К вопросу о внешней политике Турции в 2022 году. Часть 1

4 ноября 2021 года Министерство иностранных дел Турции представило в Великом национальном собрании (Меджлисе) страны брошюру, посвященную контурам и основным направлениям внешней политики страны в 2022 году.

Вот как предваряется эта брошюра: «Этот буклет дополняет презентацию, сделанную министром иностранных дел Мевлютом Чавушоглу в Парламентском комитете по планированию и бюджету 4 ноября 2021 года. Он (буклет – И.С.) включает оценки целей, практики и текущих вопросов внешней политики нашего правительства».

Обратимся к этому изданию, которое охватывает все основные направления деятельности турецкого МИДа на предстоящий год. Как заведено, цитируем и комментируем наиболее принципиальные моменты издания.

Первый раздел издания озаглавлен как «Предприимчивая и гуманная внешняя политика».

«В этот период, когда мы приближаемся к 100-летию образования нашей Республики, внешнеполитический подход, которого мы придерживаемся в соответствии с нашими целями на 2023 год, направлен на защиту наших национальных интересов путем вмешательства в вопросы на самой ранней стадии, а также на борьбу с новыми опасениями (переведено буквально; можно понимать в контексте «угроз» — И.С.) и неопределенности, вызванные эпидемией коронавируса во всем мире.

Одной из самых отличительных черт этого периода, когда несправедливость, неравенство и неопределенность увеличились, а возможности предвидения уменьшились, является возрождение геополитической борьбы и усиление конкуренции во всех областях.

Трудности международных организаций в поиске эффективных ответов на проблемы нашего века и утрата оснований многосторонности вызывают новые поиски и конфликты интересов. Хотя их действующие лица и природа меняются, конфликты по всему миру снова нарастают спустя долгое время.

В таких условиях, Турция стремится к более инклюзивной, прозрачной и подотчетной многосторонней системе для построения более справедливого мира с ее предпринимательским и гуманитарным подходом к внешней политике.

С другой стороны, он активно присутствует на местах (буквально переводится как «в поле» — И.С.) и ​​за столом переговоров в рамках своих национальных интересов и исторической ответственности в географии, окруженной кризисами.

В этом контексте, в 2021 году, мы решительно реализовали наше понимание внутренней и внешней политики, которое ставит во главу угла международное право, законность и диалог, ориентировано на людей, соблюдает региональную стабильность и может мгновенно реагировать на меняющиеся условия.

Как страна с 5-й по величине дипломатической сетью в мире с 253 зарубежными представительствами, мы продолжали защищать права наших граждан во всем мире.

Отдавая приоритет торговле, туризму и дипломатии в области здравоохранения, мы поддерживали развитие всех наших секторов и благосостояние нашего народа. Наша предприимчивая и гуманитарная внешняя политика, направленная на то, чтобы внести свой вклад в концепцию «Мир — дома, мир — во всем мире», которая составляет нашу основополагающую философию, будет и впредь вносить все больший вклад в общие цели человечества, обеспечивая при этом нашу национальную безопасность и интересы».

Итак, что же нового / интересного можно усмотреть в этом разделе издания турецкого МИДа? – Прежде всего, речь идет об (относительно) новом слогане турецкого внешнеполитического ведомства, который сформулирован как «Предприимчивая и гуманная внешняя политика».

На самом деле, сложно придумать более ёмкий слоган, который бы отражал позицию Турции по отношению ко внешнему миру.

Во-первых, предприимчивость: действительно складывается полное ощущение, что логика турецкого внешнеполитического ведомства, турецких дипломатов, напоминает работу мысли предпринимателей. Настолько она гибка и нацелена на достижение результата, нередко с выходом за общепринятые рамки и с разрушением догм. На самом деле, это то, чем отличается, в своем классическом представлении, бизнес от внешней политики: тем, что бизнес куда как более гибок по сравнению с консервативной дипломатией, где рамок и условностей, куда как больше. Так вот, турки своим лозунгом по сути ставят дипломатию и бизнес вровень.

Что же до слова «гуманная», которое может быть трактовано, как «гуманитарная (внешняя политика)», то налаживание Турцией гуманитарных внешних связей, оказание гуманитарной помощи – это один из фундаментальных аспектов турецкого курса. Заметим, что реализация гуманитарных проектов – это одна из очень хороших точек входа в любую страну, даже не обязательно речь идет о странах третьего мира.

Как показывает, допустим, пример той же Украины и строительства Турцией жилья для «беженцев» из Крыма, после его «аннексией России». Там, всего-то, речь идет о строительстве 500 квартир в общей сложности в Киеве, Николаеве и Херсоне. Но, тем не менее, данный проект заслуживает упоминания и со стороны двух лидеров в ходе их переговоров, то есть имеет медийный резонанс. И, плюс к тому, ещё и является жизненно важным для получателей этого жеста со стороны Турции. А крымские татары являются, безусловно, для турок целевой аудиторией на стратегическую перспективу, проживай ли они на Украине или же в России – на Крымском полуострове.

