О выборах нового юридического советника правительства Израиля

Юридический советник правительства — одно из высших должностных лиц в Израиле, который не только возглавляет государственную юридическую систему, но и служит главным консультантом правительства по вопросам права, обеспечивая соблюдение закона и верховенство права в деятельности исполнительной власти. По совместительству является генеральным прокурором страны и выполняет некоторые функции министра юстиции, касающиеся подготовки законов Кнессета и правительства.

Однако это создает ситуацию, в которой одно и то же лицо дает рекомендации министрам — и, в то же время, возглавляет следствие против них, что, с точки зрения многих юристов создает конфликт интересов. Уже неоднократно обсуждалась варианты разделения  этих должностей. Однако никогда ранее это не встречало поддержки у бывшего премьер-министра Б.Нетаньяху, а уж тем более в офисе юридического советника.

Недавно  было снова заявлено, что новый министр юстиции Гидеон Саар намерен осуществить реформу по разделению офиса юридического советника и генерального прокурора ближайшей осенью. Однако , сегодня это лишь благие намеренья, а пока стоит вопрос о выборе нового юридического советника, который назначается правительством из числа кандидатов, отобранных специальной общественной комиссией, на один шестилетний срок.

С февраля 2016 года должность занимает Авихай Мандельблит, который на будущей неделе завершает свою карьеру в правоохранительной системе Израиля. Подводя итоги его работы, телеведущая Рина Мацлиах оговорилась «по Фрейду» в прямом эфире, назвав Мандельблита «семейным советником». На иврите слова «юридический» и «семейный» различаются всего одной буквой («мишпати — мишпахти»), и эту игру слов постоянно использовали израильские борцы с коррупцией, обвинявшие Мандельблита в стремлении «отмазать» от уголовной ответственности бывшего премьер-министра Биньямина Нетаньяху и членов его семьи. В лагере противников Нетаньяху Мандельблита именовали «семейным советником» — и это оскорбительное для Мандельблита прозвище стало настолько расхожим, что «Мацлиах нечаянно произнесла его в прямом эфире к радости всего лагеря «антибибистов».

Ведущая 12-го телеканала быстро поправила свою оговорку. «Мы продолжим подводить итоги бурной каденции юридического советника правительства, а если я назвала его по-другому, то это было совершенно нечаянной ошибкой», — сказала Мацлиах.

Шестилетняя каденция Авихая Мандельблита на посту юридического советника правительства, действительно, была одной нескончаемой бурей. В феврале 2016 года премьер-министр Нетаньяху настоял на назначении религиозного юриста, недавнего секретаря своего правительства, вопреки протестам общественности, апелляциям в БАГАЦ и невзирая на подмоченную репутацию Мандельблита — в бытность главным военным прокурором он проходил в качестве подследственного по уголовному делу Арпаза и подозревался в попытке воспрепятствования правосудию из лояльности к своему армейскому начальству.

Впоследствии, когда известный повышенной лояльностью начальству Мандельблит, после тяжких сомнений и проволочек, после еженедельных шумных демонстраций у его дома в Петах-Тикве, все-таки решился возбудить против Нетаньяху уголовные дела и предъявить ему тяжкие обвинения, бывший премьер-министр извлек на свет весь старый «компромат» из дела Арпаза, и не только из него, для моральной дискредитации юридического советника правительства, который и без того не пользовался особым уважением израильской публики.

Все шесть лет работы юридического советника Мандельблита были ежедневной и ежечасной битвой за сохранение своего человеческого и профессионального достоинства в ситуации «между молотом и наковальней». Под перекрестным огнем с двух сторон, осыпаемый проклятиями и обливаемый презрением, он, как умел, сохранил обе свои ценности, вдруг оказавшиеся несовместимыми, — и лояльность политическому руководству, и верность правовому государству. Он не стал героем, но и не сдал свой окоп — и может считать это достойным завершением государственной службы.

