Турецко-американские отношения после прихода к власти президента Б.Обамы

Визит в Анкару госсекретаря США Х.Клинтон, состоявшийся 7-8 марта 2009 г., позволил Турции и США заявить о том, что будет лежать в основе турецко-американских отношений после прихода к власти президента Б.Обамы. На переговорах в Анкаре наряду с политическими и экономическими аспектами двусторонних отношений был затронут широкий круг международных проблем, что само по себе является показательным. На повестке дня стояла ситуация на Ближнем Востоке (состояние израильско-палестинских, израильско-сирийских, израильско-ливанских отношений), Ирак, Афганистан, Пакистан, Балканы, Кавказ, Кипр, Африка, Северная Корея, отношения Турции с Европейским Союзом и борьба с терроризмом.

В совместном заявлении по итогам переговоров министр иностранных дел Турции А.Бабаджан и госсекретарь Х.Клинтон подтвердили, что отношения между Турцией и США носят характер стратегического партнерства, и заявили о намерении продолжать тесное сотрудничество и консультации по всем вопросам, представляющим общий интерес. Главы внешнеполитических ведомств двух стран обозначили сферы взаимодействия Турции и США на международной арене:

— мирный процесс на Ближнем Востоке;

(содействие установлению мира и стабильности в регионе, преодолению гуманитарного кризиса в Газе, урегулированию палестино-израильского конфликта в соответствии с принципом сосуществования двух государств)

— обеспечение энергетической безопасности;

(развитие нефте- и газотранспортных сетей, предназначенных для доставки энергетических ресурсов Каспия и Ирака на европейский и мировой рынок)

— ситуация на Кавказе;

(США поддерживают усилия Турции и Армении по нормализации отношений и работу Минской группы по решению нагорно-карабахского конфликта)

— сотрудничество на Балканах;

— урегулирование кипрской проблемы;

(поиск взаимоприемлемого решения под эгидой ООН, направленного на прекращение международной изоляции турок-киприотов)

— борьба с терроризмом особенно, с общими врагами, такими как РПК и аль-Кайда;

(США продолжат предоставлять Турции разведданные, необходимые для проведения военных операций против РПК)

— отношения в рамках НАТО;

(Анкара обязалась активизировать сотрудничество с США в Афганистане)

— усилия по преодолению мирового экономического кризиса;

— двусторонние экономические отношения.

(интенсификация сотрудничества в области торговли, инвестиций, науки и технологий)

Кроме того, США заявили, что поддерживают переговоры о вступлении Турции в ЕС и проведение необходимых для этого реформ в Турции. Отдельное внимание было уделено ситуации в Ираке, при этом обе стороны подтвердили свою приверженность сохранению суверенитета, единства и территориальной целостности Ирака и выразили поддержку развитию этой страны на основе демократии, плюрализма и федерализма.

В целом, можно заметить, что новая американская администрация продолжает линию на развитие многопланового партнерства с Турцией, о котором Вашингтон заявил еще в 2005 г. Тогда правительство президента Д.Буша пыталось нормализовать турецко-американские отношения, испытавшие на себе негативное воздействие иракского кризиса 2003 г. В то время как Б. Обама с самого начала своего президентства демонстрирует намерение укрепить союз с Анкарой.

Госсекретарь Х.Клинтон выразила стремление вдохнуть новую жизнь в турецко-американский альянс. На пресс-конференции по итогам переговоров Х.Клинтон заявила, что «отношения между двумя странами являются союзническими, партнерскими и дружескими». США и Турция «разделяют приверженность демократии, светской конституции, уважение к свободе вероисповедания, веру в свободный рынок и чувство глобальной ответственности». Все выступление госсекретаря США было построено таким образом, чтобы вызвать удовлетворение турецкого руководства. Был отмечен огромный вклад Турции в борьбу с терроризмом в Афганистане; упоминалось «сотрудничество в борьбе с общим врагом — РПК»; выражена уверенность в том, что членство Турции в Европейском Союзе послужит усилению Турции, Европы и трансатлантического партнерства; упомянута поддержка решению проблемы Кипра через объединение острова на основе федерации двух общин. К тому же Х.Клинтон сообщила о запланированном на начало апреля визите в Анкару президента Б.Обамы, что должно стать свидетельством особой значимости для Вашингтона отношений с Турцией.

В свою очередь А.Бабаджан заявил, что Турция и США защищают одни и те же ценности: демократию, права человека, верховенство закона, свободную рыночную экономику, и прилагают усилия для распространения этих ценностей по всему миру.