В этом смысле, разумеется, при реализации того или иного гуманитарного проекта, турками оценивается потенциальный КПД от той или иной акции.  Задача, разумеется, таким образом: расходуя адресно, точечно средства и силы добиваться максимального эффекта, включая как непосредственный эффект в отношениях с той или иной страной, который должен конвертироваться в поступательную динамику, так и общую медийную подсветку, которая работает на создание Турции соответствующего имиджа в мире.

«Вмешательство в вопросы на ранней стадии» — это о современной проактивной турецкой внешней политике, которая предпочитает действовать на опережение. Разумеется, такие действия не могут не опираться на способность к прогнозированию, на аналитический потенциал Турции, включая работу как внутригосударственных структур, так и около-государственных мозговых центров. Насколько сильна турецкая аналитика? Насколько она хорошо финансируется и оплачивается? – Не думаем, что, в данном смысле, по тому значению, которое придается ценности информации, Турция сильно опережает Россию. Однако, беремся утверждать, что количество различных НКО, которые занимаются международными делами на «добровольных началах» в Турции – все же выше. Равно как и выше в целом ощущение «причастности» к внешней политике страны.

Разумеется, «возрождение геополитической борьбы», про которое пишет турецкий МИД, не может не прочитываться как шанс для Турции занять новое место в мире. В том числе, в качестве страны-реформатора международных организаций, имея в виду, прежде всего, ООН со своим лозунгом «Мир – больше пяти (постоянных членов СБ ООН – И.С.)».

Заметим, ещё одно немаловажное обстоятельство: Турция, за последние годы, стремительно нарастила свое дипломатическое присутствие за рубежом. Пусть по объему своей экономики Турция – в конце второго десятка в мире, однако, 5-е место в мире по дипломатической представленности – это заявка на одно из лидирующих позиций в мире. При том, что Турция известна своей очень серьезной подготовкой дипломатических кадров, которые являются, без преувеличения, одними из лучших в мире.

Достаточно любопытным является и то, что в турецкой брошюре упоминается тезис «Мир – дома, мир – во всем мире» и подтверждается приверженность ему. На самом деле, нынешняя турецкая внешняя политика отнюдь не ставит мир во главу угла, как можно заметить. Наоборот, она декларирует возможность и даже целесообразность использования и жесткой силы в тех ситуациях, когда дипломатия не работает или нуждается в «подкреплении доброго слова кольтом». Хотя, заметим, что при желании всегда можно сказать, что одно, отнюдь, не исключает другого, а достижение мира, нередко, пролегает и через демонстрацию готовности к войне.

Следующий раздел издания турецкого МИДа озаглавлен как «Восточное Средиземное море и Эгейский регион».

Цитируем:

«Турция имеет законные права и интересы, вытекающие из международного права, в морских районах Восточного Средиземноморья. Что же до Эгейского моря, то должно быть достигнуто справедливое решение всех взаимосвязанных проблем в соответствии с правами и интересами нашей страны, в рамках международного права.

Предвзятое отношение ЕС и некоторых третьих стран к нашей решительной позиции по защите наших собственных прав и прав киприотов-турок в Восточном Средиземноморье не способствует стабильности и миру в регионе.

Ни у одной платформы и проекта в регионе, где игнорируют нашу страну, нет шансов на успех. Попытки Греции и Администрации киприотов-греков (так в Турции называют Республику Кипр – И.С.) направить исследовательские суда под флагом третьих стран на наш континентальный шельф были предотвращены шагами, которые мы предприняли на месте и за столом переговоров.

Исследовательские переговоры, которые были сосредоточены на проблемах Эгейского моря и были остановлены Грецией в 2016 году, были возобновлены в 2021 году под названием Консультативные переговоры.

В этих рамках, 6 октября 2021 года, в Анкаре состоялся 63-й раунд переговоров. С другой стороны, 26-27 мая 2021 года в онлайн-режиме прошла 4-я встреча по мерам доверия, которая была инициирована между военными властями нашей страны и Греции с целью предотвращения инцидентов между военными элементами в Эгейском море.

Турция готова к диалогу со всеми сторонами, кроме Администрации киприотов-греков, с целью обеспечения справедливой и мирной делимитации морских границ в Восточном Средиземноморье. Встреча с кипрско-греческой Администрацией возможна только после решения кипрской проблемы.

В этом контексте, Конференция по Восточному Средиземноморью, предложенная нашим президентом, заложит основу для многостороннего сотрудничества и диалога, необходимых в регионе. С Лозаннским мирным договором 1923 года и Парижским мирным договором 1947 года Греция начала вооружать острова с невоенным статусом с 1960-х годов, сначала отрицала эти незаконные действия и признала, что вооружала эти острова необоснованными юридическими аргументами с 1974 года.

Турция, с самого начала, протестовала против этих нарушений, зафиксировала свою правовую позицию и довела этот вопрос до сведения Генеральной Ассамблеи ООН и Совета Безопасности.