Хотя в последний  месяц своего правления  вдруг объявил, что готов рассмотреть и даже утвердить сделку прокураторы с бывшим премьер-министром Биньямином Нетаньяху и позволить последнему избежать тюремного заключения, несмотря на всю проблематичность его уголовных дел. Однако как отмечалось ранее  (см. материал «Об уголовных делах и судебном процессе против бывшего премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху. Часть 9. от 27 января, 2022) при всем при этом, основным ключевым условием сделки, которое поставил генеральный прокурор Авихай Мандельблит для досудебной сделки, было признание действий Нетаньяху «позорными». Термин «позор» («калон») в вердикте суда означает для государственного чиновника, что после этого он на семь лет теряет право занимать выборные должности, в том числе избираться в Кнессет, на что естественно не соглашался Нетаньяху. В итоге сделка не состоялась.

В своей прощальной речи на заседании правительства Авихай Мандельблит заклеймил позором действия бывшего премьер-министра. Не называя Нетаньяху по имени, Мандельблит говорил о «тех, кто раз за разом тяжко нарушает принцип верности интересам общества ради продвижения личных интересов», и не выполняет первоочередной долг правительства в демократическом государстве — охранять власть закона и независимость судебной власти.

«Обязанность правительства — гарантировать власть закона… Это часть лояльности обществу со стороны членов правительства, которые обязаны ставить интересы государства выше своих политических и личных интересов. Правительство, которое пытается ослабить власть закона или, хуже того, разрушает власть закона, вредит обществу», — говорил Мандельблит. «Были такие, кто пытался изобразить борьбу против власти закона вопросом идеологии, под вывеской «управляемости», — но раз за разом мы видели, что за всем этим стоит желание продвигать личные интересы в ущерб интересам общества».

Осуждая бывшего премьер-министра и объясняя свою вынужденную конфронтацию с ним, Мандельблит подчеркивал, что «власть закона — это не личное дело юридического советника правительства, это базовая составляющая демократического государства, которую правительство обязано хранить для граждан, ради общественного интереса… Я говорю о «судебной безопасности» — это такая же часть национальной безопасности, как безопасность военная, медицинская, экономическая и прочая».

Министр юстиции Гидеон Саар и министр обороны Бени Ганц, прощаясь с Мандельблитом, благодарили его за верность принципам правового государства и защиту независимости судебной власти в условиях, когда это требовало личного мужества и стойкости. Ганц сказал, что Мандельблит защищал власть закона «своим телом».

Все шесть лет работы, под перекрестным огнем с двух сторон, Мандельблит, как умел, хранил оба своих принципа, о которых упомянул сегодня в прощальной речи, — и лояльность правительству, и верность правовому государству, — хотя эти принципы в последние годы выглядели несовместимыми, и враждующие лагеря требовали от него сделать выбор.

Авихай Мандельблит покидает свой кабинет 1 февраля. Еще в декабре прошлого года газета «Гаарец» опубликовала список из восьми кандидатов, где так же были кандидаты министра юстиции Гидеон Саар. Это адвокат Гали Бахарав-Миара (если ее изберут, она станет первой в истории женщиной на этом посту), заместитель юридического советника правительства по общественному и конституционному праву Ран Низри и заместитель юридического советника по международному судопроизводству Рои Шейндорф.

Все три кандидата уведомлены о том, что одной из задач Саара на посту министра юстиции является разделение функций юридического советника правительства и государственного прокурора. Сейчас юридический советник может совмещать обе эти должности.

Выбор одного из трех представленных кандидатов осуществит комиссия в составе бывшего председателя Верховного суда Ашера Груниса, (от судебной системы), депутата Цви Хаузера («Новая надежда») – от Кнессета, адвоката Тами Ульман (от коллегии адвокатов), профессора Рона Шапира (от академических кругов) и бывшего министра юстиции Дана Меридора (от правительства). Примечательно, что Грунис входил и в предыдущую комиссию, которая выбрала уходящего юридического советника Авихая Мандельблита. И он был единственным, кто голосовал против него.

В итоге комиссия по подбору кандидатур на пост юридического советника правительства пока выбрала из восьми кандидатов троих и предоставить окончательный выбор из этих трех министру юстиции Гидеону Саару. Считалось, что если в тройку финалистов войдет Галит Бахарат-Миара, назначение, по всем прогнозам, получит она, ведь ранее Саар уже заявлял, что поддерживает её.

