отвергает ту идею, что поставки оружия – это «просто бизнес» и «ничего личного». Тем более, в случае Украины, чьи «зрелось и степень ответственности» вызывают в России самую серьезную обеспокоенность.

Услышат ли в Турции реплику российского посла? – Разумеется, она не ускользнёт от внимания турецкого руководства. Но одно дело – «слышать», а другое дело – «принимать во внимание». Следует предположить, что отношения между Турцией и Украиной будут развиваться с прежней динамикой, хотя, возможно, что на какое-то время будет включен режим «радиотишины», чтобы не привлекать излишнее внимание к турецко-украинским договоренностям.

При этом, уместным является ещё раз вспомнить о статье Мехмета Али Гюллера, которую мы разбирали в предыдущей чЧасти нашей публикации, где он говорит о том, что Турция заняла «проблемную позицию», дав «обещание» США по выполнению своих обязательств как члена НАТО, которых по факту и нет. Имея в виду, что Украина, вокруг которой локализовался нынешний конфликт между Россией и Западом, не является членом НАТО, а, следовательно, на неё не распространяется статья о коллективной обороне.

Вот слова турецкого обозревателя, которые уместно повторить: «Черное море будет одним из важнейших фронтов войны. Более того, одной из целей американского проекта по украинскому кризису является изменение статуса Черного моря… Картина — ясна. Украинский кризис оказывает негативное влияние на Турцию через Черное море. По этой причине, Анкара должна открыто заявить, что не поддержит агрессию США против России из-за Украины, вместо политики «призыва сторон к здравому смыслу»».

Иными словами, как мы можем видеть из слов как российского посла, так и турецкого обозревателя, главным вопросом, по-прежнему, является статус Черноморских проливов. Который США и НАТО будут стремиться изменить в сторону свободы мореплавания через Босфор и Дарданеллы. И если не получится это сделать путем простого давления на Турцию, значит могут быть, как ожидается, задействованы и другие, более радикальные механизмы. Однако, до сих пор, никаких заявлений о том, что Турция не поддержит «агрессию США против России», со стороны турецкого руководства не прозвучало. Напротив, турецкое руководство подчеркивает, что оно остается «верным своим обязательствам» в рамках Североатлантического альянса.

Может ли в таких условиях, пусть даже и весьма теоретически, российская сторона рассматривать Турцию в качестве регионального посредника? И будет ли, в таких условиях, российский президент В. Путин ставить этот вопрос, в качестве знакового, на повестку дня своих переговоров с Р.Т.Эрдоганом?

Тем не менее, вот что пишет обозреватель известного турецкого издания Yeni Akit Мехмет Кочак в своей статье от 29 января. Пожалуй, такой взгляд на вопрос не нуждается в излишних комментариях:

«Кризис, начавшийся между двумя великими державами, США и Россией, обвиняющими друг друга из-за Украины, угрозами и требованиями, которые невозможно удовлетворить и нарастающими день ото дня, смягчить не удалось до сих пор.

Некоторое время назад стороны передали друг другу свои требования, чтобы найти решение украинского кризиса.

На самом деле, предлог для поиска решения кризиса состоит в том, чтобы перевести свои политические аргументы на следующий ход, чтобы получить преимущество друг перед другом.

В то время, как США стремились подать миру сигнал о своей эффективной силе в своей борьбе за гегемонию, заставив Россию сделать шаг назад, Россия также стремилась заставить США сделать шаг назад, чтобы завоевать важный престиж как перед странами региона, так и перед всеми западными державами.

Однако ни США, ни Россия не смогли достичь этих целей.

Потому что, хотя Россия ответила на требования США требованиями, содержащими собственные тезисы, США также отвергли требования России.

В результате этих «разборок» кризис между США и Россией перешел в гораздо более опасное измерение.

На данный момент, это — замечательная политическая инициатива информировать стороны о том, что президент Эрдоган может выступить в качестве посредника, чтобы предотвратить возможную большую войну и способствовать миру, в то время, когда мир находится на острие ножа или на краю из-за «украинского кризиса».

То, что касается приглашения президента Р. Тайипа Эрдогана в Турцию президента России Владимира Путина и президента Украины Владимира Зеленского для решения проблем между Россией и Украиной: многообещающим началом для мира надо считать то удовлетворение, которое было озвучено со стороны министра иностранных дел Украины Дмитрия Кулебы и официального представителя Кремля Дмитрия Пескова, тем, что Турция вмешивается в процесс в качестве посредника.

Призыв-приглашение президента Эрдогана, тот факт, что его приветствовали в Москве, и известие о том, что российский президент Путин в ближайшем будущем прибудет в Турцию — эти новости были переданы миру информационными агентствами с пометкой «Срочно!»: «Турция находится в действии по предотвращению крупной катастрофы». Это было выражением важности того, что несет эта новость.

Это — историческое событие, что с инициативами президента Эрдогана по урегулированию украинского кризиса путем переговоров начнется новая эра.

Цель президента Эрдогана — как можно скорее собрать вместе президентов России Владимира Путина и Владимира Зеленского с глазу на глаз, чтобы обеспечить мир в регионе.

Если этого удастся добиться, то откроется путь к восстановлению мирной обстановки.

Пока мир затаил дыхание в страшном ожидании, инициативы президента Эрдогана в мировых столицах были оценены как «самый успешный политический ход в новейшей истории», так как инициативы (со стороны турецкого президента – И.С.) по предотвращению мировой войны, которая повлекла бы за собой великую человеческую катастрофу, были приняты обеими сторонами — Россией и Украиной.

Тот факт, что Турция выступает посредником как друг России и Украины, а также союзник по НАТО, имеет особое значение.

Мы ожидаем восстановления мира в регионе при посредничестве Турции».

62.96MB | MySQL:104 | 0,807sec