Интересные высказывания были сделаны Х.Клинтон в ходе интервью, которое она дала известному турецкому журналисту А.Биранду. Госсекретарь заявила, что США не будут употреблять термин «умеренный ислам», который использовали представители администрации Д.Буша применительно к Турции. «Мы не классифицируем страны по религиозному признаку», — сказала Х.Клинтон. На вопрос о том, не тревожит ли Вашингтон перспектива исламизации Турции и ее сближения с исламским миром, Х.Клинтон ответила, что Турция доказала, что является «надежным союзником и другом». США поддерживают стремление Турции играть роль «регионального и глобального лидера» во многих международных проблемах.

Обращает на себя внимание акцент на демократическом характере турецкого режима и на светском характере турецкой конституции, сделанный Х.Клинтон в тот период, когда у власти в Турции находится исламская партия, политика которой заставляет задуматься, по крайней мере, о судьбе лаицизма в Турции. При этом США по-прежнему называют Турцию образцом того, как ислам может уживаться с демократией и лаицизмом.

Не вызывает сомнений, что для США сохраняет высокую значимость исламская идентичность Турции, облегчающая проведение американской политики в регионе. В частности, это может касаться Ирана, с которым Анкара сблизилась в последние годы. Тот факт, что визит Х.Клинтон в Анкару состоялся накануне поездки президента Турции в Тегеран для участия в саммите ОЭС, вызвал у политологов и журналистов предположения о возможном посредничестве Анкары в урегулировании американо-иранских отношений. Представители прессы задали министру иностранных дел Турции вопрос о том, обращался ли Вашингтон к турецкому руководству с просьбой передать некое послание иранским властям. А.Бабаджан сказал, что подобных просьб от американской администрации не поступало, но Анкара готова взять на себя роль посредника в урегулировании американо-иранских отношений.

Президент А.Гюль, отвечая на вопросы журналистов по дороге в Тегеран, отметил, что с приходом к власти в Вашингтоне новой администрации во внешней политике США следует ожидать перемен. При этом А.Гюль заявил, что руководство Турции и новая американская администрация разделяют схожие взгляды на ситуацию в Афганистане и в Пакистане, а также на курдскую проблему. Президент отметил, что иранская тема была затронута в ходе его встречи с госсекретарем Х.Клинтон. Анкара считает, что необходимо с пониманием относиться к озабоченности Тегерана вопросами безопасности, «но Турция выступит против, если Иран попытается обеспечить свою безопасность при помощи ядерного оружия».

Можно упомянуть о том, что в совместном заявлении по итогам визита Х.Клинтон в Турцию говорилось о сотрудничестве в борьбе с распространением оружия массового поражения и средств его доставки в регионе и за его пределами. Очевидно, что подобное заявление связано, прежде всего, с иранской ядерной программой.

Как и следовало ожидать, вопрос о внешней политике США после прихода к власти Б.Обамы был затронут на встрече президентов Ирана и Турции. После встречи А.Гюль сказал, что Турция и Иран надеются, на решение существующих проблем путем диалога. На вопрос о возможном посредничестве Анкары в урегулировании ирано-американских отношений, президент Гюль уклончиво ответил, что Турция, являясь соседом и другом Ирана и одновременно союзником Запада, находится в уникальном положении. А.Гюль подчеркнул, что многолетний конфликт Ирана и США не может быть решен в одночасье, но важно наличие доброй воли, которую он увидел у обеих сторон в ходе последних встреч.

Руководство Ирана дает сдержанные комментарии относительно возможного посредничества Турции, заявляя, что глубокие противоречия Тегерана и Вашингтона нельзя решить простым вмешательством третьей стороны. Турецкие политологи высказывают мнение о том, что претендующий на роль регионального лидера Иран не хочет «быть обязанным» Турции за решение его проблем с США. Кроме того, для Тегерана предпочтительно, чтобы Вашингтон обратился к нему напрямую, исключая любых посредников.

Вместе с тем, не стоит обесценивать значение даже опосредованной роли Анкары в налаживании американо-иранского диалога. Руководство Турции, сохраняющей достаточно тесные отношения с обеими сторонами, обсуждало иранскую проблему с госсекретарем Х.Клинтон в Анкаре, после чего президент А.Гюль (встречавшийся как с президентом М.Ахмадинеджадом, так и с аятоллой А.Хаменеи) имел возможность поделиться своими впечатлениями с руководством Ирана. Не вызывает сомнений, что в ходе предстоящего визита президента Б.Обамы в Турцию Иран снова будет стоять на повестке дня.

52.23MB | MySQL:103 | 0,464sec