В письмах, направленных нами в ООН, отмечалось, что Грецию просили соблюдать невоенный статус, иначе Греция, без их разоружения, не сможет отстаивать свои права на оставленные им острова, в том числе суверенитет, против Турции».

Мы не раз писали о том, что турецкие претензии на исключительную экономическую зону в Восточном Средиземном море, на территории в Эгейском регионе, оформленные в виде концепции «Синяя Родина» — это больше чем просто заявка на некую абстрактную территорию. Это – заявка на обладание богатейшими газовыми месторождениями региона, что способно превратить Турцию из страны нетто-импортера, как минимум, в страну добывающую и даже, не исключено, что и в страну-экспортёра энергоносителей.

Как успела убедиться Турция военно-политическими методами данная проблема не решается. Просто потому, что и в структуре НАТО и в структуре ЕС Турция находится не просто в меньшинстве, а в стратегическом одиночестве. Поэтому Турции, крайне важно, заставить греческую сторону признать наличие проблемы и усадить её за переговорный стол. Отсюда и турецкая активность в том, чтобы провести Конференцию по Восточному Средиземноморью – проведение которое, почти автоматически, уже будет означать то, что наличие проблемы признано. Под проблемой подразумевается и то, что Греция вооружает острова Эгейского моря – в этом смысле, можно говорить и о том, что «Греция приближается к границам Турции», ставя под вопрос её обороноспособность. В этом смысле обращает на себя внимание заявление министра иностранных дел Турции Мевлюта Чавушоглу, прозвучавшее 10 февраля о том, что «Если Греция не откажется от вооружения островов, встанет вопрос суверенитета этих островов». Заметим, что это полностью совпадает с теми тезисами, которые изложены в рассматриваемом нами издании турецкого МИДа.

Раздел 3 издания озаглавлен коротко и емко: «Кипр».

Цитируем издание:

«Мы решительно продолжаем наши усилия по решению кипрского вопроса, нашего национального дела, защищающего права и интересы турецкого народа Кипра, вытекающие из того факта, что они являются основным элементом и общим собственником острова, и отвечающего их интересам в области безопасности.

В конце апреля (2021 года), по нашему предложению, видение двухгосударственного решения на основе суверенного равенства было зафиксировано президентом ТРСК г-ном Татаром на неформальной встрече ООН в формате 5+, состоявшейся в Женеве с участием двух сторон острова и стран-гаранторов.

На встрече г-н Татар представил письменное предложение, подразумевающее предложение зафиксировать суверенное равенство и равный международный статус турецкого народа Кипра, а также (предложение) о начале переговоров об отношениях сотрудничества между двумя государствами на острове.

С другой стороны, греческая сторона повторяла свои известные тезисы и настаивала на неудачных методах, в результате которых было потеряно полвека.

В завершение встречи Генеральный секретарь ООН Гутерриш заявил, что между двумя сторонами нет точек соприкосновения для начала нового переговорного процесса, но он продолжит свои усилия.

Мы решительно поддерживаем видение решения со стороны ТРСК (Турецкой Республики Северного Кипра – И.С.).

В этом контексте, мы подчеркиваем глубокое неравенство между статусами двух совладельцев острова и подчеркиваем, что стремление греческой стороны доминировать над всем островом упразднило Республику Кипр в 1963 году и до сих пор препятствует достижению решения сегодня. Мы подчеркиваем, что двухзональная, двухобщинная федерация больше не будет предметом переговоров и что возможный переговорный процесс может начаться только после того, как будут зарегистрированы суверенное равенство и равный международный статус турецкого народа Кипра.

Официальный визит нашего президента в ТРСК 19-20 июля 2021 года для участия в церемониях, посвященных Дню мира и свободы, убедительно продемонстрировал нашу солидарность с турецким народом Кипра.

В ходе визита, президент ТРСК г-н Татар объявил о начале второй фазы Марашской инициативы, и в этих рамках военная зона получила статус экспериментальной территории, что соответствует 3,5% района Мараш.

Мы поддерживаем открытие Мараша со стороны ТРСК. В свете работ, проведенных с соблюдением прав собственности, мы хотим начать новую эру в Мараше, которая принесет пользу всем. С другой стороны, мы продолжаем наши усилия по прекращению бесчеловечной изоляции и ограничений, налагаемых на киприотов-турок, как это было в прошлом».

Главным в изложенном выше является то, что Турция отказалась от идеи строить на острове федеративное государство. Понятно, что такая модель сулила туркам, как «островным», так и «материковым», немедленные преимущества. Создавался прецедент вхождения территории, населенной турками, то есть мусульманами, в состав Европейского Союза. Отталкиваясь от этого прецедента, и сама Турция могла двигаться дальше по своей заявке на вступление в члены ЕС. Теперь же, как мы можем видеть, этот вопрос больше не стоит на повестке дня. В том смысле, что теперь Турция пошла по пути того, чтобы добиваться признания ТРСК со стороны международного сообщества, как признается и Республика Кипр.

63.11MB | MySQL:102 | 0,517sec