После того, как премьер-министром и министром юстиции будет выбрана одна из кандидатур, она должна будет пройти проверку в комиссии по госслужбе, и заручиться поддержкой правительства.

На итоговом заседании комиссии кандидат Саара на пост юридического советника правительства не получила поддержки главы комиссии, но была избрана. 31 января израильские СМИ опубликовали подробности обсуждения кандидатур на пост юридического советника правительства.  В список включены — адвокат Гали Бахарав-Миара, бывший окружной прокурор Тель-Авива по гражданским делам; адвокат, заместитель генерального прокурора по международному праву Рой Шондорф и адвокат Итай Офир, юридический советник министерства обороны.

Список кандидатов передан премьер-министру Нафтали Беннету и министру юстиции Гидеону Саару.  И хотя Гали Баарав -Миара является кандидатом, которого поддерживает министр юстиции Гидеон Саар, её не поддержал глава комиссии по отбору, отставной судья Верховного суда Ашер Грунис. В свое время, Грунис не поддерживал и кандидатуру Авихая Мандельблита, утверждая, что переход от должности секретаря правительства к должности юридического советника правительства, образует конфликт интересов.

Главным конкурентом Гали Баарав-Миара был заместитель юридического советника правительства Раз Низри. С его именем связаны разногласия в группе прокуроров, изучавших материалы дел в отношении Биньямина Нетаньяху. Кандидатуру Низри на пост юридического советника правительства поддержал глава комиссии Ашер Грунис. Депутат Цви Хаузер не проголосовал за Низри, судя по всему, не желая вступать в конфронтацию с главой своей партии Гидеоном Сааром. Бывший министр юстиции Дан Меридор также не проголосовал за Низри, мотивируя это тем, что речь идет о юристе, придерживающимся консервативных взглядов. Ожидается, что Раз Низри подаст в отставку после назначения нового юридического советника.

В итоге , через день премьер-министр Израиля Нафтали Беннет поддержал министра юстиции Гидеона Саара, который рекомендовал на пост юридического советника правительства адвоката Гили Баарав-Миара. Теперь это рекомендация должна быть представлена на рассмотрение кабинету министров на следующей неделе. Но в принципе мало вероятно, что она не пройдет. На протяжении многих лет она работала в отделе по гражданским делам государственной прокуратуры.

А пока в  Иерусалимском окружном суде возобновятся слушания Нетаньяху по «Делу 4000», по которому его обвиняют в коррупции и обмане общественного доверия.

Показания по делу о взаимовыгодных отношениях Нетаньяху в бытность премьер-министром и министром связи дадут несколько свидетелей, в том числе и государственный свидетель бывший гендиректор Министерства связи Шломо Фильбер. Кроме этой центральной фигуры обвинения, перед судьями предстанут несколько бывших подчиненных Нетаньяху, которые прольют свет на взаимоотношения премьер-министра со средствами массовой информации. В частности, речь идет о Боазе Стамблере, бывшем пресс-секретаре главы правительства, который, по его признанию, передавал редакции сайта Walla просьбы, касающиеся публикаций о семье Нетаньяху.

Затем показания дадут бывший пресс-секретарь Нетаньяху по политическим вопросам Шай Хаек и бывший юридический советник Министерства связи Дана Нойфельд. Она расскажет подвергалась ли она давлению со стороны Нетаньяху, тогда министра связи, с целью продвижения интересов компании «Безек».

Судебные слушания возобновляются на фоне провала переговоров между Нетаньяху и прокуратурой о заключении судебной сделки.  Тем не менее Гиль Лимон, заместитель юридического советника Мандельблита, сказал в опубликованном на сайте 12-го канала интервью, что «если со стороны Нетаньяху будет желание заключить сделку, контакты могут возобновиться сразу после назначения нового юридического советника». Хотя мало вероятно, что это произойдет в ближайшем будущем, а уж тем более пройдет в желанном для Нетаньяху русле.

52.37MB | MySQL:103 | 0,579sec